Ребусы

вторник, 30 сентября 2014 г.

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"

Основные цели:
Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:
  • Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
  • Совместного проживания содержания художественного материала;
  • Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
  • Совместной групповой и коллективной работы;
  • Развития воображения и творчества учащихся.
  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
  • Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал: презентация к уроку PowerPoint 2003г
Раздаточный материал: вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.
Задачи урока:
  • Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
  • Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
  • Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
  • Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
  • Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
  • Научить ребят творчески решать проблемные задания.
Авторский медиапродукт - презентация 16 слайдов (среда PowerPoint 2003).
Целесообразность использования:
  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
Ход урока
Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).
1. Мотивация к учебной деятельности.
"Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела: (Александр Николаевич Афанасьев).
"Оно льется как водный поток, и блестит как небесный свет:
:слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии".
"Давай те же обратимся к истокам, чтобы, продвигаясь вслед за нашими предками, возделывающими в течение многих веков поле родной культуры, увидеть ее в развитии, узнать, как жили, о чем думали первосозидатели нашего языка и культуры".
Федор Иванович Буслаев (исследователь и собиратель произведений народной словесности)
Я желаю вам успехов и думаю, что вы хорошо поработаете.
Пожелайте друг другу удачи. Теперь в путь!
2. Постановка познавательной задачи.
Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество)


Как выдумаете, чем сегодня вам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения, отгадывать загадки, над чем-то мы будем работать в группах)
Будем ли мы узнавать что-то новое? (кто-то будет; да; нет - возможны любые ответы детей)
Почему она так называется? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)
Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)
Какие разделы в ней изучались? (малые фольклорные жанры, сказки)
Какие малые жанры фольклора нам встречались?  
- Скороговорки
- Потешки
- Небылицы
- Пословицы и поговорки
- Загадки


3.Работа по группам.
Задание №1 "Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится"
Раз два три, четыре, пять 
Будем в прятки мы играть. 
Звезды, месяц, луг, цветы: 
Поводи иди-ка ты.

(считалочка)
Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку. 
Рак за руку Греку цап.

(Скороговорка)
Ехала деревня мимо мужика,  
Вдруг из под собаки лают ворота. 
Дубина выбегает с мальчиком в руках, 
А за ним тулупчик с бабой на плечах

(небылица).
Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка, 
Что ты рано встаешь, 
Деткам спать не даешь?

(пестушка)
Баю, баюшки, баю 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок 
И ухватит за бочок.

(колыбельная песенка)
У каждой группы есть толковый словарь, учебник "Родная речь" 2 класс, раздаточный материал учителя (из энциклопедии):
Считалки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких.




Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья




Небылица - Вымысел, лживое сообщение Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (например: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился)
Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения. Слово "пестушка" произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках.
Колыбельная песня - песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мама своему ребенку, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.




4. Беседа

- Какой раздел мы изучали с вами после малых жанров фольклора? (Сказки.)



- Какие виды сказок вы знает? (бытовые, волшебные о животных)

- Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка)  
Физкультминутка

5. Продолжение работы в группах.
Задание №2 "Отгадай"

Задание №3."Инсценировка"
Ваша задача инсценировать отрывок из сказки, которую вы отгадали. Объяснить ее вид, доказать это.
 Рекомендации по работе над сказкой:
- вспомните сказку
- прочитайте или повторите диалог героев
- перескажите диалог по ролям
- к какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ
- помните о выразительном исполнении.



6. Викторина "Вспомни пословицу".
В заключении конкурс пословиц.


Пословицы рассыпались  

Доброе братство        в беде
Друзья познаются      добром и платят
Робкого                        дороже богатства
За добро                      и тень страшит
Сметка дороже          дороже богатства

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вот и подошел к концу наш урок.
- Для чего мы изучали устное народное творчество?
- Что понравилось на уроке?
- Что бы вы изменили?
- Оцените работу своей группы? Все ли вам удалось?
- Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

Обсуждение результатов проходит по группам (вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.


8. Домашнее задание: попробуй сочинить свое произведение (сказку, загадку и т. д.),

Комментариев нет:

Отправить комментарий