Ребусы

воскресенье, 17 сентября 2017 г.

Как помочь ребенку справиться с трудностями в школе

К сожалению, какими бы талантливыми не были наши дети, мы не можем гарантировать то, что у них все будет получаться. Все реагируют по-разному, но как бы внешне не вел себя ребенок, в любом случае он нуждается в нашей поддержке.
Как же мы можем помочь нашим взрослеющим детям справиться с трудностями?
Знакомство с ребенком
Первое с чего я предлагаю начать, это c знакомство с Вашим ребенком. Познакомиться — это значит узнать сильные и слабые стороны наших детей, узнать и понять их реакции, выяснить, как наилучшим способом поддержать ребенка. Для этого я предлагаю выполнить следующие 4 действия:
1) узнать язык любви Вашего ребенка;
Дело в том, что дети, да и вообще люди, по-разному реагируют на различные проявления любви: для некоторых важно, чтобы близкий человек просто побыл рядом, для других важнее то, что скажет мама, для третьих знаком любви будет маленький подарок. Существует всего 5 языков любви: слова поощрения (комплименты и ободрение), время (безраздельное внимание в совместном времяпровождении), подарки (знаки внимания большие и маленькие со смыслом), помощь, прикосновения (нежность и близость).
Необходимо определить, что важно для Вашего ребенка, и в стрессовый для ребенка момент использовать именно его язык любви для поддержки.
2) определить физические границы ребенка;
Вы, наверное, замечали, что в момент ссоры с близкими, не хочется, чтобы к Вам подходили близко. То же самое происходит и с Вашим ребенком: как бы не были Вы «близки» к Вашему ребенку, если он возбужден, расстроен или обижен на кого-то, ему будет не приятен физический контакт с Вами. Даже если для него языком любви являются прикосновения, в момент выброса отрицательной энергии, он может Вас оттолкнуть и не принять Вашей заботы. Лишь успокоившись, ребенок пойдет обниматься с Вами и с удовольствием посидит на Ваших коленях для того, чтобы обсудить свои переживания или просто помолчать.
Для определения физических границ ребенка попросите его в спокойном состоянии встать напротив Вас в том месте, где он чувствует себя комфортно. Потом пусть он закроет глаза, а Вы начнете тихонечко приближаться. В тот момент, когда Вы приблизитесь к ребенку, настолько близко, что он почувствует дискомфорт, попросите его сообщить об этом.
Очень важно определить зону комфорта спереди и сзади ребенка, и в момент сильных переживаний ребенка не приближаться к нему.

3) определить темперамент Вашего ребенка
          Темперамент — это совокупность динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде. К динамическим свойствам относятся общая активность ребенка и его эмоциональность. Существует популярная градация темпераментов на 4 типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Эти четыре типа темперамента появились еще во времена Гиппократа, хотя они понимались в сугубо физиологическом смысле (считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости «sanguis» — кровь, «chole» — желчь, «phlegma» — слизь, «melaina chole» — черная желчь). Потом Павлов в своих исследованиях типов нервной системы попытался взять за основу темпераментов человека тип его нервной системы. Однако, дальнейшие исследования науки привели к тому, что четыре типа темперамента уже не фигурируют ни в физиологическом, ни в психологическом плане.
          Несмотря на это, исследование темперамента Вашего ребенка и соотнесение его с одним из четырех типов, поможет Вам лучше понять его будущие реакции. Сразу замечу, что не существует плохих или хороших темпераментов, так как каждый имеет свои плюсы и минусы. Поэтому определяя тип темперамента Вашего ребенка, необходимо быть беспристрастным.

Если Ваш малыш: а) на Ваши замечания обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок; 
          б) в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий, мгновенно реагирует и азартно начинает действовать; 
          в) в споре со сверстниками активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения; 
          г) быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживленно, проявляет интерес к окружающему, то Ваш ребенок скорее всего принадлежит к сангвиническому типу.

Если Ваш малыш: а) на замечания злится, возмущается и в итоге поступает по-своему; б) в трудных ситуациях действует быстро и энергично; в) в споре со сверстниками горячится, раздражается, никого не хочет слушать; г) в новой обстановке быстро возбуждается и нервничает, то Ваш ребенок скорее всего холерик.

Если Ваш ребенок: а) на замечания взрослых спокойно признает свою вину; 
          б) в трудных ситуациях ведет себя спокойно и сосредоточенно; 
          в) в споре со сверстниками говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей; 
          г) в новой обстановке спокойно присматривается к непривычной обстановке, то темперамент Вашего ребенка флегматичного типа.

Если Ваш ребенок: а) легко обижается, расстраивается и плачет; 
          б) трудные ситуации принимает с трудом, действует нерешительно и робко; 
          в) со своими сверстниками ведет себя очень нерешительно; 
          г) в новой компании или в новом месте робеет, стесняется, нерешителен, скован, то Ваш ребенок-меланхолик.

4) Выделить сильные и слабые стороны ребенка.
Зная сильные стороны ребенка, будет легко в будущем не растеряться и указать ребенку на них в момент неудач. Зная слабые стороны ребенка, можно будет избежать ненужных стрессов и мягко показать ему, как постепенно совершенствоваться в том, что не получается.

Воспитание самостоятельности ребенка

          Используйте следующие принципы оказания помощи ребенку, выделенные Ю.Б.Гиппенрейтер:
1) Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
Своим невмешательством Вы будете ему сообщать: «С ТОБОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ! ТЫ, КОНЕЧНО, СПРАВИШЬСЯ!»

2) Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, то обязательно помогите ему.
При этом: 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

3) Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему

4) Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Взаимодействие с ребенком

           При возникновении стрессовой ситуации у Вашего ребенка помните о следующих принципах:

1) Используйте принцип активного слушания при общении с ребенком.
          Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство. Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, необходимо сообщить ему об этом. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, необходимо говорить от Первого лица, сообщить о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведениию.

2) Открыто проявляйте свои чувства.
          Открыто проявить чувства — это спокойно сообщить о них ребенку. Накопившиеся невысказанные чувства приводят, во-первых, к проблемам, связанных со здоровьем, а во-вторых, к тому, что ребенок перестает Вам доверять, чувствуя неискренность Ваших слов. Поэтому если Вы замечаете, что у Вас возникло сильное чувство по отношению к ребенку, и Вы хотели бы, чтобы он в будущем совершал (или наоборот — не совершал) определенное поведение, то расскажите о своих чувствах ребенку. Сформулируйте пожелания, которые у вас в связи с ситуацией есть к ребенку.

3) Правильно говорите ребенку о его ошибках
          Если у ребенка что-то не получается, необходимо сначала отметить то, что вышло у ребенка хорошо. Потом мягко указать на его ошибку. И закончить сообщение на позитиве, выразив надежду на то, что ребенок в скором времени сможет ее исправить. Далее можно обсудить вместе с ребенком, какие действия для этого необходимо совершить.

4) Хвалите ребенка за его достижения
          Несмотря на то, что я безусловно за позитив в общении с ребенком, хотела отметить, что иногда чересчур активное использование фраз вроде «ты-хороший, ты-молодец» приводит к тому, что ребенку становится просто необходимо постоянно слышать от Вас, что он хороший. И получается, что он что-то делает только для того, чтобы порадовать Вас, услышать от Вас «молодец», а вовсе не потому, что он хочет чего-то добиться сам. В будущем такой ребенок будет страдать от своего «перфекционизма», пытаясь быть хорошим во всем и везде.

5) Не навешивайте на ребенка ярлыки
          Ребенок узнает о себе, прежде всего, из слов близких ему людей. Поэтому помните, что то, как Вы называете ребенка, он запомнит и будет примерять к себе очень долго. Даже ласковое «лягушоночек» может привести к тому, что ребенок в будущем будет стесняться своей внешности.

6) Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого.
          Вместо этого посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

7) Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
           
          Надеюсь, что рассказанные в статье способы взаимодействия с нашими взрослеющими детьми в стрессовых для них ситуациях помогут Вам сохранить мир, уверенность и спокойствие в душе Вашего ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий