Ребусы

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Конспект урока "Наше питание. Пищеварительная система"


Тип урока: комбинированный
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе.
Задачи урока:
Образовательные:
  • Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
  • Составить правила правильного питания;
  • Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
  • Обобщить и систематизировать знания.
Воспитательные:
  • Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
  • Воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.
Развивающие:
  • Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
  • Развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Оборудование:
  • Учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;
  • Рабочая тетрадь на печатной основе;
  • Этикетки от продуктов питания;
  • Авторский медиапродукт: презентация Power Point «Наше питание. Пищеварительная система»;
  • Карточки; картинки с продуктами;
  • Компьютер, программа PowerPoint, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Урок начнём с игры «Подари тепло другу».
Дорогие ребята! Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Раскройте правую ладонь, а левой накройте ладонь соседа. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели.. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый скажет доброе слово своему соседу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе, к своему здоровью. В жизни вас ждут опасности, которых нужно не бояться, а избегать или остерегаться.Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
Итак, начинаем урок. Девиз урока «Своё тело изучай – самого себя познай» 


II. Повторение пройденного материала.

Мы с вами на прошлом уроке побывали в стране Здоровячков. В этой стране мы познакомились с Доктором Осанка. Он рассказал нам как хорошо быть стройным, ловким, сильным.
Проверка домашнего задания.
а) Учащиеся 1 группы выполняют тест по теме «Опора тела и движение.» с самопроверкой по карточкам.
б) Учащиеся 2 группы получают индивидуальные задания на карточкам (пересказ по плану и оздоровительные упражнения):
Составь рассказ по плану:
  1. Что составляет скелет человека?
  2. Каково значение скелета?
  3. Что образует опорно-двигательную систему?
  4. Как работают мышцы?
В) Учащиеся 3 группы проводят оздоровительные упражнения для осанки.
Как выработать правильную осанку? (Проведение оздоровительной минутки.)

III. Актуализация опорных знаний.

– Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит Карлсон).
– Здравствуйте, простите за опоздание.
Дети! Что же такое творится?!
Мотор мой не хочет никак заводиться.
Учитель:
Здравствуй, Карлсон!
Что грустишь ты? Дай ответ!
Карлсон:
Я обкушался варенья!
А ещё было печенье.
Торт и множество конфет:
Очень вкусным был обед.
А теперь мотор заглох…
Ох, зачем я ел пирог?...
Учитель: Где же ты сегодня был?
Карлсон:
Слон обедать пригласил.
Отказать ему не смог.
Ох, зачем я ел пирог?
Учитель:
Да, друзья, на первый взгляд.
Стал Карлсончик толстоват.
Разве можно столько есть?
На диету нужно сесть!
Карлсон:
Чтобы сесть, нужна кровать.
А до дома не достать.
Кто б на крышу влезть помог.
Ох, зачем я ел пирог.
Учитель:
А всё жадности микроб.
Если б не было его:
Не случилось б ничего!
Карлсон! Ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всём ты виноват:
Ел и ел ты всё подряд!
Карлсон:
Я мужчина в цвете лет,
Ну а вам и дела нет!
Всё – настал последний вздох!
Ох, зачем я ел пирог…
Учитель: Садись,дружок, на свободное место и послушай наш разговор.
– Ребята, как вы думаете, почему у Карлсона заболел живот?
– Он много съел.
– Правильно и съеденная пища не принесла ему пользы.
– Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)


– Сегодня на уроке мы поговорим о питательных веществах, которые человек получает с пищей. Всякая ли пища бывает полезна? Что значит правильное питание?
Узнаем, как работает пищеварительная система человека. Поможет нам в этих вопросах Доктор Здоровое питание.

IV. «Открытие» нового знания.

– Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?
Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.
Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?
Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.
Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.
При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.
Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).
Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.) 


Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.) Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)
Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.)
Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.
Предлагаю вам игру «Один дома». На доске расположены картинки с продуктами. Давайте выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе. В корзину 2 – продукты, которые мы редко употребляем в пищу (дети «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты, йогурт, сыр, соки).
Какие продукты пользуются большей популярностью?
А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине на вкусные и полезные. О некоторых продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Но как, же понять, полезен продукт или нет?
Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них. 



Работа по учебнику и мультимедийной презентации.
Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют в жизни нашего организма.
Что такое белки и для чего они нужны? (Сообщения детей сопровождаются слайдами)








V. Физминутка

Во дворе растёт подсолнух
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

VI. Работа «научных» групп. Практическая работа 1.




Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.
Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте?
Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.
У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь стр. 62, №2 Укажите 3-4 продукта для сравнения.
По результатам исследовательской работы ученики заполняют таблицу.
Самопроверка. Анализ результатов таблицы.
Распределите названия продуктов в 3 колонки по большему содержанию в них питательных веществ. «Ученый» от каждой группы выполняют это на доске. Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами.
– Какие продукты вещества мы не исследовали в таблице?
– Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины.)
– Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах. 

– Что вы знаете о витаминах?
В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” – витамины. 






– Для чего нужно есть разнообразную пищу?
И так мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Из этого нужно сделать вывод: Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. 



В выборе продуктов питания нам поможет таблица, которую мы составили.
Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания.
Практическая работа 2. (по группам) 

Поработайте в группах. Из группы предложений…
1 группа составит вредные советы.
2 группа составит правила правильного питания. Устно объясните, почему надо делать так, а не иначе.
3 группа – составит памятку для Карлсона.

– Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться?
  1. Знать содержание питательных веществ в продуктах.
  2. Помнить правила правильного питания. 


VII. Пищеварительная система.


А)Работа с учебником (стр. 145).
Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы рассмотрим рисунок в учебнике стр.145 и узнаем, как устроена пищеварительная система? (


Сопроводительный рассказ учителя.
Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, – должно перевариться и всосаться в кровь.
Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется куда …? (В пищевод.) Далее по пищеводу – хрящевой трубочке пища опускается в …(ответы детей) желудок. Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в … (ответы детей) кишечник и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Это процесс длится 3-4 часа.
Прочитайте какую роль в пищеварении играет печень.
Каким образом пища превращается в вещества твоего организма? При переваривании она распадается на составные части, из которых клетки твоего тела строят собственные белки, жиры и углеводы.Пища состоит из клеток. Любые клетки состоят из сложных веществ — белков, жиров и углеводов.
Совет Доктора Здоровое питание.Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
Б)Откройте рабочую тетрадь и попробуйте восстановить подписи к рисунку. Проверьте себя.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Какие питательные вещества человек получает с пищей?
– Почему нельзя есть много сладкого?
– Можно ли есть много жареного, соленого, копченного?
– Полезна ли горячая пища?
– Почему следует соблюдать режим питания?
Учитель:
  1. Ребята, мера нужна в еде,
    Чтоб не случиться нежданной беде,
    Нужно питаться в назначенный час
    В день понемногу, по несколько раз.
    Этот закон соблюдайте всегда,
    И станет полезною ваша еда!
    Надо ещё про калории знать,
    Чтобы за день их не перебрать!
  2. В питании тоже важен режим.
    Тогда от болезней мы убежим!
    Плюшки, конфеты, печенье и торты –
    В малых количествах детям нужны.
    Запомни, Карлсон, наш совет:
    Здоровье одно, а второго-то нет!
Какая должна быть здоровая пища? 

Карлсон:
Спасибо, ребята! Теперь буду знать
И строго питанья режим соблюдать.
Без помощи вашей совсем бы засох.
Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?..
– А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.
Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит в нашу корзинку яблоко.
А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – положит в корзинку булочку. 



X. Домашнее задание.





Литература:
  1. Безруких М.М. и др. «Разговор о правильном питании» – СПб.,1999.
  2. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса: в 2 частях» / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – 4-е изд. – М, Просвещение, 2006.
  3. «Рабочая тетрадь» к учебнику для 3 класса: в 2 частях / Плешаков А.А. – М., Просвещение, 2009.
  4. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» / Плешаков А.А. – М., Просвещение, 2008.
  5. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
  6. Обухова Л.А. «135 уроков здоровья, или школа докторов здоровья»-Москва. «ВАКО», 2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий