Ребусы

суббота, 15 февраля 2014 г.

Починки

Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии в 5 классе.
Тема:  Народный праздник – конкурс « Починки»
Девиз: «Не за свое дело не берись, а за своим – не ленись».         
Технология личностно ориентированного обучения.
Цели: познакомить учащихся с одним из народных обычаев, связанных с рукоделием;    познакомить с возможностью использования вторичных текстильных материалов для изготовления различных предметов;
- развивать интерес к истории родного края, фольклорным традициям; закрепить приемы
 работы с иглой;
- воспитывать стремление создавать красоту своими  руками, эстетический вкус;   прививать навыки культуры и аккуратности.
Оборудование:на столе лежат швейные принадлежности, шкатулка с лоскутами, лентами,
тесьмой, кружевом, образцы изделий с заплатками, изделия из лоскутов (домашнее задание), накрыт чайный стол.
 План проведения мероприятия.
1. Вступительное  слово.
2.Рассказ учащихся об истории праздника.
3.Конкурс загадок.
4.Представление домашнего задания.
5.Выполнение практического задания.
6.Конкурсы.
7.Чаепитие.
Ход  мероприятия.
Учитель:  Праздник всегда выполнял важные общечеловеческие функции, имел глубокий
смысл давал возможность каждому человеку вносить свою, пусть малую, лепту в общее
действие. Непременное условие каждого праздника – приготовление необходимых аксе-
суаров, костюмов и других предметов. Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник с необыч-
ным названием «Починки». Слово «починки» - русское, имеет один корень со словом
«чинить». В Починкин день люди с утра пораньше принимались за ремонт инвентаря и одежды, а потом все вместе угощались кушаньем, приготовленным специально для
этого дня.
Ученик. По народному календарю Починкин день приходился на 16 февраля. Накануне,
15 февраля, праздновали Сретенье, когда весна с зимой встречаются. Наступала пора, когда надо было перебрать и пересмотреть одежду, подготовиться к смене погоды.
Ученица. Справная хозяйка заранее собирала все, что нужно для Починок, и хранила в
большой шкатулке.Там было накоплено много разных безделушек для рукоделия: тесь-
ма, ленточки, бисер, разноцветные лоскутки, нитки, иголки. Когда в Починкин день
этот ларчик открывался, над ним с любопытством склонялись девочки – что за сокрови-
ща там припрятаны? СЛАЙД   ( все ученики рассматривают содержимое шкатулки,
стоявшей на столе )
Ученик. Труд мужчин на Починки был иным – подшить валенки, залатать кожей сапоги, привести в порядок лошадиную упряжь. Мужчины уходили в глубь дома, а вся женская
часть населения усаживалась у окошек, разделив между собой работу. СЛАЙД
Ученица. Залатать старенькие кафтаны старались так искусно, чтобы они стали лучше но-
вых. В этом был весь смысл рукоделия на Починки – так исхитриться, чтобы заплатки
выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер–портной шил?
Ни у кого в округе подобного нет!»
Проводим конкурс.
Мальчикам было дано домашнее задание. Нужно было сделать ремонт брюк накладной заплаткой. И вот сейчас они покажут свои изделия (заплатки выполнены на кусочках ткани). СЛАЙД (ФОТО)
Учитель. Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего  не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам.
Так  что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.
Очень почиталась в народе игла, бережно с ней обращались и ценили высоко, потому,
наверно, поговорок и загадок об игле да шитье сложено немало.
Сейчас мы проверим, знают ли наши участники загадки об игле. Выдаются каждому 
ученику по 8 карточек). На одной из карточек первая половина загадки, на другой –
вторая половина. Нужно составить полный текст четырех загадок.
1.Держится подружка за мое за ушко.
   Стежкою одною все бежит за мною.
                                                    2.Тонкий длинный паровозик
                                                       За собой вагоны возит,
                                                       Где проехал, дырки нет,
                                                       Только шпал и рельсов след.        
3.Бежит свинка – золотая щетинка,
   Носочек стальной, а хвостик льняной.
                                                    4.Шагает мастерица по шелку и по ситцу,
                                                       Очень мал её шажок, а зовут его стежок. СЛАЙД
Учитель. И снова обратимся к истории праздника. Девушки с Починок начинали
сшивать лоскутики,  делать лоскутное одеяло себе в приданое. В наше время
мастериц в народе не убавилось. Они создают настоящие шедевры, используя в работе
различные по цвету и размеру кусочки ткани. СЛАЙД
Конкурс.
Предлагаем вашему вниманию конкурс домашних заданий на тему «Лоскутная пластика»
Полюбуйтесь, какие чудеса могут творить умелые руки наших девочек.
Девочки показывают свои изделия, сшитые из лоскутков и вещей, бывших в употребленииСЛАЙД.
Учитель. Глядя на эти работы, можно смело сказать, что народные традиции вечны, они
сохраняются и развиваются потому, что всегда в народе будут цениться аккуратность и
бережливость, стремление творить красоту своими руками.
Конкурс. Звучит фонограмма с народной музыкой.
Мальчикам нужно пришить как можно больше пуговиц на лоскуток за определённое время.
А девочкам дадим ещё одну возможность доказать, что для умелой руки все работы
легки. Нужно выполнить ремонт накладной заплаткой (нужно заметать срезы заплатки на изнаночную сторону, приколоть к лоскутку и пришить потайными стежками, потом приутюжить). СЛАЙД
Пока ученики работают, мы проведем конкурс среди болельщиков.
1.Кто больше всех назовет пословиц и поговорок о труде.
2.Объяснить значение этих выражений:
а) Семь раз отмерь – один раз отрежь.
б) Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
в) Умелые руки не знают скуки.
г) Делу время – потехе час.
Наиболее полный ответ – тот и победитель.
Учитель. С детства крестьянские девушки помнили, что игла не только весь белый свет
обшивает, но на самые сокровенные вопросы дает ответ. Поэтому шили они и вопрошали
«Иголка – сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в
сосватанном?» Или: «Иголка, иголка на кого буду шить, кого буду любить?» СЛАЙД
А так как  думали они о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы.
Музыкальный конкурс.
Учитель музыки исполняет на баяне фрагмент русской народной песни, а участники
угадывают название песни или приводят несколько слов из этой песни.
Угадавший получает приз.
Учитель.  «Делу время – потехе час».  Закончив рукоделие, девушки устраивали веселье,
пели, играли, водили хороводы. Наши участники тоже приготовили частушки, которые
сейчас исполнят.
От творенья наших рук
Возникла зависть у подруг,
Но им простительно,
Ведь шьем мы изумительно.
                                              И пусть, чтоб нам всегда везло,
                                              Поможет наше ремесло –
                                              И будет каждый наш стежок
                                              К удаче жизненной шажок.
Учитель. Вечером на Починки полагалось отведать пирогов с грибной начинкой, в кото-
рых среди однородной массы попадался целенький грибок. Кому попадался целенький
грибок, скоро должно было повезти с женихом или нежданным наследством.
Мы тоже последуем народной традиции и устроим чаепитие. СЛАЙД
Жюри подводит итоги. Всем участникам вручаются памятные призы.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/vneklassnoe-meropriyatie-po-tehnologii-v-5-klasse-narodnyy-prazdnik

Комментариев нет:

Отправить комментарий