Ребусы

суббота, 6 января 2018 г.

Выражение характера человека в изображении: женский образ. 2 класс

Вид занятий: рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.
Цели и задачи: закрепление навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности; развитее эстетического отношения, творческого воображения.
Оборудование урока: гуашь или пастель (мелки), гра­фические материалы, бумага, фотографии.
Зрительный ряд: слайды и репродукции картин: В. Васне­цов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван царе­вич на Сером волке», «Ковер-самолет», М. Врубель «Царевна-Лебедь», «Царевна Волхова» (Н. И. Забела-Врубель в роли Волхо-вы), К. Сомов «Язычок Коломбины», Ф. Малявин «Вихрь», Б. Кус­тодиев «Купчиха», «Масленица», «Ярмарка», Ф. Левицкий «Порт­рет дочери Агаши в русском костюме», В. Боровиковский «Портрет Е. Н. Арсеньевой», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», Н. Рерих «Снегурочка», А. Архипов «Порт­рет крестьянки», Рембрандт «Портрет старушки».
Литературный ряд:. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, загадки, сти­хотворения, сказка «Морозко».

Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Когда художник изображает человека, то мы, как правило, мо­жем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый и суровый, т. е. какой он, какой его характер. Когда со­здается образ доброй царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. А изображая злую, он стремится показать ее жадность, коварство, леность.
Стихотворения:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
 И умом и всем взяла;
 Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в. приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Из «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина
Смотрим иллюстрации о русском национальном костюме. Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских на­родных сказок: Василису Прекрасную и Марью Моревну. «Лебё­душка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называ­ли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.
Вы, наверное, видели такие одежды в музее или в театральном представлении, кинофильмах, на иллюстра­циях в книгах. В народе из­давна к праздникам готови­лись заранее. Особенно тщательно подбирали наряд.
Ответьте на вопросы:
1) Какие главные части женского народного костюма (сарафан, рубаха, душегрея, головной убор - корона, венец, кокошник) изображены на ил­люстрациях? Назовите их.
2) Что тебе понравилось в ансамбле народного женского КОСТЮма? Объясни почему. 

IIIРабота над заданием.
Задание: изобразить противоположные по характеру ска­зочные образы (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Ма­чеха и др.).
 Класс разделить на две группы: одни изображают добрых, дру­гие - злых персонажей. При наличии дополнительного урока дети изображают противоположные по характеру образы тем персона­жам, что делали на прошлом уроке (по женскому образу). Нецеле­сообразно всему классу давать задания изображать только добрых или только злых героев, так как не с чем будет сравнивать - не бу­дет хватать противоположных образов.
Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о ха­рактере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (хо­лодные + черная), а добрый - в теплой и светлой (теплые + белая). Рисуем портрет: либо по пояс, либо в рост.
Загадки:
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)
Между двух светил
Я в середке один. (Нос.)
Не сеют, не сажают, Сами вырастают! (Волосы.)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот.)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза.)
Выполнив рисунки, скомпонуем попарно, дадим название ра­ботам. Умение подобрать название к своей работе - тоже важное умение художника.
IVИтоги урока.
Экспресс-выставка (по рядам). Дети выходят к доске и показы­вают работы остальным.
Требования к работам:
соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположен­ном, вертикально);
хорошее владение художественными материалами;
аккуратность исполнения;
интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;
завершенность;
наличие названия.
Общая оценка успешности работы.
Домашнее задание: вспомнить изображения в искусстве противоположных женских образов; оформить выставку из работ, выполненных на уроках 17, 18.

Комментариев нет:

Отправить комментарий