Ребусы

четверг, 7 сентября 2017 г.

Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?

Цель:ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности,изготовление тематического лэпбука.

Оборудование:картон,шаблоны-заготовки,фломастеры,иллюстрированные журналы.
   Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.Впервые создавать лэпбуки начали американцы.  Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества вкусно поданной информации.

Что вам понадобится?
- распечатанные шаблоны Лэпбука;
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
- скотч;
- безграничная фантазия ;)

Как сделать папку лэпбука?

          Готово! Теперь можно приступать к изготовлению вкладок, окошек, мини-книжек и других деталей вашего лэпбука.


Зачем нужен лэпбук?
1.      Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
2.      Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3.      Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4.      Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
5.  Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

С чего начать  создание лэпбука?
1.Определитесь с темой будущего лэпбука.Тема может быть любая  - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события.Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие,предложить написать современный вариант сказки и т.д.
2.После того, как вы определились с темой, составьте   план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.
3.Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.






В тематической папке «Зима» девять развивающих заданий:

  1. Игра «Мемори-снежинки»
    2. Творческое задание «Окошко»
    3. Календарь
    4. Карточки с животными и птицами
    5. Рассказ по картине
    6. Блокнот «Приметы зимы»
    7. Карта «Где живет зима?»
    8. Снеговик с загадками
    9. Игра-находилка «Звуки зимы»
Вот как это выглядит на уже готовой поделке:





 Дальше подробнее о каждом из заданий:

1. Игра «Мемори-снежинки»
Развивает память и внимание.
Играют в нее по правилам обычного «мемори»: карточки с изображением снежинок (всего их 14 штук) кладут лицевой стороной вниз, а потом открывают по одной. Если такая карточка уже встречалась – их обе переворачивают лицом вверх. Если нет – то карточку кладут обратно лицом вниз. Игра идет до тех пор, пока не откроются все карточки.  
При желании количество карточек можно уменьшить/увеличить. 



 2. Творческое задание «Окошко»
Развивает воображение и наблюдательность. В задании «Окошко» нужно самостоятельно заполнить все странички:

На первой странице «Узоры на окне» надо нарисовать морозные узоры. Для этого надо понаблюдть за заиндевевшими окнами дома на балконе или в автомобиле – какие узоры на них? На что они похожи? Нам в этом году удалось полюбоваться такими узорами и даже сфотографировать их!

          
          На второй странице «Зимний день» нужно нарисовать зимний вид из окна. Какие зимние признаки надо отобразить на рисунке? Катя рисовала с натуры: голые ветки ореха с оставшимся еще с осени засохшим орешком  и нашу кормушку.


          На третьей странице нужно зарисовать и подписать следы на снегу, которые ребенок умеет распознавать. Для этого на прогулке можно поиграть в следопытов: обратить внимание на разные отпечатки, которые оставили звери, птицы и люди и научиться «читать» их.

3. Календарь
Учимся вести дневник.
Каждую клеточку календаря надо заполнить. Для этого придется ежедневно отмечать в нем условными знаками погоду и другие факторы. Можно сюда записывать температуру, помечать праздничные дни, записывать какие-то свои заметки как в ежедневник и т.д. Мы с Катей народ не очень обязательный, поэтому я не уверенна, что дневник заполним. Но хоть попытаться надо - в школе до аж 5 класса требуют вести ежедневный дневник погоды! Нужно привыкать :)

4. Карточки с животными и птицами

Изучаем природу, тренируем навыки чтения

Сначала надо поговорить о том, как животные переживают зимние холода. Какие у них есть способы зимней адаптации. А затем нужно среди карточек животных выбрать только тех, кто впадает в зимнюю спячку. А среди птиц – только тех, кто остается зимовать в ваших краях. При выполнении этого задания лучше пользоваться еще и энциклопедиями или интернетом, чтобы больше узнать об образе жизни каждого животного. При желании карточки можно добавлять, распечатав из интернета изображения нужных вам животных.



5. Рассказ по картине

Развивает речь и умение понимать художественные произведения.
В этот раз я для развития речи выбрала картину Константина Коровина "Зимой" (мне кажется, что с лошадкой и санями ребенку будет интереснее, чем просто с пейзажем).
Необходимо внимательно рассмотреть картину, обсудить ее. А потом пусть ребенок составит свой рассказ по картине. Для образца можно пользоваться приведенной схемой рассказа, в которую надо просто вставить подходящие по смыслу слова. При описании картины нужно использовать как можно больше эпитетов и сравнений и постараться подобрать к каждой фразе несколько возможных вариантов.
Я еще всегда после Катиного рассказа составляю свой, чтобы показать ей пример того, к чему надо стремиться и как еще это сочинение может выглядеть. Только надо свой рассказ говорить уже после ее - иначе Катя просто повторяет за мной и не думает сама.


6. Блокнот «Приметы зимы»

Изучаем сезонные изменения в природе, учимся писать.
На каждой странице блокнота нужно вписать соответствующие факты, которые лично наблюдали зимой. Какие изменения зимою происходят в погоде, какие для нее характерны астрономические явления (непродолжительное светлое время суток, солнце низко над горизонтом и т.п.), что происходит в животном мире (спячка, изменение окраса, трудности с питанием и т.д.), что изменяется в мире людей (зимние виды работ, частые простуды, необходимость тепло одеваться и т.д.).



7. Карта «Где живет зима?»

Обучает географии (изотермы, средняя температура, климатические пояса). Дает представление о том, что зима на Земле бывает разная.
Сначала нужно обсудить вопрос о том, почему на земле происходит смена времен года. Рассказать про разные климатические пояса. Выяснить, в каком климатическом поясе живете. Тут можно «попутешествовать» по карте мира, сравнивая погоду в том или ином районе. Дальше нужно объяснить как на карте можно показать температуру, используя изотермы. А потом нужно раскрасить данную карту мира в соответствующие цвета, ориентируясь по изотермам.
Кате никак не верилось, что сейчас в Австралии +38 градусов тепла )))



8. Снеговик с загадками

Тренирует навыки чтения, развивают сообразительность.
Сначала надо раскрасить снеговика и картинки-отгадки в книжечке.
А потом нужно читать загадки, которые находятся в теле снеговика и подбирать к ним соответствующие отгадки, которые «спрятаны» в голове снеговика. И хотя Катя все загадки отгадала с первого раза, ей почему-то нравится возвращаться к этому заданию снова и снова. Видимо, из-за необычного вида книжечки в виде снеговика.


9. Игра-находилка «Звуки зимы»
Развивает наблюдательность, учит внимательно относиться к природе.
Это игра для зимних прогулок, сделанная по типу «находилок». Смысл ее в том, чтобы услышать своими ушами и отметить в списке звуки, характерные для зимы.





Комментариев нет:

Отправить комментарий