Приложение №9
Внеклассное
мероприятие в рамках «Месяца языкознания»
для 5 – 6 классов. (Подготовлено
обучающимися 11а класса).
Грамотеи
или большое лингвистическое путешествие.
Цель:
1. В игровой соревновательной форме
провести закрепление полученных знаний,
2.
Научить применять на практике знания,
умения и навыки, полученные на уроках
русского языка.
Оборудование:
1.
Плакаты с названиями городов страны
Русского языка.
2.
Карточки с заданиями.
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами совершим
путешествие по стране Русского Языка.
Эта страна имеет много городов, населена
удивительными жителями. Мы побываем в
нескольких городах, но чтобы перебраться
из одного города в другой, вам необходимо
будет выполнить задания, которые
подготовили для вас жители волшебной
страны.
Путешествие
мы будем совершать по
определенным правилам:
- Не шуметь.
- Внимательно слушать задания и стараться выполнять их быстро и правильно. Для этого в каждом городе вас будут ждать помощники. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь к ним.
- Передвигаться по стране можно только всем классом, а то можно заблудиться.
- Ваш маршрут путешествия отражен в Путевых листах, которые капитаны команд выберут в качестве жеребьевки. Вы должны отметиться в каждом пункте, указанном в Путевом листе.
- За каждый правильный ответ команда получает цветной жетон. После окончания путешествия мы посмотрим, какая команда лучше справилась с заданиями, и на Параде Победителей лучшую команду ожидает награждение.
Всем понятны
эти простые правила? Тогда в путь!
Но прежде,
чем вы войдете в волшебную страну, вам
необходимо отгадать несколько загадок.
Та команда, которая наберет больше всего
правильных ответов и начинает жеребьевку.
- Какое русское слова состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)
- Черные, кривые, от рождения немые, а как встанут в ряд сразу вдруг заговорят? (Буквы)
- Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы)
- Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом
порядке построены в ряд.
Каждый в
условленном месте стоит
И называется
это все….(Алфавит).
Все загадки
связаны с алфавитом и буквами. Как вы
думаете, почему? (Мы входим в страну
русского языка).
А вот что
сказал о нашем замечательном языке
великий русский писатель Иван Сергеевич
Тургенев: (Учитель читает стихотворение
в прозе «Русский язык»).
У входа в
актовый зал, где проходит игра, проводится
жеребьевка и раздача путевых листов.
Путевые
листы лежат на столе лицевой стороной
вниз. Капитаны команд по очереди, в
соответствии с количеством правильных
ответов на загадки, подходят и выбирают
Путевой лист. Далее команды заходят в
актовый зал и расходятся по своим
маршрутам, выполняют задания и получают
цветные фишки за правильные ответы. В
конце игры подсчитывается количество
фишек у каждой команды и объявляется
победитель.
Город
Морфология.
Помощник:
Части речи,
как чудесно
Знать, что
вы со мною вместе,
Что всегда
вы рядом, здесь,
Благодарности
не счесть.
Существительное
– школа, просыпается – глагол,
С прилагательным
– веселый
Новый школьный
день прошел.
Учитель:
Какие
же задания приготовили нам жители этого
города?
Задание
1:Отгадать, о каких частях речи говорится
в стихотворениях, и рассказать о них.
Помощник:
Есть у меня
шестерка слуг,
Проворных,
удалых,
И все, что
вижу я вокруг,
Все знаю я
от них.
Они по зову
моему
Являются в
нужде.
Зовут их Как
и Почему,
Кто, Что,
Когда и Где.
(Наречие –
это неизменяемая часть речи, обозначает
признак действия или признака)
Помощник:
Мы самые
главные,
Мы самые
умные,
Мы называем
предметы, людей
И отвечаем
на ваши вопросы,
Вопросы
простых падежей.
(Существительные
– часть речи, которая обозначает предмет
и отвечает на вопросы кто?
или что?
Существительные изменяются по падежам,
делятся на три склонения, имеют три
рода: мужской, женский и средний, бывают
одушевленными и неодушевленными,
собственными и нарицательными, имеют
единственное и множественное число).
Помощник:
Определяю я
предметы,
Они со мной
весьма приметны.
Я украшаю
вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Меня вам надо знать, беречь!
(Прилагательное
– часть речи, которая обозначает признак
предмета. Прилагательные в переносном
значении могут выступать в роли тропов,
т.е. изобразительных средств языка).
Помощник:
Прошедшее
время,
То, что прошло:
«Вчера мы
писали»,
«Солнце
ушло».
Настоящее
время –
Проходит
теперь:
«Мою окно».
«Закрываю
дверь».
А в будущем:
«Я полечу на
ракете,
Хочу побывать
На далекой
планете».
(Глагол- часть
речи, которая обозначает действие
предмета. Глагол имеет три времени:
настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы
изменяются по лицам и числам, т.е.
спрягаются, имеют совершенный и
несовершенный вид).
Задание
2: «Четвертый лишний».
(Найди лишнее слово и объясни свой
выбор).
- Существительное, наречие, сказуемое, предлог. (сказуемое, т.к. это член предложения, а не часть речи)
- Частица, предлог, прилагательное, союз. (Прилагательное, т.к. остальные части речи – служебные, а прилагательное – значимая).
Задание
3: Конкурс капитанов. (Определить часть
речи у указанных слов и распределить
их на группы по определенному признаку).
- Парты, занятия, урок, полет, походы, огурец. (2 группы; определяем число существительных).
- Книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание. (3 группы; определяем род существительных).
Учитель:
Итак, вы
успешно преодолели препятствия, и теперь
вам ничто не мешает двигаться дальше
по вашему пути.
Команда
переходит к следующему пункту, указанному
в Путевом листе.
Город
Орфография
Помощник:
Безударный
хитрый гласный:
Слышим мы
его прекрасно.
А в письме
какая буква?
Здесь поможет
вам наука:
Гласный ставь
под ударенье,
Чтоб развеять
все сомненья!
Если слышишь
парный звук,
Будь внимателен,
мой друг,
Парный сразу
проверяй,
Слово смело
изменяй:
«Зуб» на
«зубы», «лед» на «льды» -
Будешь
грамотным и ты.
Учитель:
Что же ждет
нас в этом городе?
Задание
1: Отгадай загадку, в отгадке укажи
орфограмму, расскажи, как ее проверить.
Помощник:
- Нашумела, нагремела,
Все промыла
и ушла.
И сады, и
огороды
Всей округи
полила.
(Гроза –
грозы, б/у гласная в корне слова).
Помощник
- Между веток новый дом,
Ни дверей,
ни печки в нем,
Только круглое
окошко –
Не пролезет
даже кошка.
(Скворечник.
Сочетание – чн - пишется без ь).
Помощник:
- Лежит веревка,
Шипит,
плутовка,
Брать её
опасно –
Укусит больно.
Ясно?
(Змея – змеи,
б/у гласная в корне слова).
Помощник:
- В лесу темно,
Все спят
давно.
Одна птица
не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит.
(Сова – совы,
б/у гласная в корне слова).
Задание
2: Найти и исправить ошибки в предложениях,
объяснить ответ.
Помощник:
«Сова жила
в великом замке «Каштаны». Да, это был
не дом, а настоящий замок. На двери замка
был звонок с кнопкой и колокольчик со
шнурком. Под звонком и колокольчиком
были прибиты объявления, написанные
Кристофером Робином».
Но правильно
ли Кристофер Робин написал эти объявления?
- Прашу ножать если незапускают
- Прошу падергать если ниаткрывают.
Задание
3: «Кто быстрее»? (Ответьте
на вопросы Помощника).
Помощник:
- В названии какого дня недели есть две одинаковые буквы? (Суббота)
- Имена девочек состоят из двух букв А удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла и Анна).
- Сказала Й сестре родной:
«Вот ты,
сестра, соседка,
Бываешь часто
прописной,
А я ужасно
редко».
«Ну, редко –
это не беда,
Иные буквы
- никогда!»
«И много их?»
«Да целых
три:
Сестра и с
ней два брата.
Зовут их
так….»
«Не говори!
Скажите вы, ребята!» (Ъ, Ь, Ы)
- Чем заканчиваются день и ночь? (Ь)
- Что стоит посередине земли? (М)
- Чем кончается лето и начинается осень? (О)
- Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (сто – л, сто – г, сто – п, сто – к).
Учитель:
Вы
хорошо справились с орфограммами,
посмотрим, как вы одолеете синтаксис и
пунктуацию.
Помощник:
Синтаксис и
Пунктуация рядышком идут,
Держатся за
руки, песенки поют.
Словно две
подружки не разлей-вода,
И об этом
помнить нужно нам всегда!
Задание
4: Составьте из рассыпавшихся слов
предложения, объясните знаки препинания.
Помощник:
Заблудились
слова в беспорядке,
Потеряли
места в суете.
А давайте,
ребята, поможем
Им в нелегкой
и грустной судьбе.
- Дерево, хвойных, семейства, сосна.
(Сосна
– дерево семейства хвойных.
Подлежащее и сказуемое выражены
существительным в именительном падеже,
поэтому ставим между ними тире).
- Ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.
(Товарищи,
не ставьте сумки на кресла. Обращения
выделяем с двух сторон запятыми.)
Задание
5: «Кто больше?»
(Составьте словосочетания из указанного
предложения.)
- Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.
- маленький
котенок
- пушистый
котенок
- гулял по
крыше
-громко мяукал
Учитель:
Вы прекрасно справились с заданием,
говорим спасибо вам и до свидания!
Команда
переходит к следующему пункту, указанному
в Путевом листе.
Город
Морфемика
Помощник:
Слово делится
на части, ах, какое это счастье!
Может каждый
грамотей слово сделать из частей.
На конце
любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая
часть с другим словом держит связь.
Окончанье
он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем
есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи
приставки образуются слова.
После корня
он стоит, перед окончанием,
Его если
заменю – другое слово получу.
Обозначу
уголком, называю суффиксом.
Задание
1: Составить слова из частей, указать
лексическое значение.
- При-, -ить, -готов-, о-, -еть,-беж-, -ут. (приготовить).
- Рас-, -пис-, -к-, -а, у-, -лис-,-ить. (расписка).
Задание
2: Отгадайте слова.
Помощник:
Корень мой
находится в цене.
В очерке
найди приставку мне.
Суффикс мой
в тетрадке вы встречали.
Вся же – в
дневнике я и в журнале. (Оценка).
Помощник:
В списке вы
мой обнаружите корень,
Суффикс в
собрании встретите вскоре,
В слове
«рассказ» вы приставку найдете.
В целом - по
мне на уроки пойдете. (Расписание)
Задание
3: «Кто больше?» (Составить
слова из букв одного большого слова за
30 секунд).
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
(предприниматель,
ствол, стол, метель, тело, пора, дом, мода,
перо, депо, монета, ремень, мать, еда,
мед, демон, мораль, педаль, дети, …)
Учитель:
Вы молодцы, работали хорошо, теперь вам
необходимо двигаться дальше.
Команда
переходит к следующему пункту, указанному
в Путевом листе.
Город
Лексика
Учитель:
Жители
этого города изучают словарный состав
языка, и они приготовили вам немало
испытаний.
Помощник:
В его столбцах
мерцают искры чувства.
В подвалы
слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке
свой потайной фонарь.
Они дались
не даром человеку.
Читаю: «Век.
От века. Вековать.
Век доживать.
Бог сыну не дал веку.
Век заедать,
век заживать чужой…»
В словах
звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь
лежит передо мной,
Древняя
рассыпанная повесть.
Задание
1: Определите значение слов по словарю.
Задание
2: Кто прочитает больше слов по часовой
и против часовой стрелки. (Око,
лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село,
осел).
Задание
3:В этих ребусах зашифрованы названия
городов, а в одном из них – название
страны. В каком?
(Москва,
Киров, Волгоград, Мурманск, Украина)
Учитель:
Итак,
вы успешно справились со всеми
препятствиями. Я хочу прочитать вам
стихотворение:
РУССКИЙ
ЯЗЫК.
Спросят меня:
что похоже на море?
-Русский
язык,- не замедлю с ответом.
Он, словно
море, согреет землю,
Свежесть
подарит засушливым летом,
Воды его,
разливаясь без края,
Блещут
немеркнущим солнечным светом,
К людям
хорошим в дальние страны,
Катятся волны
с горячим приветом.
Русский язык
– безграничное море!
В глуби
морской я дождался улова,
Выловил ключ,
открывающий радость,-
Этим ключом
было русское слово…
В сад прихожу
под зеленые своды,
Как здесь
отрадно, красиво и ново:
Если ж в саду
и садовник отменный,
Кажется – в
мире нет счастья иного!
Так же и в
класс мой пришел я когда-то,
Он был подобен
зеленому своду;
Русская
женщина с доброй душою
Не уступала
ни в чем садоводу…
Русское слово
я пил неотрывно,
Как родниковую
звонкую воду;
Сколько бы
влаги живой ни вбирал я –
Жажда сильнее
была год от году.
Русский язык!
Словно горы и воздух,
Словно огни
городов и селений.
Русский язык!
В нем, как в море бездонном,
Черпаю силы
для новых решений.
Он вдохновляет
на труд беззаветный
Ради грядущих
прекрасных решений!
Комментариев нет:
Отправить комментарий