3.Психологическое
развитие ребенка.
(32 часа)
Курс
психологическое развитие ребенка
осуществляется по развивающей программе
«Сохрани свое здоровье сам». Программа
нацелена
на воспитание в детях активного и
сознательного отношения к своему
здоровью, формирование навыков здорового
образа жизни.
Программа обосновывает прививаемые
дошкольникам гигиенические,
здоровьесберегающие умения доступным
для его возраста объемом знаний об
устройстве и функционировании
человеческого организма.
Рабочая
тетрадь «Школа здоровья для детей и их
родителей» напоминает «книжку с
картинками», что облегчает ее восприятие.
Каждое занятие посвящено
определенной стороне жизнедеятельности
организма и здоровьесбережения, например,
значению чистоты и гигиенических правил
для борьбы с опасными микробами,
сохранению хорошего зрения и слуха,
правильной осанки.
Задания по
данной части программы могут быть
разными, но всегда имеют игровую или
занимательную форму, предполагающую
активность самих детей. Это может быть:
изучение некоторых видов гимнастики,
лепка из пластилина, традиционное
раскрашивание, небольшие самостоятельные
рисунки по образцу, работа с карточками,
ролевые игры.
Мы предлагаем
строить вступительную теоретическую
часть к занятию в форме беседы, диалога,
обсуждения, но никак не прочитанной
лекции. Небольшой теоретический
материал, предлагаемый к каждому занятию,
педагог может изменить по своему
усмотрению, что-то добавить или уменьшить
в зависимости от особенностей детей.
Необходимо
выделить время для закрепления
практического гигиенического материала
– различного вида гимнастики. Это
является особенно важным, поскольку
главной задачей курса является воспитание
в детях привычек здорового образа жизни.
При
обсуждении затрагиваемых тем рекомендуется
постепенно вводить в словарный запас
детей некоторые несложные биологические
термины: сердце, мозг, желудок, витамины
и т.д. Овладение этими понятиями не
является, как уже говорилось выше,
главной целью занятий. Однако, благодаря
особой восприимчивости мозга ребенка
в эти годы, в будущем, в школьный период
они послужат своего рода центрами
кристаллизации, вокруг которых будут
накапливаться новые знания об организме
и его здоровье, обеспечивая преемственность
образования.
Навыки
здорового образа жизни, которые были
получены в дошкольные годы, сохранятся
ребенком надолго, создавая запас
прочности его организма на многие годы
вперед.
Основные
виды познавательной деятельности,
которые начинают осваивать дошкольники:
- непосредственное
(и опосредованное) наблюдение внешних
признаков, свойств предметов и явлений,
очевидных связей и отношений между
ними, с последующим сравнением,
сопоставлением, выделением существенных
признаков, выявлением причин и следствий;
- простое
экспериментирование по исследованию
свойств предметов и веществ;
- последовательная
замена наблюдаемого предмета словом,
образом, условным знаком;
- прогнозирование
последствий не соблюдения правил личной
гигиены, не соблюдения ЗОЖ;
- представление
собранной информации через описание,
рисунок, аппликацию, модель, сюжетно-ролевую
игру, драматизацию.
Выявление
причин и следствий на основе наблюдений,
попытка найти ответ на вопросы «Почему?»,
«Что будет, если...?», и другие побуждают
ребёнка делать первые попытки анализировать
и обобщать увиденное. При этом развиваются
наблюдательность, внимание, мышление,
воображение, творческие способности и
другие качества личности.
Таким образом,
наблюдение и экспериментирование
выступают как важнейшие способы познания
мира. В них переплетаются разные формы
мышления (наглядно-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое).
Любознательность, радость «открытия»,
осознание своих исследовательских
умений и другие интеллектуальные чувства
вплетаются в процесс познания и
активизируют его, что создаёт условия
для формирования картины мира и основ
мировоззрения в будущем.
Учебно-
тематическое планирование курса
«Шаг за
шагом»
Раздел
|
Количество
часов
|
Теоретических
|
Практических
|
|
|
32
|
23
|
9
|
|
Математическая
подготовка
|
32
|
25
|
7
|
|
Сохрани
свое здоровье
|
32
|
24
|
8
|
|
Всего:
96 часов
|
72
|
24
|
Содержание
программы «Шаг
за шагом» направлено
на развитие сфер деятельности, необходимых
для того, чтобы сделать обучение младших
школьников успешным и позволяет каждому
ребенку достигнуть качественных
результатов в обучении.
Формы и
методы работы
Становление
начальных компетентностей ребёнка
старшего дошкольного возраста происходит
в условиях организации педагогического
процесса на специальных занятиях. Очень
важно серьезно и творчески подходить
к каждому занятию, заранее подбирая
наглядный, дидактический и прочий
необходимый материал, без которого
невозможно активизировать мышление
детей и поддерживать их интерес и
внимание на протяжении всего занятия.
Наш курс предусматривает использование
поисковых
вопросов,
различных способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая
форма
работы, так как именно в игре развиваются
творческие способности личности. Во
все занятия включаются игры по развитию
речи, занимательные упражнения и даже
подвижные игры.
Вводятся игровые
ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные
моменты.
В
качестве технологии обучения в группах
предшкольной подготовки также используется
проблемно-диалогическое
обучение.
Такой подход позволяет обеспечить
преемственность между предшкольной
подготовкой и начальной школой как на
уровне содержания, так и на уровне
технологии.
Во
время занятий дети работают за столами
несколько минут. Все остальное время
предполагается их перемещение из одного
игрового пространства в другое. Физминутки
снимают утомление детей.
Занятия
проводятся в самой различной форме:
- свободной игры,
- дидактических игр за столом,
- перемещением детей по комнате,
- бесед,
- слушания чтения,
- работы в парах.
За время
занятия предусматривается частая смена
форм и видов деятельности детей. На
занятиях необходимо создавать особый
эмоциональный фон: раскованность,
интерес, желание научиться выполнять
предлагаемые задания. Для формирования
детского коллектива и привлечения
внимания к жизни школы семьи
предусматривается празднование
традиционных дат.
Для воспитания чувства прекрасного
предусмотрен ряд
экскурсий.
Регулярное обучение способствует
раскрытию психологических возможностей
ребенка, повышению его самооценки,
уверенности в себе. Такие организационные
формы работы способствуют реализации
возможностей ребенка в учебной
деятельности, а значит, способствуют
успешности в учении.
Реализация программыпозволит
развивать познавательные процессы,
личностные свойства необходимые ребенку
для его дальнейшего обучения в школе.
Целенаправленное развитие познавательных
процессов даст возможность существенно
повысить качество процесса усвоения
учебного материала и устранить
значительное число трудностей в обучении.
Для успешной
реализации программы используются
следующие методы работы:
По
источнику передачи и восприятия знаний.
-
словесные: беседа, рассказ, объяснение;
-
наглядно-иллюстративные: демонстрации,
иллюстрации, рассказ;
-
практические: упражнения, лепка, игра,
конструирование, моделирование,
рисование;
-
работа с книгой;
По
способу организации учебной работы.
-
работа под непосредственным руководством
учителя;
-
совместная работа;
-самостоятельная
работа.
Методы
стимулирования и мотивации.
-
стимулирование интереса к обучению
через игры, дискуссии, ситуации,
эмоционально-нравственные переживания
и ситуации занимательного характера.
Ситуации опоры на жизненный опыт.
-
стимулирование долга и ответственности
через убеждение, предъявление требований,
поощрений и порицаний.
Методы
контроля и самоконтроля.
- для
промежуточного контроля - беседа,
наблюдение (степень помощи, которую
оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
поведение
ребенка на занятиях: живость, активность,
заинтересованность).
- для итогового
контроля - тест Керна-Иразека.
- для измерения
эмоционального состояния ребенка
используется прием цветограммы.
Методологической
и теоретической основами программы
явились идеи:
Л.С.Выготского-
ведущей деятельностью в дошкольном
возрасте является игра, «О ведущей роли
обучения»;
В.А.Сухомлинского-
учеба – путь от успеха к успеху,
-сохранение
и укрепление в детях мотивации учения,
-
положительное отношение к учебной
деятельности;
Ш.А.Амонашвили
о гуманном педагогическом мышлении,
-
познание себя как человека,
-
раскрытие способностей и умений каждого
ребенка,
-
вера в возможности ребенка,
-
уважение и утверждение его личности;
И.С.
Якиманской о личностно ориентированном
обучении,
-
активизация внутренних стимулов учения,
-
глубокое понимание и доверие между
ребенком и педагогом,
-
личностный подход,
Н.Е.Щурковой
-
понимание ответственности за свои
поступки
-
взаимопомощь
-соблюдение
порядка и дисциплины
-умение
сочетать личные интересы и склонности
с потребностями коллектива.
Принципы программы
- Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка в организации различных видов деятельности.
- Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса.
- Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
- Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.
- Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.
- Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения.
- Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).
- Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определенному учебно-методическому комплекту в школе.
Содержание
разделов, занятий.
Курс
«Подготовка к чтению и письму»
Пояснительная
записка.
В
основе построения курса лежит идея,
выражающая необходимость
целенаправленной и систематической
работы над развитием речи.
Развитая речь является залогом к
формированию грамотной речи.
Половина
первоклассников не имеют нужного
словарного запаса, не умеют правильно
строить предложения, излагать мысли.
Развитая
речь отражает уровень развития ребенка,
показывает насколько ребенок владеет
словарным богатством языка, его
грамматическим строем,
нормами языка и речи. При планировании
работы над развитием речи должны
учитываться различные стороны речевой
культуры ребенка: правильное произношение,
правильное ударение, внимание к значению
слова, умение выбрать слово, точно
отражающее мысль, умение правильно
пользоваться монологической речью. Для
развития речи необходимо использование
дидактических игр, наглядного материала.
Для
успешного обучения в школе у ребенка
должны быть развиты развитием неречевые
функции. Этому способствуют специальные
упражнения
по подготовке руки к письму. В процессе
подготовки руки к письму решается задача
развития двигательного аппарата и
укрепление
мышц кисти рук, развитие глазомера и
координации движений руки. Для этого
используются раскраски, листы с
изображением контура
предмета, трафареты, различные виды
штриховки, рисование в воздухе, на манке,
шнурками, работа с пластилином. Проводимые
мероприятия
способствуют возникновению у детей
предпосылок успешного овладения языковой
грамотностью и графическими способностями.
Содержание.
Курс
построен таким образом, что проводимая
на занятии работа над развитием речи
плавно сменяется работой по подготовке
руки к письму.
Речевое
развитие детей предполагает активизацию
и уточнение словаря детей, формирование
грамматического
строя речи и развитие связной речи.
Словарная
работа направлена на расширение словаря
детей, на углубление понимания смысла
слов, на овладение умением четко выражать
свои мысли и строить связные высказывания.
Организованная лексическая работа
служит формированию умений оперировать
словом,
выделять его смысловую сторону,
сопоставлять, оценивать и оказывает
положительное влияние на развитие
устной монологической речи ребенка.
Словарная работа организуется через
рассматривание предметов, картин,
дидактические игры.
Формирование
грамматического строя речи осуществляется
через анализ и пересказ литературных
произведений, во время рассматривания
сюжетных картин, самостоятельных
творческих рассказов.
Развитие
связной речи неотделимо от воспитания
ее звуковой культуры. Для этого проводится
работа по развитию темпа, силы голоса,
дикции, выразительности. Этому способствует
разучивание скороговорок, небольших
стихов.
Особое
внимание уделяется диалогической и
монологической формам речи. Приобщение
детей к культуре чтения проходит через
организацию прослушивания художественных
произведений, сказок. Совершенствуется
умение детей составлять свои рассказы
и сказки о предмете,
по картине, по серии сюжетных картинок
речи в процессе общения детей.
Развитие
речи организовано через прослушивание
сказок, обсуждение содержания, пересказ,
слушание и разучивание стихотворений.
Подготовка
руки к письму проводится через
разнообразные упражнения ( штриховка
контуров, соединение линий в фигуры,
разукрашивание,
лепка), способствующие развитию кисти
рук, координации движений и развитию
глазомера.
Занятие
проводится 1 раз в неделю.
Календарно-тематическое
планирование
№ п\п
|
Дата
|
Тема
занятия
|
Содержание
|
Оборудование
|
Тестирование
|
Первичное
исследование.
|
Тест
Керна-Иразека.
|
||
Техника
речи.
|
Скороговорка.
|
Фольклор.
|
||
Техника
речи.
|
Скороговорка.
|
Фольклор.
|
||
Слово.
Развитие мелкой моторики.
|
Гимнастика
для пальцев рук: «езда по дорожке»,
«штриховка».
|
Палочки,
кубики.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
|
Гимнастика
для пальцев рук: «равновесие
пальцев».
|
Палочки,
кубики.
|
||
Культура
речи.
|
Слова,
выражения приветствия,
поощрения.
|
Дидактические
игры.
|
||
Культура
речи.
|
Слова,
выражения приветствия,
поощрения.
|
Дидактические
игры.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Штриховка
контурно изображенных
предметов.
|
Тонкий
лист бумаги, ручка или
цветные карандаши.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Штриховка
контурно изображенных
предметов.
|
Тонкий
лист бумаги, ручка или
цветные карандаши.
|
||
Культура
речи.
|
Слова,
выражения благодарности,
извинения.
|
Дидактические
игры.
|
||
Культура
речи.
|
Слова,
выражения благодарности,
извинения.
|
Дидактические
игры.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Штриховка
контурно изображенных
предметов.
|
Ручка,
карандаш, бумага.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Штриховка
контурно изображенных
предметов.
|
Ручка,
карандаш, бумага.
|
||
Загадка.
|
Формирование
образа по совокупности
его признаков.
|
Картинный
материал.
|
||
Загадка.
|
Формирование
образа по совокупности
его признаков.
|
Картинный
материал.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Соединение
единой линией двух
предметов.
|
Рисунки
предметов.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Соединение
единой линией двух
предметов.
|
Рисунки
предметов.
|
||
Рассказ.
|
Понимание
прочитанного.
|
Произведения
художественной
литературы.
|
||
Рассказ.
|
Понимание
прочитанного.
|
Произведения
художественной
литературы.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Пластилиновая
живопись.
|
Игрушки.
Картон 1 5x20, пластилин,
стека.
|
||
Развитие
мелкой моторики.
(Практическое занятие)
|
Пластилиновая
живопись.
|
Игрушки.
Картон 15x20, пластилин,
стека.
|
||
Сказка.
|
Составление
картинного плана,
пересказ.
|
Любые
предметы.
|
||
Сказка.
|
Составление
картинного плана,
пересказ.
|
Любые
предметы.
|
||
Развитие
тактильной чувствительности, активного
словаря.
|
Узнавание
предметов на ощупь «Пальчики-узнавальчики».
|
|||
Работа
по картине.
|
Составление
рассказа.
|
Сюжетные
картины.
|
||
Работа
по картине.
|
Составление
рассказа.
|
Сюжетные
картины.
|
||
Пространственные
представления.
|
«Раскрась
правильно».
|
Цветные
карандаши, лист, бумаги
с контурами домиков, полоски
из квадратиков.
|
||
Работа
по серии картинок.
|
Составление
рассказа.
|
Серия
картинок.
|
||
Выполнение
словесных поручений.
|
Точное
изображение.
|
Материал
для графического диктанта.
|
||
Анализ
образцов.
|
«Нарисуй
точно такие же».
|
Плакат
с образцами для копирования.
|
||
Зрительно-двигательная
координация.
(Практическое занятие)
|
«Проведи
не касаясь».
|
Листы
с изображением «дорожек»
с разной степенью извилистости.
|
||
Тестирование.
|
Вторичное
исследование.
|
Тест
Керна-Иразека.
|
Требования
к уровню подготовки детей.
К
концу курса ребенок должен
Развитие
речи.
знать:
- наизусть небольшие стихотворения, загадки;
- слова приветствия, просьбы, благодарности, извинения.
уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки;
- передавать содержание небольших литературных текстов;
- композиционно правильно располагать изображения;
- вести диалог;
Подготовка
руки к письму.
знать:
- наизусть небольшие стихотворения, загадки;
- слова приветствия, просьбы, благодарности, извинения.
уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки;
- передавать содержание небольших литературных текстов;
- композиционно правильно располагать изображения;
- вести диалог;
Рекомендуемые
способы контроля:
- словесная оценка;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- графический диктант;
- тестовый контроль («Экспресс-диагностика школьной зрелости ребенка», Керна-Иразека) ( на входе и выходе).
Курс
«Математическая подготовка».
Пояснительная
записка.
В
основе построения данного курса лежит
необходимость целенаправленной и
систематической работы по формированию
приемов сопоставления, сравнения,
классификации. Курс направлен на
формирование основных мыслительных
операций. Он построен с учетом возрастных
особенностей ребенка и способствует
его развитию. Материал курса построен
на игровой деятельности ребенка, что
формирует положительную
мотивацию учения. А формирование
способности сосредоточить свои умственные
усилия для решения поставленной задачи,
являются предпосылкой формирования
готовности к учебной деятельности.
Содержание
курса.
Курс
предполагает знакомство с количественным
и порядковым счетом предметов в пределах
десяти на наглядной основе. Дети на
наглядной
основе осваивают понятия «больше»,
«меньше». Выполняя практические
упражнения учатся ориентироваться на
листе бумаги.
Используя
наглядный и дидактический материал
определяют направление и расположение
предметов, учатся сравнивать предметы
по величине,
высоте, ширине, длине, размеру, форме,
цвету. Для выполнения заданий в качестве
демонстрационного и дидактического
материала
используются геометрические фигуры.
Сравнение
предусматривает практическое умение,
через наложение, прикладывание, с помощью
мерки и т.д. Учатся последовательно
называть
месяцы, дни недели. Запоминание происходит
в процессе беседы, чтения текстов,
стихотворений, показа картин Темы
имеют особое
значение для развития у детей операций
мышления, стимулирования их творческих
поисков.
Через
практическую деятельность расширяют
пространственные представления, получают
представления о геометрических фигурах.
В игровой и наглядной форме предполагается
использование заданий на развитие
памяти, внимания, логического мышления
и стремления к точности. Занятие
проводится 1 раз в неделю.
Календарно
- тематическое планирование
№п\п
|
Дата
|
Тема
занятия
|
Содержание
|
Оборудование
|
Тестирование.
|
Первичное
обследование.
|
Тест
Керна-Иразека.
|
||
Свойства
предметов: цвет.
|
Сравнение
предметов по цвету.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Свойства
предметов: цвет.
|
Сравнение
предметов по цвету.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Свойства
предметов: размер.
|
Сравнение
предметов по размеру.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Свойства
предметов: размер.
|
Сравнение
предметов по размеру.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Свойства
предметов: цвет и размер.
(Практическое занятие)
|
Сравнение
предметов по цвету и
размеру.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Свойства
предметов: форма.
|
Выделение
предметов одинаковой
формы.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Свойства
предметов: форма.
|
Выделение
предметов одинаковой
формы.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Множества:
один и много.
|
Сравнение
предметов.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Множества:
один и много.
(Практическое
занятие)
|
Сравнение
предметов.
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Свойства
предметов: форма (закрепление).
|
Сравнение
предметов .
|
Группа
различных и однородных
предметов.
|
||
Порядок
следования во множестве: первый и
последний.
|
Определение
порядка и направления.
|
Группа
предметов или две группы
предметов одинакового
количества.
|
||
Порядок
следования во множестве: первый и
последний.
|
Определение
порядка и направления.
|
Группа
предметов или две группы
предметов одинакового
количества.
|
||
Множество:
порядокследования элементов.
|
Расположение
предметов
|
Группы
предметов одинакового количества.
|
||
Сравнение
множества « один к одному».
|
Исключение
лишнего предмета.
|
Группа
предметов или две группы
предметов одинакового количества.
|
||
Сравнение
множества « один к одному».
|
Исключение
лишнего предмета.
|
|||
Сравнение
множеств: больше - меньше.
|
Нахождение
лишнего предмета.
|
Группа
предметов или две группы
предметов одинакового
количества.
|
||
Сравнение
множеств: больше - меньше.
|
Нахождение
лишнего предмета.
|
Группа
предметов или две группы
предметов одинакового количества.
|
||
Сравнение
длин.
|
Длинный
- короткий.
|
Предметы
одинаковой и разной
длины.
|
||
Сравнение
длин.
(Практическое
занятие)
|
Длинный
- короткий.
|
Предметы
одинаковой и разной
длины.
|
||
Сравнение
высоты предметов.
|
Высокий
- низкий.
|
Предметы
одинаковой и разной
высоты.
|
||
Сравнение
предметов по ширине.
|
Широкий
- узкий.
|
Предметы
одинаковой и разной
ширины.
|
||
Признаки
предметов.
|
Слева,
справа, снизу, внизу, за, под, между.
|
Бумага,
любые предметы.
|
||
Признаки
предметов.
|
Слева,
справа, снизу, внизу, за, под,
между.
|
Бумага,
любые предметы.
|
||
Признаки
предметов.
|
Цвет,
форма, размер.
|
Разные
и однородные предметы.
|
||
Признаки
предметов.
(Практическое
занятие)
|
Классификация
предметов.
|
Разные
и однородные предметы.
|
||
Сравнение
множеств« один к одному».
|
Закрепление.
|
|||
Сравнение
длин: длинный - короткий.
|
Закрепление.
|
|||
Порядковый
счет предметов.
|
Порядковые
отношения.
|
|||
Ориентировка
в пространстве
|
Верхний
- нижний, над - под.
|
|||
Счет
предметов.
(Практическое
занятие)
|
На
один меньше.
|
Группа
предметов.
|
||
Тестирование.
|
Требования
к уровню подготовки детей.
К
концу курса ребенок должен
знать:
- названия простейших геометрических фигур: круга, треугольника, четырехугольника;-количественный и порядковый счет в пределах десяти;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
уметь:
- классифицировать предметы;
- различать простейшие геометрические фигуры;
- характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (слева, справа, снизу, внизу, за, под, между);
- выделять предметы одинаковой формы;
- определять порядок и направление расположения предметов;
- классифицировать предметы по форме, размеру, цвету;
- достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей;
- планировать и контролировать свои действия, ориентироваться на свойства предметов;
-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; - ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже, и.т.д.);
- слушать других;
- организовать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;Рекомендуемые способы контроля:
- словесная оценка;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;-письменные самостоятельные работы;
-тестовый
контроль («Экспресс-диагностика школьной
зрелости ребенка», Керна-Иразека) ( на
входе и выходе).
Курс
«Психологическое развитие ребенка
«Сохрани свое здоровье сам!»»
Пояснительная
записка
Можно приводить
множество высказываний о здоровье, но
на самом деле, что же такое здоровье, и
на сколько на сегодняшний день здоровы
в России дети?
Под здоровьем
понимается ни только отсутствие
заболеваний или каких-либо функциональных
отклонений, но и наличие высокого уровня
функционирования различных систем, а
также гармоничность физического развития
(Н.Н. Леонтьева ,1986).
Здоровье –
важнейшее условие гармонического
развития ребенка, важнейший фактор его
работоспособности, от которого в конечном
итоге зависит эффективность его
воспитания и обучения (А.Г. Хрипкова ,
1990).
Содержание
курса
Курс по
«Сохрани свое здоровье» направлена на
формирование у ребенка позиции признания
ценности здоровья, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего
здоровья, расширение знаний и навыков
по гигиенической культуре.
Цель занятий:
учиться
быть здоровым душой и телом, стремиться
творить свое здоровье, применяя знания
и умения в согласии с законами природы,
законами бытия.
Задачами
курса:
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Методика
работы с детьми строится в направлении
личностно-ориентированного взаимодействия
с ребенком,
делается акцент на самостоятельной
экспериментирование
и поисковую активность самих
детей, побуждая их к творческому отношению
при выполнении заданий. Занятия содержат
познавательный материал, соответствующий
возрастным особенностям детей в сочетании
с практическими заданиями (тренинг,
оздоровительные минутки, упражнения
для глаз, для осанки, дыхательные
упражнения, профилактика плоскостопия,
диагностики здоровья и так далее),
необходимы для развития навыков ребенка.
В своей работе
педагог ориентируется не
только на усвоение ребенком знаний и
представлений, но и становление его
мотивационной сферы
гигиенического поведения, реализации
усвоенных ребенком знаний и представлений
в его реальном поведении. Педагог
учитывает, что ребенок изучая себя,
особенности своего организма,
психологически готовится к тому, чтобы
осуществлять активную оздоровительную
деятельность, формировать свое здоровье.
Программа
включает в себя не толь вопросы физического
здоровья, но и вопросы духовного здоровья.
Мало научить ребенка чистить зубы утром
и вечером, делать зарядку и есть здоровую
пищу. Надо что бы уже с раннего детства
он учился к любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек живучий в гармонии с
собой и с миром, будет действительно
здоров.
Занятия
строятся так, чтобы дети получали знания
о том, от чего зависит наше здоровье,
приобретали навыки самосовершенствования.
Календарно
- тематическое планирование
№п\п
|
Дата
|
Тема
занятия
|
Содержание
|
Оборудование
|
Знакомство
|
Знакомство
с героями школы здоровья, с кабинетами.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Человек
и его здоровье.
|
Значение
здоровья для активной и долгой жизни.
Условия сохранения и укрепления
здоровья. Здоровый и нездоровый образ
жизни. Знакомство с рабочей тетрадью
и ее героями.
|
Картинки
ЗОЖ.
|
||
Как
мы устроены.
|
Общее
строение человеческого организма.
Основные части и органы тела человека,
их значение и расположение.
|
Рабочая
тетрадь, плакат «Строение человека»
|
||
Здоровая
кожа - защита нашего тела.
|
Значение
чистой и здоровой кожи для профилактики
болезней. Гигиена как основное оружие
против опасных микробов.
|
Рабочая
тетрадь, микроскоп. Картинки с личной
и общественной гигиеной.
|
||
Защитись
от инфекции! (Практическое занятие)
|
Ознакомление
с основными правилами и способами
первой помощи при ушибах, порезах,
потертостях, мелких кровотечениях.
Аптечка первой помощи.
|
Рабочая
тетрадь, аптечка
первой помощи.
|
||
Чувства
- разведчики.
|
Формирование
начальных представлений об органах
чувств человека, их значении для
ориентации в окружающей среде,
безопасности и развития человека.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Чувства
- разведчики.
(Практическое
занятие)
|
Осязание
как одно из самых древних чувств и его
возможности.
|
Предметы
для игры (шарф, кубики, ручка, пенал,
книга и.д.)
|
||
Проверяем
зрение.
|
Формирование
представлений о зрении и его значении
для человека. Нарушения зрения и их
профилактика.
|
Рабочая
тетрадь, карандаши
|
||
Упражняем
зрение. (Практическое занятие)
|
Формирование
навыков сохранения зрения. Гимнастика
для глаз и ее значение.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Берегите
уши.
|
Формирование
начальных представлений об органе
слуха и равновесия.
|
Рабочая
тетрадь, строения уха.
|
||
Берегите
уши.
|
Значение
слуха и чувства равновесия. Правила
сохранения хорошего слуха. Гимнастика
для слуха.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Кровь
– удивительная жидкость внутри нас.
|
Сердце
и кровь. Их значение для жизни и
сохранения здоровья. Работа сердца.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Кровь
– удивительная жидкость внутри нас.
|
Значение
физических упражнений и спорта для
укрепления сердца и сосудов.
|
|||
Дышите
глубже!
|
Формирование
начальных представлений о дыхании и
его значении.
|
Рабочая
тетрадь, фонедоскоп.
|
||
Дышите
глубже! (Практическое занятие)
|
Легкие
человека. Гигиена дыхания.
|
Воздушные
шарики.
|
||
Скелет
человека.
|
Скелет
человека, его строение и значение.
Хорошая осанка и ее сохранение.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Скелет
человека.
|
Профилактика
плоскостопия. Значение физкультуры
для хорошей осанки.
|
Игра
– диск «Собери скелет»
|
||
С
утра до вечера. Режим дня.
|
Формирование
начальных представлений о правильном
чередовании разных видов деятельности
и отдыха. Режим дня ребенка.
|
Рабочая
тетрадь, игра «Собери режим дня
дошкольника»
|
||
С
утра до вечера. Режим дня.
|
Режим
дня ребенка.
|
Рабочая
тетрадь, игра «Собери режим дня
школьника»
|
||
Как
научиться не вставать с левой ноги?
(Практическое
занятие)
|
Утренняя
гимнастика и ее роль для активной и
здоровой жизни. Обучение комплексу
общеразвивающих упражнений для
дошкольников.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Зачем
нам еда?
|
Формирование
начальных представлений о питании и
пищеварении. Основные компоненты
пищи, необходимые для роста, развития,
укрепления здоровья.
|
Рабочая
тетрадь, картинки с продуктами питания.
|
||
Правильное
питание.
|
Правила
здорового питания. Полезные и вредные
продукты. Режим питания. Формирование
навыков правильного питания.
|
Рабочая
тетрадь, пластилин.
|
||
Витамины
и здоровье.
|
Витамины
и их значение. История открытия
витаминов – веществ, сохраняющих
жизнь. Ознакомление с продуктами,
богатыми витаминами.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Чтобы
зубы не болели.
|
Формирование
начальных представлений о строении,
значении и видах зубов. Молочные зубы
и их смена. Кариес и его причины.
|
Рабочая
тетрадь, картинки строения зубов,
друзья зуба, враги зуба.
|
||
Чтобы
зубы не болели. (Практическое занятие)
|
Способы
правильного ухода за зубами.
|
Рабочая
тетрадь, пластилин
|
||
Учимся
правильно учиться.
|
Знакомство
с правилами гигиены обучения.
Формирование навыков правильной
посадки за партой, обращения с
письменными принадлежностями.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Учимся
правильно учиться.
|
Пальчиковая
гимнастика и ее значение.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Прогулка.
|
Знакомство
с самыми распространенными видами
растений, произрастающими в России.
Формирование бережного отношения к
растениям.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Ядовитые
и лекарственные растения.
|
Знакомство
с самыми распространенными видами
ядовитых и лекарственных растений и
грибов. Формирование осторожного
отношения к незнакомым растениям и
грибам.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Ядовитые
и лекарственные растения.
|
Знакомство
с самыми распространенными видами
ядовитых и лекарственных растений и
грибов. Формирование осторожного
отношения к незнакомым растениям и
грибам.
|
Рабочая
тетрадь, картинки с ядовитыми и
лекарственными растениями.
|
||
Собери дары леса. (Практическое занятие) |
Контроль
полученных знаний о съедобных и
несъедобных, опасных растениях и
грибах с помощью практического задания.
Формирование навыков правильного
поведения в походе и на экскурсии.
|
Рабочая
тетрадь
|
||
Заключительное
занятие. Практическая
работа:
оформление
раскладушки «Здоровый образ жизни».
|
Грамоты-
сертификаты «Спасатель здоровья»
|
На
самих занятиях используются словесные
одобрения. На поставлены вопросы дети
могут давать любые ответы, без страха
включаться в обсуждение разных вопросов,
учиться отстаивать свое мнение и
прислушиваться к другим.
В
конце каждого года обучения проводятся
обобщающие занятия, на которых в игровой
и непринужденной форме проверяются
знания, умения и навыки учащихся по
программе. Родители отвечают на вопросы
анкет, где отмечают положительные или
отрицательные изменения у детей в
отношении к своему здоровья, в соблюдении
норм гигиены, в проявлении эмоционально-волевых
качеств характера.
Несомненно,
лучшим показателем результативности
данной программы следует считать
снижение уровня заболеваемости учащихся
в течение всего периода обучения
Требования
к уровню подготовки детей.
К
концу курса ребенок должен
знать:
- как устроен человек;
- какие органы помогают человеку воспринимать мир;
- как беречь и укреплять своё здоровье;
- о правильном питании;
- о важности выполнения режима дня;
- ядовитые и лекарственные растения.
уметь:
- применять на практике правила ухода за своим телом;
- рационально организовывать свое рабочее время и досуг;
- уметь управлять своим поведением в различных ситуациях.
Другие разделы программы:
- Учебно-дидактические пособия для детей, созданные ...
- ОБОБЩЕНИЕ. сравнение по различным признакам
- Чтобы зубы не болели.
- Методики используемые педагогом на занятиях
- Учебно - методическое обеспечение.
- 3.Психологическое развитие ребенка.
- Курс «Математическая подготовка»
- Курс «Подготовка к чтению и письму»
- Программа по предшкольной подготовке
Комментариев нет:
Отправить комментарий