Ребусы

воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Жи-ши, ча-ща, чу-щу

П р о ч и т а й т е. Спишите, разделяя каждое слово предложения на слоги. Подчеркните сочетания жи и ши. 

Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль. 
            Б. Заходер
Выпишите слово, которое подходит к такой схеме:


П р о ч и т а й т е  предложения, вставляя в слова слог жи или ши.

Проснулись е, выползают у, строят лища чии стри.

Миша, Миша: не спе, 
Повнимательней пи!
Да потише намай,
Карандаш свой не сломай!
                Г. Ладонщиков

П о д б е р и т е  подходящее по смыслу слово. Выделите орфограмму жи-ши.

Летучие … . Душистые … . Колючие … . 
Цветные … . Проворные … . Густые … . 

Слова для справок: еж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж. 

П р о ч и т а й т е . Соберите из частей пословицы. 



К  д а н н ы м словам подберите и запишите слова, которые обозначают детенышей. 

Волк, заяц, галка.

Выделите орфограмму ча-ща.

П од б е р и т е  подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.

Коровы … . Сороки … . Мыши … . 
Медведи … . Петухи … . Дятлы … .

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит. 

С п и ш и т е , дописывая пропущенные слоги чу и щу, предложения из стихотворений С. Маршака и А. Барто.

Щеткой чи я щенка, щеко ему бока. 

Я по улице ска, я веревочку вер. 

С о с т а в ь т е  из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым.

Ч..щ.., полна, звуков, лесная.
По, дятел, стуч..л, дубу. 
Круж..лись, елью, над, клесты. 
Срывали, шишки, клювами, они. 
Искали, птицы, пищу. 

П р о ч и т а й т е   рифмовки, которые составила Н. М. Бетенькова. Может быть, и вы составите свою рифмовку? Попробуйте!

Пища, чаща, роща, куча, 
Саранча, кочан и туча, 
Дача, чайка, каланча – 
Все слова на ча и ща. 

Щука, чум, ищу, молчу … – 
Все слова на чу и щу. 
Я их твердо заучу
И пятерку получу. 

С п и ш и т е , исправьте ошибки.

Луна освещяла лисную чящю. В траве трищяли кузнечики. Для зеленого барщя нужен щявель. В чаще щибечют птицы.

П р о ч и т а й т е . Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите слоги в слова. 

На дорожках лу__цы,

На асфальте ро__цы,
жи
За окном кри__т гал__та,
ши
Под крыльцом пи__т котята,
ча
В речке пле__тся __рята,
ща
В клетках прыгают кроль__та,
чу
А у дерева в ти__
щу
Е__ха к ё__ку спе__т.



П р о ч и т а й т е  стихотворение Ю. Могутина. Выпишите слова с пропущенными буквами.

Ерши
Над реч__шкою в тиш__.
Шелестят камыш__.
А в воде, у камышей, –
Шесть задиристых ершей. 
Не ерш__тесь вы, ерш__,
Лучше спрячьтесь в камыш__.
Вас, ершей-малышей, 
Щ__ка ждет у камышей.

П о с л у ш а й т е   загадки. Запишите отгадки.

Мухи белые летели, 
На дворы, на крыши сели. 
Не сочтете белых мух,
Что летают, словно пух.
            (Снежинки.)

Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду, 
На охоту я иду. 
            (Щука.)
    
На плите стоит, пыхтит, 
А из носа пар валит. 
            (Чайник.)

Маленькие зверьки, 
Серенькие шубки.
Черненькие глазки, 
Остренькие зубки.
            (Мыши.)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. 
            (Кувшинка.)

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи, 
А зовут их … 
            (Лыжи.)

Каждой весною
Лапы еловые 
Старые лампы
Меняют на новые.
            (Шишки.)

Белокрылая птица
Над морем летает, 
Рыбу увидит – 
Клювом хватает. 
            (Чайка.)

Точно мы должны ходить, 
Можем рано разбудить. 
Бить умеем, но не вас. 
Отбиваем каждый час. 
            (Часы.)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, 
Больше греться не хочу. 
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
            (Чайник.)

Я одеваюсь не по моде, 
Весь век стою как на часах
В саду ли, в поле, в огороде, 
На стаи нагоняя страх. 
И пуще огня, хлыста или палки
Страшатся меня грачи и галки. 
            (Чучело.)

У г а д а й т е   и запишите последнее слово. 

Ты к обеду положи 
Ложки, вилки и …. (ножи). 

Кот живет у нас на крыше, 
А в чулане жили … (мыши).

У Сережи, посмотри, 
Есть колючие … (ежи). 

Принесла нам дождь плакучий,
Эта грозовая … (туча).

Я щенка от злющей стужи защищал
Щенок от радости … (пищал). 

Наступает темнота. 
На столе горит … (свеча).

Петя чуть не плачет. 
Очень трудная … (задача).

Мама зайчатам на лапки 
Купила белые … (перчатки).

На рыбалке не ворчу, 
Щуку из реки … (тащу).

Волки рыщут, 
Пищу … (ищут).

Я откликаться не хочу, 
Меня зовут, а я … (молчу).

Пескарю, плотвице – му?ка,
Если близко рыщет … (щука).

Я только нитки отыщу
И змея в небо … (запущу). 

П р о ч и т а й т е   стихи. Вставьте пропущенные слоги. 

Жи, ши, чу, щу. 
__ли  на__  мы__
за трубой на крыше. 
Там __десное местечко, 
Потому что рядом речка.
Су__т печка сухари, 
Мы__ и__т крошки. 
Знают даже малы__:
И__т мышек кошки. 

Ча, чу, щу, жи.
__сто в __ще я и__
Ягодку малинку.
Я мол__, мол__, мол__, 
Все кладу в корзинку. 
Вот уже закрыто дно. 
Вот уж серединка. 
Я и__, и__, и__.
Пока__сь, малинка!


Р а с с т а в ь т е  слоги в словах правильно, запишите получившиеся слова. 

Жойчу, кащу, гучунок, щууго, ощуты, чечуло, щуи, чувыру.

П р о ч и т а й т е  слова. В какие из них нужно вставить буквы  ы–и, а–я?

ы или и                 а или я
р..ба                ч..шка
ш..шка                дач.. 
ж..раф                м..чик
ш..повник            щ..ве?ль
маш..на                рощ..

З а п и ш и т е   предложения, вставив пропущенные буквы. 

У розы колючие ш..пы. У нас ж..вет собака Рыж..к.

Декабрь – нач..ло зимы. Ч..сто трещ..т лютые морозы. Вот она, настоящ..я зима!

За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять. 

Я помогаю маме. Чищ.. двор. В корзине я тащ.. мусор в яму. Я хоч.., чтобы везде было чисто. 

Н а п и ш и т е   слова во множественном числе. Выделите орфограмму жи-ши. 

ландыш – …  
еж – … 
ерш – … 
мышь – … 
нож – … 
груша – … 
уж – … 
малыш – …

З а б е р и т е с ь  по лесенке. Запишите слова в строчку. Выделите орфограмму. 



В ы п и ш и т е   слова с буквой ы. 

Малыш.., м..сли, кр..са, кувш..н, ланд..ш, кам..ш.

З а п и ш и т е   предложения под диктовку, выделите орфограмму жи-ши. 

У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши. 

И з м е н и т е   слова по образцу, выделите орфограмму ча-ща. 

молчит – молчат.
кричит – …
рычит – …
пищит – …
стучит – …

З а б е р и т е с ь  по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму ча-ща. 



В ы п и ш и т е   слова с буквой я. 

Куч. , мал. р, пр. ник, пол. на, ч. йка, внуч. та. 

З а п и ш и т е   предложения под диктовку, выделите орфограмму ча-ща.

Для борща нужен щавель. 
Трещат кузнечики. 
Пищат в чаще галчата. 
Внучата пили чай у бабушки. 

И з м е н и т е  слова по образцу, выделите орфограмму чу-щу. 

молчит – молчу
кричит – …
рычит – …
пищит – …
стучит – …

С п у с т и т е с ь  по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму чу-щу.



В ы п и ш и т е  слова с буквой ю. 

Л..стра, Л..ся, кл. чик, кол..чка, ч..лки, щ..ка.

З а п и ш и т е  предложения под диктовку, выделите предложения чу-щу. 

Я звоню врачу на дачу. Я кричу. Я видел чудесную рощу. Я слова учу, учу и пятёрку получу. 

Н а п и ш и т е  ответы на вопросы. Выделите орфограмму жи-ши. 

Какие цветы расцветают в мае?
Что растет на соснах и елях?
Как называется дикая роза?

З а м е н и т е  подчеркнутое слово близким по значению, выделите орфограммы. 

Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели. 

К  д а н н ы м  словам подберите слова с сочетанием ча-ща. Напишите их. Выделите орфограммы. 

волшебник – …
нередко – …
глушь – …
горемычный – …
храбрец – …
жалеть – …

Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак. 

И з м е н и т е   подчеркнутые слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаю?

Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки. 

О т в е т ь т е   на вопросы, раскрыв скобки. 

Решить что? (задача).
Позвонить кому? (врач). 
Приехать куда? (дача). 
Зайти к кому? (товарищ).
Надеяться на что? (встреча).
Пойти куда? (роща). 

К  д а н н ы м  словам подберите слова, близкие по значению. Выделите орфограмму чу-щу. 

внимательный – … 
грязный – … 
изумительный – … 
скучаю – … 
Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий. 

З а п и ш и т е  слова в три столбика. 

Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, щебеч..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой. 

П р о ч и т а й т е   текст. Озаглавьте. Выделите орфограммы и запишите под диктовку. 

Дедушка подарил мне двух зайчат. Я хорошо ухаживал за ними. Зайчата подросли и стали большими. Весной я понес их в лес и выпустил на волю. Зайчата радостно помчались по лесу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий