Ребусы

воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Программа по предшкольной подготовке


Введение
В концепции ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «предшкольное образование» трактуется как образование детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных возможностей детей для последующего обучения в начальной школе. Одним из направлений развития муниципальной системы образования в городе Сургуте является повышение качества и доступности дошкольного образования, которое ставит своей целью обеспечение государственных гарантий доступности и обязательности получения детьми качественного дошкольного образования. В настоящее время уровень охвата детей дошкольным образованием составляет в среднем 50%. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности особого внимания к работе с детьми старшего дошкольного возраста, создания условий для формирования успешности ребенка, развития его индивидуальных возможностей. Решением существующей проблемы может служить разработка и внедрение программ по подготовке детей дошкольного возраста к школе на базе образовательных учреждений или учреждений дошкольного образования. Для этого разработана программа по подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе«Шаг за шагом».

Программа разработана в соответствии:
- с Федеральными законами РФ «Об образовании»;
- с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025года;
- с положением Федеральной программы развития образования в России;
- со стратегическими направлениями программы модернизации образования в России;
- со стратегическим планом по переводу детей на предшкольное образование с 5,5 лет (в рамках изменений ФЗ РФ «Об образовании»)
- в соответствии с программой развития образовательного учреждения МБОУ начальная школа – детский сад №42.
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа является комплекснойи включает в себя важнейшие линии развития ребенка-дошкольника,во всех видах деятельности они проходят во взаимосвязи друг с другом.
Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы
1. Психофизиологическое развитие (забота о сохранении здоровья, развитие функциональных возможностей организма, формирование представлений о здоровом образе жизни, привитие необходимых навыков и привычек, поддерживающих психофизиологическое развитие).
2. Духовно-нравственное развитие (формирование представлений о моральных ценностях, овладение морально-нравственными эталонами, воспитание нравственных чувств, воспитание внимательного и участливого отношения к окружающим).
3. Эмоционально-эстетическое развитие (воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических эталонов, развитие ассоциативно-образного мышления, интереса к творческой деятельности; овладение средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающему).
4. Социально-личностное развитие (воспитание культуры взаимодействия с окружающим миром, осознания себя как личности и индивидуальности).
5. Интеллектуально-познавательное развитие (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры учебной деятельности).
В основу данной программы положена идея о необходимостиболее строгого соблюдения природных законов развитияребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идеяпреемственности в разных звеньях образовательного процессав детских учреждениях.В целом наша программа не предполагает революционной перестройки сложившихся подходов к дошкольному образованию,основные изменения связаны с преодолением опасных тенденцийименно последних десятилетий, но с учетом и с опорой на положительный опыт отечественной и зарубежной педагогики.
Соответственно этому предлагаемая нами система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает:
  • мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремлениек приобретению знаний);интеллектуально-познавательную готовность (развитостьосновных психических процессов: восприятия, внимания,воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);
  • деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по еговыполнению, самоконтроль);
  • социально-личностную готовность (определенный уровеньвоспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).
Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.
Новизна
Одна сторона в проблеме дошкольного воспитания – это развитие духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой его психического здоровья. В современныхусловиях данный вопрос имеет глобальное значение, и во многомименно его правильное решение определяет сохранение человекане только как духовного существа, но и как вида. Сегодня мы вынуждены вспомнить, что психическое здоровье нации зависит отпсихического здоровья каждого отдельного человека. А последнее,в свою очередь, представляет собой твердую систему высших нравственных ценностей (идей): идеи совести, долга, чести, жизни. Вдошкольный период закладываются основы не только интеллекта, но в первую очередь именно нравственности, что мы предлагаем осуществлять без лозунгов, назиданий и каких-либо специальных занятий или тренингов, а исключительно через организацию жизни и деятельности детей и за счет определённой расстановкиакцентов в содержании занятий. Подобный подход делает работу по духовно-нравственному развитию детей естественной, лишённой нарочитости и, главное, не утомительной для дошкольников.
Актуальность и значимость программы
В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка. Реализация программ «Шаг за шагом» позволяет создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу и положительно повлияет на качество образования.
Цели и задачи программы
Данная программа нацелена на предшкольное образование детей, не посещающих детские сады.
Цель программы: Создать условия для выравнивания стартовых возможностей неорганизованных детей перед поступлением в школу за счет организации специальных групп предшкольного образования на базе начальной школы- детского сада №42.
Задачи программы:
1.Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, операции мышления, воображения);
2.Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может;
3.Формирование когнитивных знаний и умений: учить выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов; формировать умение анализировать и копировать образец; развивать пространственные представления, умения подчинять свои действия заданной системе требований; подготовка руки ребенка к письму на уровне возрастных возможностей.
Отличительной особенностью программы «Шаг за шагом» является то, что обучение направлено на комплексное развитие ребенка и формирование у него школьно-значимых функций. В отличие от традиционных программ, предусматривающих обеспечение усвоения определенного объема знаний, умений, навыков, программа «Шаг за шагом» делает акцент на психическом развитии детей через игровую деятельность, через которую осуществляется развитие интеллектуальных способностей ребенка и не содержать школьного материала. Акцент делается на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения.Программа «Шаг за шагом» была успешно апробирована в МБОУ Начальная школа – детский сад № 42 города Сургута в 2005 году и вызвала положительные отклики со стороны родителей и учителей.
Программа «Шаг за шагом» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной программы
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
У детей 5-6-ти лет укрепляется костно-мышечная система, продолжается процесс окостенения скелета, совершенствуется двигательный аппарат, но еще слаб и чувствителен позвоночник, недостаточно развита тонкая и точная координация работы мышц кисти руки.
Дети 5-6 лет более самостоятельны, чем3-4 летние. Их жизненный опыт значительно богаче. Это обеспечивается большей целенаправленностью восприятия, развитием наблюдательности. Восприятие этих детей носит более аналитический характер. Они способны вычленить отдельные стороны и черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности, развитие мыслительных действий:анализа,сравнения, синтаксиса. Дети в этом возрасте могут высказывать обоснованные суждения, давать умозаключения.
В возрасте 5-6 лет появляется произвольное запоминание. Ребенок начинает сознательно применять для этого многократные повторения того, чего необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходимо, выполнять трудовые поручения взрослых.
У детей продолжается развиваться речь,обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, связная речь. Формируется навыки культурного поведения: умения здороваться, прощаться, предлагать свою помощь взрослым,сверстникам.
Мышление у детей 5-6 летнего возраста наглядно-образное.Этот вид мышления соответствует особенностям их жизни и деятельности, задачам,которые возникают перед ними в процессе игры, различных форм творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Ведущей деятельностью детей 5-6 летнего возраста является игра, в которой происходит развитие разнообразных психических процессов (восприятие, образное мышление, воображение) и сторон личности:умение обращаться со сверстниками, договариваться, уступать. Игра, особенно дидактическая, становится источником знаний. У детей развиваются умения анализировать, выделять свойства предметов: форму, цвет, размер, строение,сравнивать предметы - устанавливать их свойство и различия. На этой основе происходит их интеллектуальное развитие.
Психологическая характеристика детей 5-6 лет
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка, возраст первоначального фактического складывания личности. У ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра,общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка,элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные нормы поведения.
У ребенка 5-6 лет формируется самооценка, источником которой является оценка взрослых ( она должна быть высокой) и оценка сверстников. У ребенка должна быть высокая, положительная самооценка.
Первоначально самооценка неустойчива, а к концу дошкольного возраста она становится более устойчивой.
В возрасте 5-6 лет отмечается противоречие между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей. В этом возрасте завершается формирование первичных этических взглядов, наблюдается преобладание обдуманных действий над импульсивными. Формируются такие качества личности как настойчивость и умение преодолевать трудности. Возникает чувство долга по отношению к другим людям.
В 5-6 лет возникает произвольное поведение, появляется стремление управлять собой, своими поступками.
Условия реализация программы
Особенности работы по программе предшкольной подготовки детей:

1. Программа реализуется в режиме группы выходного дня - 1 раз в неделю, по субботам в течение 1 учебного года, 32 занятия по каждому предмету (октябрь–май). Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-15 человек. Основное условие приёма заявлений является желание родителей.
Этапы реализации:
1). Разработка программы по подготовке детей к школе (сентябрь 2008г.)
2). Подготовка к школе детей. Реализация программы (2008-2009г.)
3). Анализ и обобщение результатов. Внесение изменений (сентябрь 2009г.).
2. Структура дня:
Каждый день разбит на 3 занятия по 25 минут:
- "Подготовка к чтению и письму" – 1 час (32 час.в год),
- "Математическая подготовка" – 1час (32час. в год),
- Психологическо здоровье ребенка "Сохрани своё здоровье сам!" – 1час (32 час.в год),

Подобный режим занятий, по нашему мнению, является оптимальным, исключающим перегрузки и не нарушающим законовпсихофизиологического развития ребенка.
Особенности занятий:
  • занятия объединены сюжетно-дидактической темой,
  • дифференцированный подход к детям с разной степенью подготовленности осуществляется за счет заданий и раздаточного развивающего материала разной степени сложности, но единого сюжетного содержания, а также за счет игровых ролей,
  • между занятиями перерыв 15 минут.
3. Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения. В группе есть куратор (руководитель) из учителей начальных классов школы. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся консультации для родителей, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений учащихся, даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе, организуются консультации психолога.
4. Предполагаются домашние задания, например, по сюжетно-дидактической теме «Дом»: ввести в обязанность детей дома накрывать стол для всей семьи, перечислить виды столов (кухонный, письменный, компьютерный, стол-тумба, разделочный, журнальный, стол-книжка) , виды шкафов.
Материально- техническое обеспечение
Учебно-дидактические пособия для детей, созданные в рамках практической реализации программы «Ступеньки детства» (изд-во «Ассоциация XXI век»).

Пособие для детей:
1. Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста (в 3-х частях). Рабочая тетрадь.
2. Зверева М.В. Школа здоровья для детей и их родителей: Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая тетрадь.
3. Истомина Н.Б. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста (в 2-х частях). Рабочая тетрадь.
Пособия для учителя:
  1. Зверева М. В. Методические рекомендации к тетради для старших дошкольников «Сохрани свое здоровье сам!»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
  2. Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для учителя.
  3. Истомина Н.Б. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для учителя.
Наглядное пособие:
Технические средства обучения:
  1. Мобильный класс, МФУ, интерактивная доска, проектор.
  2. Экранно-звуковые пособия: диски, обучающие игры, тренажеры.
Содержание программы
Данная программа состоит из разделов:
  1. "Подготовка к чтению и письму" (автор - О.И. Бадулина)
  2. Психологическое развитие ребенка "Сохрани своё здоровье сам!" (автор - М.В.Зверева);
  3. "Математическая подготовка" (автор -Н.Б.Истомина).
Краткая характеристика основных предметных областей программы
  1. Курс «Подготовка к чтению и письму»
(32 часа)
1. Чтение.Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:
1) зрительный;
2) речедвигательный;
3) речеслуховой;
4) смысловой.
Учитывая эти особенности акта чтения, содержание данного курса направленно на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:
-развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта;
- развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков, твёрдый, мягкий); работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами;
- обогащение и активизация словаря и, что особенно важно, работа над пониманием смысла слова.
Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой - мягких и твёрдых согласных фонем.
2. Письмо.Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
Процесс письма - это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:
-повышение уровня наглядно-образного мышления детей;
-совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;
-умение ориентироваться в пространстве листа;
- укрепление руки;
-улучшение координации движений;
- знакомство с гигиеническими правилами письма;
-формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов);
3. Общее развитие детей
Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок к учебной деятельности:
-развитие познавательных процессов;
-умение работать по инструкции;
-умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
-умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;
-развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
-развитие логического мышления;
-развитие любознательности;
4. Формирование представлений:
-виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо)
-алфавит
-ударение
-правила речи
-гигиенические правила письма;
-ребус;
-рифма.
2. Курс «Математическая подготовка»
(32 часа)
Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.
1. Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов.
Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые - разные, похожи – отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше).
Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур (рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец)
Понимание слов «и», «или», «все», «каждый», «из них».
Понимание и конкретизация слов «слева», «справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других пространственных отношений.
2. Представление о количестве.
Числовые фигуры. Способ установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений: «больше», «меньше», «столько же» (не надо вводить знаки «больше», «меньше», «равно» и записывать неравенства и равенства!). Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше» , «столько же»). Выполнение предметных действий с различными совокупностями.
Усвоение последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Упражнения в счете. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры !). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками Например, число (количество предметов) «два» – цифрой 2.
3. Геометрические фигуры.
Узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных линий (развитие пространственного воображения).
4. Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач).
5. Представления о последовательности событий (что сначала? что потом?).
В процессе формирования представлений необходимо целенаправленно формировать умения: описывать выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности), осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.
При составлении рабочей программы удобно ориентироваться на содержание пунктов в рабочих тетрадях и на номера указанных в каждом пункте заданий. Количество занятий может быть больше (но не меньше) количества пунктов (38), так как это зависит от состава детей, профессиональной компетентности педагога и от возможностей образовательного учреждения в организации и проведении занятий.
3.Психологическое развитие ребенка.
(32 часа)
Курс психологическое развитие ребенка осуществляется по развивающей программе «Сохрани свое здоровье сам». Программа нацелена на воспитание в детях активного и сознательного отношения к своему здоровью, формирование навыков здорового образа жизни. Программа обосновывает прививаемые дошкольникам гигиенические, здоровьесберегающие умения доступным для его возраста объемом знаний об устройстве и функционировании человеческого организма.
Рабочая тетрадь «Школа здоровья для детей и их родителей» напоминает «книжку с картинками», что облегчает ее восприятие. Каждое занятие посвящено определенной стороне жизнедеятельности организма и здоровьесбережения, например, значению чистоты и гигиенических правил для борьбы с опасными микробами, сохранению хорошего зрения и слуха, правильной осанки.
Задания по данной части программы могут быть разными, но всегда имеют игровую или занимательную форму, предполагающую активность самих детей. Это может быть: изучение некоторых видов гимнастики, лепка из пластилина, традиционное раскрашивание, небольшие самостоятельные рисунки по образцу, работа с карточками, ролевые игры.
Мы предлагаем строить вступительную теоретическую часть к занятию в форме беседы, диалога, обсуждения, но никак не прочитанной лекции. Небольшой теоретический материал, предлагаемый к каждому занятию, педагог может изменить по своему усмотрению, что-то добавить или уменьшить в зависимости от особенностей детей.
Необходимо выделить время для закрепления практического гигиенического материала – различного вида гимнастики. Это является особенно важным, поскольку главной задачей курса является воспитание в детях привычек здорового образа жизни.
При обсуждении затрагиваемых тем рекомендуется постепенно вводить в словарный запас детей некоторые несложные биологические термины: сердце, мозг, желудок, витамины и т.д. Овладение этими понятиями не является, как уже говорилось выше, главной целью занятий. Однако, благодаря особой восприимчивости мозга ребенка в эти годы, в будущем, в школьный период они послужат своего рода центрами кристаллизации, вокруг которых будут накапливаться новые знания об организме и его здоровье, обеспечивая преемственность образования.
Навыки здорового образа жизни, которые были получены в дошкольные годы, сохранятся ребенком надолго, создавая запас прочности его организма на многие годы вперед.
Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники:
- непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков, свойств предметов и явлений, очевидных связей и отношений между ними, с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявлением причин и следствий;
- простое экспериментирование по исследованию свойств предметов и веществ;
- последовательная замена наблюдаемого предмета словом, образом, условным знаком;
- прогнозирование последствий не соблюдения правил личной гигиены, не соблюдения ЗОЖ;
- представление собранной информации через описание, рисунок, аппликацию, модель, сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
Выявление причин и следствий на основе наблюдений, попытка найти ответ на вопросы «Почему?», «Что будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность, внимание, мышление, воображение, творческие способности и другие качества личности.
Таким образом, наблюдение и экспериментирование выступают как важнейшие способы познания мира. В них переплетаются разные формы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Любознательность, радость «открытия», осознание своих исследовательских умений и другие интеллектуальные чувства вплетаются в процесс познания и активизируют его, что создаёт условия для формирования картины мира и основ мировоззрения в будущем.
Учебно- тематическое планирование курса
«Шаг за шагом»

Раздел
Количество часов
Теоретических
Практических

32
23
9
Математическая подготовка

32
25
7
Сохрани свое здоровье
32
24
8


Всего: 96 часов
72
24
Содержание программы «Шаг за шагом» направлено на развитие сфер деятельности, необходимых для того, чтобы сделать обучение младших школьников успешным и позволяет каждому ребенку достигнуть качественных результатов в обучении.
Формы и методы работы
Становление начальных компетентностей ребёнка старшего дошкольного возраста происходит в условиях организации педагогического процесса на специальных занятиях. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
В качестве технологии обучения в группах предшкольной подготовки также используется проблемно-диалогическое обучение. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между предшкольной подготовкой и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.
Во время занятий дети работают за столами несколько минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Физминутки снимают утомление детей.
Занятия проводятся в самой различной форме:
  • свободной игры,
  • дидактических игр за столом,
  • перемещением детей по комнате,
  • бесед,
  • слушания чтения,
  • работы в парах.
За время занятия предусматривается частая смена форм и видов деятельности детей. На занятиях необходимо создавать особый эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Для формирования детского коллектива и привлечения внимания к жизни школы семьи предусматривается празднование традиционных дат. Для воспитания чувства прекрасного предусмотрен ряд экскурсий. Регулярное обучение способствует раскрытию психологических возможностей ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе. Такие организационные формы работы способствуют реализации возможностей ребенка в учебной деятельности, а значит, способствуют успешности в учении. Реализация программыпозволит развивать познавательные процессы, личностные свойства необходимые ребенку для его дальнейшего обучения в школе. Целенаправленное развитие познавательных процессов даст возможность существенно повысить качество процесса усвоения учебного материала и устранить значительное число трудностей в обучении.
Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:
По источнику передачи и восприятия знаний.
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;
- практические: упражнения, лепка, игра, конструирование, моделирование, рисование;
- работа с книгой;
По способу организации учебной работы.
- работа под непосредственным руководством учителя;
- совместная работа;
-самостоятельная работа.
Методы стимулирования и мотивации.
- стимулирование интереса к обучению через игры, дискуссии, ситуации, эмоционально-нравственные переживания и ситуации занимательного характера. Ситуации опоры на жизненный опыт.
- стимулирование долга и ответственности через убеждение, предъявление требований, поощрений и порицаний.
Методы контроля и самоконтроля.
- для промежуточного контроля - беседа, наблюдение (степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение ребенка на занятиях: живость, активность, заинтересованность).
- для итогового контроля - тест Керна-Иразека.
- для измерения эмоционального состояния ребенка используется прием цветограммы.
Методологической и теоретической основами программы явились идеи:
Л.С.Выготского- ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, «О ведущей роли обучения»;
В.А.Сухомлинского- учеба – путь от успеха к успеху,
-сохранение и укрепление в детях мотивации учения,
- положительное отношение к учебной деятельности;
Ш.А.Амонашвили о гуманном педагогическом мышлении,
- познание себя как человека,
- раскрытие способностей и умений каждого ребенка,
- вера в возможности ребенка,
- уважение и утверждение его личности;
И.С. Якиманской о личностно ориентированном обучении,
- активизация внутренних стимулов учения,
- глубокое понимание и доверие между ребенком и педагогом,
- личностный подход,
Н.Е.Щурковой
- понимание ответственности за свои поступки
- взаимопомощь
-соблюдение порядка и дисциплины
-умение сочетать личные интересы и склонности с потребностями коллектива.

Принципы программы


  1. Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка в организации различных видов деятельности.
  2. Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса.
  3. Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
  4. Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.
  5. Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.
  6. Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения.
  7. Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).
  8. Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определенному учебно-методическому комплекту в школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий