Дифференциация — организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся (в расчет берутся групповые особенности).
Дифференциацию часто путают с индивидуализацией.
Индивидуализация — учет личностных особенностей каждого ученика (в расчет берутся индивидуальные особенности).
Дифференцированное обучение — условие и средство индивидуализации.
Сейчас уже никто не сомневается в том, насколько ошибался знаменитый Жак Жак Руссо, утверждавший, что люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски. Исследования психологов позволяют судить об индивидуально-психологических различиях детей одного возраста. Так, например, по данным НИИ психологии диапазон индивидуальных различий первоклассников — внимательности, памяти, мышления, воображения, речи — можно охарактеризовать соотношением 1:15. Это значит, что если способности наиболее слабого ученика класса принять за единицу, то способности наиболее сильного ученика составят 15 единиц, т.е. будут в 15 раз. выше.
Ежегодные исследования школьных психологов и логопедов показывают, что дети приходят в 1 класс с разным уровнем подготовленности. Так, например, в 2004 - 05 уч. году из 87 первоклассников 48% имеют такие нарушения речи, как фонетико-фонематические недоразвитие, Нерезко выраженное общее недоразвитие, элементы нарушения лексико-грамматических сторон речи. Эти нарушения, по мнению логопедов, скаываются на усвоение программы.
В 2003-04 уч. году такие нарушения речи имели 32% первоклассников, в 2004 – 05 уч. году — 40%.
А вот результаты исследования психологов (в процентах)
Уровень развития
|
высокий
|
хороший
|
средний
|
слабый
|
Учебный
год
| |
память
|
зрительная
|
5,2
4,7 |
32,4
34,9
|
50
51,2
|
12,4
9,3
|
2003 - 04
2004 - 05
|
слуховая
|
3.7
4,7
|
38
34,9
|
55,9
53,5
|
2,4
7
|
2003 - 04
2004 - 05
| |
интеллект
|
-
-
|
10,4
12,5
|
71,1
67,5
|
17,5
20,0
|
2003 - 04
2004 - 05
| |
Зрительно – моторная
координация
|
4,4
4,7
|
43,5
44,2
|
32,3
25,6
|
21,8
25,6
|
2003 - 04
2004 - 05
|
С целью изучения учащихся необходимо проводить педагогическую и психологическую диагностику, вести систематические наблюдения за их учебной деятельностью. Анализ индивидуальных особенностей детей проводится по программе, в которую включаются сведения, наиболее ярко характеризующие учебные возможности школьника (см. таблицу 1).
Таким образом, любой ребенок, как и любой взрослый обладает множеством отличительных признаков. Но при всем многообразии эти признаки могут быть систематизированы. Только упорядоченная картина индивидуальных различий позволяет объединить детей в отдельные группы, различающиеся индивидуально-типологическими особенностями нервной системы. Нужно знать, что на психологический облик школьника накладывают отпечаток и особенности воспитания, обучения и среда.
Только знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю правильно строить учебный процесс с опорой на слабые и сильные стороны обоих типов нервной системы.
Практика осуществления дифференцированного подхода в условиях
классно-урочной системы.
При практическом осуществлении дифференциации в условиях классно-урочной системы нужно знать способы индивидуализации обучения.
1. Индивидуальный темп обучения учителем может выбираться с учетом скорости учебной деятельности, мышления, восприятия ученика. Но индивидуальный темп может быть обеспечен лишь непродолжительное время, т.к. это может привести к отставанию от класса или от программы.
По мнению психологов, в начальной школе может быть ускоренный темп прохождения материала, но не темп самого урока. При фронтальной форме организации учебной деятельности ускоренный темп может породить у части детей стресс.
2. Индивидуализация содержания и методов обучения (через объем и сложность учебного материала).
3. Индивидуализация с учетом видов мыслительной деятельности.
Учащимся с наглядно-чувственными типом мышления рекомендуется выполнение однотипных упражнений средней трудности. Задания же проблемного и творческого характера получают учащиеся с хорошо развитым логическим мышлением.
В педагогической литературе считается наиболее удачным деление учащихся на группы с учетом их индивидуальных особенностей, когда критериями выступают:
- быстроты ориентации в поставленном вопросе и способа
проникновения в проблему;
- глубины понимания программного материала;
- уровни сформированности учебных навыков;
- работоспособности, темпа учебной деятельности;
- развития познавательных интересов.
Причины столь широких различий в способностях достаточно многообразны, их можно охарактеризовать как биологические, психические и культурно-педагогические. Следовательно, дети приступают и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками.
В процессе обучения индивидуальные различия могут проявляться:
1) в скорости усвоения нового материала, в количестве тренировочных упражнениях, необходимых для усвоения нового
2) в уровне работоспособности (высокая, средняя, низкая). Связано с типом нервной системы
З) в различных типах мышления, у одних преобладает практически действенное, у вторых — наглядно-образное, у третьих — словесно-логическое.
4) учащиеся отличаются высокой, средней и низкой обучаемостью.
Пути решения дифференциации.
1. Деление класса на З характерные группы («сильные», «средние», «слабые») с учетом степени развития
- реальных учебных возможностей
- способностей к учению
- работоспособности учащихся
Учителем дифференцированно подбираются задания и темп работы для каждой группы.
2. Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
З. На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений.
4. Подготовка учителем для уч-ся заданий с учетом тех трудностей, которые испытывает слабые учащихся (алгоритмы решений, планы работы и т.д.), для сильных учащихся — задания повышенной трудности.
5. Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых обеспечивается системой постоянного усложняющихся вопросов.
Дифференцировать можно:
а) объем;
б) сложность учебного материала;
в) доза помощи учителя при выполнении;
г) комплексно.
Приведу пример с урока русского языка. Тема урока <Правописание безударных окончаний существительных разных склонений».
даны 4 словосочетания.
уздечка для лошадк…
помогать дочк …
спать в кроватк …
встретить на площадк…
Задание учащимся 1 группы:
1. Определите склонение и падежи существительных.
2. дополните окончания имен существительных
3. Проверьте правильность по таблице на стр. 83
Задание для учащихся II группы. (усложняется)
1. Замените все существительные 1 скл. однокоренными существительными З скл.
2. допишите окончания существительных.
Задание для учащихся 3 группы. (увеличивается объем)
Необходимо не только заменить существительные 1 скл. cуществительными З скл., но и составить предложения с данными словосочетаниями.
Трудности в реализации дифференцированного подхода.
1. Слабая организация психологической и педагогической диагностики с целью изучения учебных возможностей учащихся.
2. Индивидуальный подход к уровню развития учащихся не заложен в учебные программы и не обеспечен содержанием учебников.
3. Большая наполняемость классов.
4. Трудности в ведении постоянного учета изменений в уровне подготовленности учащихся.
Необходимость классификации ошибок учащихся требует большой затраты времени.
5. Наличие доли социального неравенства при делении детей на группы. Нельзя составлять списки и т.д., ставить детей в известность.
6. При дифференциации по уровню сложности материала нельзя для слабоуспевающих учащихся давать задания ниже программных. Иначе это может привести к замедлению их развития.
7. Большая затрата времени учителя при подготовки к уроку, сложности в организации деятельности учащихся на уроке.
Психолого-педагогические основы индивидуализации и
дифференциации обучения учащихся.
Что должен знать учитель, приступая к дифференциации обучения?
1) индивидуальные особенности детей, основные свойства нервной системы и психики.
2) задатки и способности учащихся
3) сильные и слабые стороны, уровень сформированности мыслительной деятельности каждого ребенка, причины пробелов в обучении и воспитанности.
Дифференцированный подход в обучении тесно связан с самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа позволяет дифференцировать объем и сложность одновременно. Например, если ученик отвечает только на 1 вопрос сложного задания получает «3», на 2-3 вопроса — «4», выполняет задание полностью и правильно — «5». Преимущество такого подхода в том, что ученик видит перспективу своего роста. Если же учитель предоставляет ученику облегченное задание на «3», такой возможности роста и развития у детей нет.
Более целесообразным считается подход, когда учитель без упрощения материала дифференцирует дозированную помощь.
Каждый учитель начальных классов согласится с тем, что развитие связной письменной речи учащихся – одна из важных и трудных задач. И при ее решении учителю приходит на помощь дифференциация. Например, при написании изложения текста повествовательного характера с коллективным составлением плана для сильных учащихся достаточен минимум опорных слов для передачи текста. Учащимся средних способностей можно помочь, увеличив количество опорных слов, словосочетаний. Для слабых учащихся. с недостаточно развитой речью, затрудняющихся в последовательном изложении текста, а иногда и в построении правильных по структуре предложений, нужно увеличить дозу помощи учителя. Это может быть и развернутый план текста, и дополнительные вопросы к отдельным частям текста. Для предупреждения ошибок учащихся в повторе одних и тех же слов можно предложить синонимический ряд слов. Так же дифференцированной может быть и помощь учителя по написанию слов с трудными орфограммами.
Применение дифференцированного полхода при решении дидактических задач.
Дифференцированный подход может осуществляться учителем на уроках разного типа и на разных этапах урока (см.. табл № 2.)
1. При проверке домашнего задания можно использовать вопросы разной степени сложности (от репродуктивного до творческого характера, с элементами новизны, разноуровневые задания).
Так, при проверке домашнего задания по материалу темы «Поверхность нашего края» по окружающему миру учащимся 1 группы с низким уровнем усвоения знаний и умений дается задание, в котором по перечисленным существенным признакам нужно определить формы земной поверхности: холм, гору, равнину.
Учащиеся 2-ой группы со средним уровнем усвоения знаний, умений, мыслительных операций и отличающиеся наблюдательностью получают задание на сравнение таких форм поверхности, как гора и холм, указывают общие и отличительные черты.
Учащиеся 3-ей группы с высоким уровнем усвоения знаний и умений, с развитыми мыслительными операциями и наблюдательностью выполняют задание на применение системы знаний в новых условиях. Например, оно может быть таким. Пользуясь физической картой докажите, что западная часть Свердловской области — это горы, а ее восточная часть — равнина.
2. На этапе изучения нового материала учитель в начале изложения нового материала может поставить перед уч-ся вопросы и задания разной степени сложности, соответствующие разным уровням познав. самостоятельности (проблемные, частично-поисковые, преобразующие, репродуктивные), адресуя их разным категориям учащихся.
3. При закреплении изученного Материала необходимо учесть, что если речь идет о научных понятиях, сложных для понимания учащихся, то для закрепления или проверки усвоения нецелесообразно спрашивать слабых учащихся. В этом случае на ответах сильных остальные ребята смогут еще раз повторить и осмыслить новый материал.
4. При подборе домашнего задания можно варьировать объем, степень трудности, характер задания.
Например, I группе — составить схему?
II — составить план,
III — найти ответы на вопросы и п.д.
Таким образом, лишь дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий