Учебно
- методическое обеспечение.
Программа
по подготовке детей 5-6 лет к обучению в
школе «Шаг
за шагом», осуществляется по УМК
«Гармония». В комплекс входит:
1.
курс Подготовка
руки к письму.
-
тетради в 3-х частях Бадулиной О.И,
«Подготовка к чтению и письму»;
2.
курсРазвитие
математического воображения
-
тетради в 2-х частях Истоминой Н.Б.
«Математическая подготовка детей
старшего дошкольного возраста».
3.
курс «Сохрани
свое здоровье сам»
- тетрадь для детей старшего дошкольного возраста Зверевой М.В. «Сохрани свое здоровье сам!»;
Критерии
оценки
Кроме
необходимых знаний и умений у детей на
ступени предшкольного образования
должны быть сформированы следующие
УУД:
познавательные
логические действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- операция установления взаимно-однозначного соответствия;
- умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).
универсальные
учебные действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы,чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
- знаково-символические действия.
- моделирование какуниверсальное учебное действие.
Задача
формирования коммуникативныхУУД
предполагает, что при поступлении в
школу ребенок достигает определенного
уровня развития общения. В состав
базовых (т.е. абсолютно необходимых для
начала обучения ребенка в школе)предпосылок
входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое(т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Методическое
обеспечение
- Рекомендации для успешной реализации программы:
Условиями
успешной работы являются:
1.
Осознание педагогом важности этой
работы.
2.
Признание руководством школы необходимости
реализации данной программы для
формирования предпосылок успешной
учебной деятельности.
3.
Включение в работу с детьми учителей
обладающих определенными качествами:
доброта, вера в себя и в ребенка,
дружелюбие.
4.
Стремление учителя к интеллектуальному
самосовершенствованию.
5.
Уход от жестко регламентированного
обучения школьного типа.
6.
Обеспечение двигательной активности
детей в различных формах;
7.
Использование многообразных форм
организации обучения, включающих разные
специфически детские виды деятельности
взаимосвязанные с повседневной жизнью
детей, их самостоятельной деятельностью
(игровой, художественной, конструктивной
и др.);
8.
Широкое использование методов, игровых
приемов, создание эмоционально значимых
для детей ситуаций, активизирующих
мышление, воображение и поисковую
деятельность детей.
9.
Обеспечение ребенку возможности
ориентироваться на партнера-сверстника,
взаимодействовать с ним и учиться у
него (а не только у взрослого);
10.
Выделение в качестве ведущей в
образовательном процессе диалогической
формы общения взрослого с детьми, детей
между собой, что обеспечивает развитие
активности, инициативности ребенка,
формирует уважение и доверие к взрослому;
11.
Формирование детского сообщества,
обеспечивающего каждому ребенку чувство
комфортности и успешности.
- Описание специфических подходов и форм занятий
Общая схема организации занятия
- Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).
Детям
предлагается дидактическая игра, в ходе
которой они вспоминают то, что поможет
им познакомиться с новой темой
(актуализация знаний и умений). Игра
должна быть такой, чтобы в ходе ее в
деятельности ребенка не возникало
затруднения (дети 5–6 лет сначала
фиксируют в речи свои шаги, затем
выполняют действия). Каждый ребенок
должен принять участие в игре.
Необходимое
условие – четкое объяснение правил
игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы
для организации дидактической игры
можно найти в соответствующих пособиях
(тетрадях).
- Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры
должна возникнуть ситуация, вызывающая
затруднение в деятельности детей,
которое они фиксируют в речи (мы это не
знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель
выявляет детские вопросы и вместе с
детьми определяет тему занятия.
В результате
ребятами делается вывод, что необходимо
подумать, как всем вместе выйти из
затруднительной ситуации.
- Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с
помощью подводящего диалога на основе
предметной деятельности детей приводит
их к открытию нового знания или умения.
Оформив в речи новое, дети возвращаются
к ситуации, вызвавшей затруднение, и
проходят ее, используя новый способ
действия.
Материалы
для этого этапа работы можно найти в
соответствующих пособиях (тетрадях).
- Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе
проводятся игры, где детьми используется
новое знание или умение. Выполняется
работа в тетради (2–3 мин.). В конце
создается игровая ситуация, которая
фиксирует индивидуальное освоение
каждым ребенком нового материала.
Происходит самооценка ребенком своей
деятельности по освоению нового: дети
или убеждаются в том, что они справились
с заданием, или исправляют свои ошибки.
- Повторение и развивающие задания.
Проводятся
по желанию педагога при наличии свободного
времени.
Материалы
для работы на этом этапе можно найти в
соответствующих пособиях (тетрадях).
- Итог занятия.
Дети фиксируют
в речи:
- что нового узнали;
- где новое пригодится.
Примечание.
Во время занятия дети работают за столами
2–5 минут. Все остальное время предполагается
их перемещение из одного игрового
пространства в другое. Дидактические
игры проводятся в движении. Физминутки
снимают утомление детей средствами
релаксационных упражнений.
Методы
проведения занятий:
- Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
При
таком методе обучения дети воспринимают
и усваивают готовую информацию
- Репродуктивные методы обучения.
В
этом случае учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы
деятельности.
- Частично-поисковые методы обучения.
Участие
детей в коллективном поиске.
- Исследовательские методы обучения.
Овладение
детьми методами научного познания,
самостоятельной творческой работы.
Технические
средства обучения (ТСО) – это устройства,
помогающие учителю обеспечивать учащихся
учебной информацией, управлять процессами
запоминания, применения и понимания
знаний, контролировать результаты
обучения. В них имеются специальные
блоки, позволяющие хранить и воспроизводить
программы информационного обеспечения,
управления познавательной деятельностью
учащихся и контроля.
Современный
ПК, снабженный дополнительными
устройствами, позволяющими сочетать
тексты с графикой, мультипликацией,
звуковым (речевым и музыкальным)
сопровождением, кино– и видеоизображением,
называется мультимедиа («многовариантная
среда»).
Перед
использованием ТСО учащихся необходимо
научить пользоваться ими.
Чистота
использования ТСО влияет на эффективность
процесса обучения. Если ТСО используется
очень редко, то каждое его применение
превращается в чрезвычайное событие и
возбуждает эмоции, мешающие восприятию
и усвоению учебного материала. Наоборот,
слишком частое использование ТСО
приводит к потере у учащихся интереса
к нему и к активной форме протеста.
Эффективность
применения ТСО зависит также от
этапа урока. Использование ТСО не
должно длиться на уроке подряд более
20 мин. Использование ТСО в интервалах
между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и
35-й минутами позволяет поддерживать
устойчивое внимание учащихся практически
в течение всего урока. Эти положения
обусловлены тем, что в течение каждого
урока у учащихся периодически изменяются
характеристики зрительного и слухового
восприятия, внимание, утомляемость.
Минуты напряженного умственного труда
необходимо чередовать с эмоциональной
разрядкой, разгрузкой зрительного и
слухового восприятия.
Для улучшения
качества проведения занятий используются
следующие дидактические материалы.
Наглядные
пособия:
К
демонстрационным материалам относятся:
— наборные
полотна с двумя и более полосками для
раскладывания на них разных плоскостных
изображений: фруктов, овощей, цветов,
животных и т. д.;
— геометрические
фигуры, карточки с цифрами и знаками +,
—, =, >, <;
— фланелеграф
с комплектом плоскостных изображений,
наклеиваемых на фланель ворсом наружу,
так чтобы они прочнее держались на
обтянутой фланелью поверхности доски
фланелеграфа;
— мольберт
для рисования, на котором крепятся
две-три съемные полочки для демонстрации
объемных наглядных пособий;
— магнитная
доска с комплектом геометрических
фигур, цифр, знаков, плоских предметных
изображений;
— полочки с
двумя и тремя ступеньками для демонстрации
наглядных пособий;
— комплекты
предметов (по 10 штук) одинакового и
разного цвета, размера, объемные и
плоскостные (на подставках);
— карточки
и таблицы;
— модели
(«числовая лесенка», календарь и др.);
— логические
блоки;
— панно и
картинки для составления и решения
арифметических задач;
— оборудование
для проведения дидактических игр;
К раздаточным
материалам относятся:
— мелкие
предметы, объемные и плоскостные,
одинаковые и разные по цвету, размеру,
форме, материалу и т. д.;
— карточки,
состоящие из одной, двух, трех и более
полос; карточки с изображенными на них
предметами, геометрическими фигурами,
цифрами и знаками, карточки с гнездами;
— наборы
геометрических фигур, плоских и объемных,
одинакового и разного цвета, размера;
— таблицы и
модели;
— счетные
палочки и т. д.
Другие разделы программы:
Другие разделы программы:
- Учебно-дидактические пособия для детей, созданные ...
- ОБОБЩЕНИЕ. сравнение по различным признакам
- Чтобы зубы не болели.
- Методики используемые педагогом на занятиях
- Учебно - методическое обеспечение.
- 3.Психологическое развитие ребенка.
- Курс «Математическая подготовка»
- Курс «Подготовка к чтению и письму»
- Программа по предшкольной подготовке
Комментариев нет:
Отправить комментарий