Ребусы

суббота, 15 февраля 2014 г.

Починки

Праздник «Починки»
Цели: — познакомить с народным праздником «Починки»;
— содействовать сплочению коллектива, созданию доброжелательных отношений;
развивать активную деятельность.
Оборудование: клубки виток, бумага, ручка, пуговицы, лоскутки, нитки хлопчатобумажные, иголка, ножницы.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1.Организационный момент.

2.Подготовка к мероприятию.

II. Вступительное слово педагога.
Учитель, На свете существует очень много праздников Многие из них, возникнув в глубокой древности, дошли до наших дней. Речь идет о народных праздниках, которые не отмечаются на государственном уровне, но их помнят и любят очень многие.
Наша сегодняшняя встреча посвящена тому, чтобы познакомить вас с интересным праздником «Починки». Что это за праздник, как его отмечали, вы сейчас и узнаете.

III. Сценарий праздника

Звучит фонограмма с народной музыкой.
Ведущий. Починки — известный народный праздник, который проходит 16 февраля. В этот день по русскому обычаю устраивали латание дыр в одежде. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. А что для праздника надо? Собраться вместе, ознаменовать событие каким-то волшебным действом, например, гаданием, заговором приворотом — чисто женскими развлечениями, имеющими тайный смысл, А потом угоститься особым ритуальным блюдом, приготовленным специально для этого дня.
   Накануне, 15-го, праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются, устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Поэтому вслед за активным времяпровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить, да и пора было перед весной перебрать всю одежку, подготовиться к смене погоды.
О том, что необходимо было использовать для этого, мы узнаем в нашем первом конкурсе.

Приглашаются участников.
Ведущий. Я раздаю вам клубки ниток, внутри которых лежат записки с загадками. Ваша задача — размотать клубок, отгадать загадку.
Конкурс 1.
  1. То назад, то вперед, ходит, бродит пароход,
    Остановишь горе, продырявит море. 
    (Утюг.)
  2. На полянкешерстянойПляшеттонконожка,Из-подтуфелькистальнойВыползаетстежка, (Швейная машинка)
  3. два братца — одно сердце. (Ножницы.)
  4. Тонка, длинна, одноуха, остра — всему миру красна. (Игла.)
  5. Кого с пола за хвост не поймаешь? (Клубок ниток.)

               Ведущий. Справная жена заранее собирала все, что нужно для Починок, и хранила с трепетной бережливостью в своем заветном ларце или большой шкатулке. где было много накоплено самых разных безделушек для рукоделия: тесьмы, ленточек, бантиков, золотых шнурков-завязок, бисера и разноцветных камушков, Когда 1 6-го февраля этот ларчик тождественно открывался для обозрения всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись девочки — что за сокровища там припасены?

Конкурс 2.
Ведущий. А наш следующий конкурс покажет, кто из вас не только самый быстрый, но и внимательный. Перед каждым участником стоит коробка, в которую насыпаны различные пуговицы. Перед коробкой лежит одна-единственная пуговица. Как только зазвучит музыка, вы должны найти у себя в коробке по 10 таких же пуговиц, которые лежат на столе. Победителем же, конечно, станет тот, кто правильно и быстро выполнит задание. Звучит фонограмма с народной музыкой.

           Ведущий. Часто на Починки созывались и представители сильного пола. Их труд был иным подшить валенки, заделать кожей сапоги, привес. ти в порядок лошадиную упряжь. Забрав свою половину требующих ремонта вещей, мужчины, как правило, уходили в глубь дома, поближе к
печке, а вся женская «часть населения» усаживалась у окошек, разделив
- между собой работу. Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В
 этом был весь смысл рукоделья
на Починки так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченом, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а бабонька нашептывала: «Не носить плаченого, не видеть злаченого. Ныне в рубахе простой, а завтра — что у царевны самой».
              В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка», Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.

Конкурс 3.
Ведущий. Для следующего задания нам понадобятся лоскутки, иголка с ниткой, мелкая монетка, Представьте, что вы находитесь в крестьянской избе и зашиваете эту монетку под заплатку. Пока звучит музыка, вы это задание должны выполнить.

Звучит фонограмма с народной музыкой.
Ведущий. Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16-го февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.
Сызмальства девочки помнили, что иголка не только весь белый свет помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: «Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?». Или: «Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?», «Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай от меня к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!». От сосредоточенности на зеркальной поверхности иглы и от монотонной работы девицы впадали в особое состояние, в котором их «посещали» видения. А так как думали они о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы.
Конкурс 4.
           Ведущий. Так как девушки на выданье должны были быть настоящими мастерицами, им приходилось выполнять разную работу. О том, какая из нее получится хозяйка, как она умеет прясть, шить, вышивать, можно было судить по рукодельным предметам. А мы скоро тоже узнаем, какие мастерицы получатся в будущем из вас.
Перед вами лежат лоскутки ткани, пуговицы. Пришейте как можно больше пуговиц на эти лоскутки, Работа должна быть выполнена не только быстро, но и очень аккуратно. 
Звучит фонограмма с народной музыкой.
                Ведущий. Девушки с Починок начинали сшивать приготовленные лоскутки, набирая из них, выстегивая себе в приданое ватное или пуховое одеяло. Эта традиция сохранилась в деревнях до сих пор. А в городах искусные мастерицы создают настоящие шедевры, используя в работе разные по цвету, размерам и формам кусочки ткани. Если раньше в этой технике изготавливали в основном одеяла, то сейчас изделия из лоскутов находят применение в сувенирах, игрушках, одежде и других изделиях.

Конкурс 5.

                 Ведущий. Перед вами лежат кусочки ситца. Выберите несколько из них и аккуратно соедините между собой.
                Пока наши конкурсанты выполняют задание, предлагаю зрителям тоже поработать. Закончите предложенные пословицы или поговорки.
Дома и стены ... (помогают). — По одежке встречают ... (по уму провожают) -  На бога надейся ... (‘а сам не плошай). — Семь раз отмерь ... (один раз отрежь,) Мал золотник ... (да дорог,). — Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда,) — Один в поле .. (не воин,). — С миру по нитке ... ‘голому рубашка). — Дом вести . . (не лапоть плести или не рукавом трясти). — Не выбирай жених невест ... (выбери тещу). Один пашет, семеро ... (‘руками машут). Каков поп… (таков и приход)

               Ведущий. Итак, последний конкурс закончился.
За прошедший учебный год мы много говорили о декоративно - прикладном творчестве, применяемых материалах, инструментах и т д. Ответьте на вопросы, которые тем или иным образом связаны с темами прошедших занятий.

-  На пальце одном ведерко вверх дном. 
(Наперсток) -  Инструмент бывалый, не большой и не малый, у него полно забот: он и режет, и стрижет.(Ножницы) -  Кого с пола за хвост не поймаешь? (Клубок ниток.) - Конь стальной, хвост льняной, (Игла, нитка.) - На полянке шерстяной пляшет тонконожка  (Игла для швейной машины.) - Из под туфельки стальной выползает стежка. (Строчка на швейной машине.) -  То назад, то вперед, ходит, бродит пароход,
- Остановишь горе, продырявит море, 
(Утюг.) -  Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено.)               Проведение конкурсного задания по народным пословицам.
             Существует большое количество народных пословиц, в которых говорится о мастерстве, труде. Объясните значение этих выражений:
- Мастерство тому дается, кто весь делу отдается.
- Умелые руки не знают скуки.
- Наскоро делать — переделывать.
- Терпенье и труд все перетрут.
            В этом задании победителем станет тот кто даст наиболее полный ответ на вопрос.
VI. Заключительное слово педагога.
Анализ творческой деятельности каждого обучающегося. 

Источник: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/prazdnik-pochinki

Комментариев нет:

Отправить комментарий