ДОКЛАД
(№ 1 слайд)
Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
№ 2 слайд Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
№ 3 слайд Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
№ 4 слайд
Для себя мы эту работу разбили на несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических,
и психологических, и личностных.
- Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
№ 5 слайд
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
№ 6 слайд
С нашей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е эти группы не постоянны, их состав может меняться..
Учителя начальной школы для разноуровневого обучения используют:
- Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
- Альтернативные задания для добровольного выполнения
- Задания, содержание которых найдено учеником
- Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
№ 7 слайд
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
- изучение нового материала;
- дифференцированная домашняя работа;
- учет знаний на уроке;
- текущая проверка усвоения пройденного материала;
- самостоятельные и контрольные работы;
- организация работы над ошибками;
- уроки закрепления.
Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
- При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания.
- Второй уровень - уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.
- Третий уровень – творческий. Он предполагает написание мини-сочинений, исправление грамматических ошибок.
Вашему вниманию предлагается ряд заданий по теме «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова».
(№ 8 слайд ) При усвоении пройденного материала учащимся можно предложить ряд заданий, одно из которых вы видите на экране.
Здесь предлагается учащимся 1 группы
(1группа.) Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко,
л..сной. с..оновый, в..дичка.
|
Волнистый, волноваться,
волны, вёсла, домище,
весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный.
|
(№ 9 слайд) 2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
б-гун - Алгоритм.
х-дить- 1. Прочитай слово.
сл-ды- 2. Поставь ударение.
в-да - 3. Выдели корень.
б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна - проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
(У каждого ученика алгоритм выполнения задания находится на парте)
(№ 10 слайд) 3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать-
д-ждливый-
в-сенний-
Разноуровневые задания используются на разных этапах урока, рассмотрим один из вариантов заданий, который можно предложить при знакомстве с новым словарным словом.
(№ 11 слайд)
Учащимся предлагается выполнить задания по выбору:
1 уровень Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги.
2 уровень Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги. Придумай и запиши предложение с этим словом.
3 уровень Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги. Придумай и запиши предложение с этим словом.
(№ 12 слайд)
Можно сделать вывод:
Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
(№ 13 слайд) Учителя нашей школы стремятся к тому, чтобы выпускник начальной школы умел использовать свои знания и умения не только на уроках, но и при решении жизненных ситуаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий