Часть 6
Организация
дифференцированной работы на уроках
физики и при выполнении домашнего
задания
Автор:
Гильманова Гульуса Фаритовна, учитель
физики МБОУ «Тавельская СОШ» Мамышского
муниципального района РТ
Если к
каждому ученику отводить время,
соответствующее его личным способностям
и возможностям, то можно обеспечить
гарантированное усвоение базисного
ядра школьной программы.
ДЖ.Кэрролл,
Б.Блаум
При
организации учебного процесса, приходится
учитывать основные характеристики
ученика: общие, индивидуальные и
возрастные. Это связано с дифференцированным
подходом и выбором соответствующего
стиля взаимодействия педагогов с
учащимися.
Уже
никто не сомневается в необходимости
и целесообразности учёта в образовательном
процессе склонностей и способностей
школьников, так как это ведет к устранению
перегрузки, способствует возрастанию
положительной мотивации к обучению,
стимулирует большую заинтересованность
слабых ребят в результатах учёбы.
Определяющим условием внедрения
дифференциации является необходимость
повышения качества знаний по физике,
повышение мотивации к изучению предмета.
Обучение на уроках физики делает
актуальной проблему совершенствования
образовательного процесса: с одной
стороны, формируется устойчивость
положительной мотивации; с другой
стороны, обеспечивается выполнение
государственного образовательного
стандарта.
Дифференцированное обучение
на уроках физики включает в себя ряд
этапов:
1 этап
включает диагностику пробелов и развитие
познавательного интереса.
Пробелы
бывают нескольких видов:
- пробелы
в знаниях (для их выявления необходимо
вести диагностическую карту учёта
знаний).
- пробелы
в мышлении (здесь
нужны упражнения по развитию логики).
- отсутствие
прилежания (часто связано с неумением
учиться, и здесь бывает необходима
помощь психолога).
С целью
развития познавательного интереса в
урок и домашнее задание надо включать
интересные задачи, кроссворды, проводить
олимпиады, нестандартные уроки.
Итогом 1 этапа
будет деление класса на группы:
1 группа–
наиболее подготовленные – те, кто могут
усвоить материал шире программы;
2 группа–
основной уровень – те, кто способны
усвоить программу;
3 группа –
уровень госстандарта.
II этап
- дифференциация
помощи, содержания и процесса обучения.
Он предусматривает
учет возможностей учащихся. Так домашнее
задание необходимо задавать с учетом
деления по группам. При этом 1 группе
не следует увеличивать объём, а увеличивать
степень сложности задания.
На уроке
необходимо обеспечить каждому ученику
свой темп в продвижении. Сильного ученика
вывести на более сложные задания, а
затем и на опережающее обучение.
Ученики 3 группы усвоят в это время
госстандарт.
III этап
включает
дифференцированный
контроль. Это разноуровневые
самостоятельные и контрольные работы.
Независимо
от уровня обученности, учащимся
предлагается начинать выполнять задание
с карточек первого уровня сложности, а
вот следующие задачи решать по своему
выбору: либо закрепить умения решать
задачи по аналогии, либо выполнять
задания на применение знаний в частично
измененной ситуации, либо задачи на
применение знаний в новой ситуации
(задания первого уровня).
Приведем
примеры заданий для первого, второго и
третьего уровней сложности по теме.
«Сила трения», «Коэффициент трения».
1
уровень
(во
всех задачах известна масса и коэффициент
трения. Требуется
найти силу тяги).
- На соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород одна из них перевезла груз массой 23 тонны при коэффициенте трения 0,01. Найти силу тяги лошади. Движение считать равномерным.
- Деревянный брусок массой 1,6 кг равномерно тянут по деревянной линейке с некоторой силой. Определить эту силу, если коэффициент трения дерева по дереву равен 0,25.
- Тепловоз может везти состав массой 6 000 тонн, двигаясь равномерно при коэффициенте сопротивления 0,005. Какое тяговое усилие он при этом развивает?
2
уровень
(изменённая
ситуация: на тело действуют либо несколько
сил трения, либо несколько сил тяги
вдоль одной оси, но при этом опять же
известна масса, коэффициент трения, и
надо найти силу тяги)
1. Два
мальчика везут на санях груз массой 50
кг, прикладывая при этом одинаковые
усилия в горизонтальном направлении.
Определить силу, которую должен приложить
каждый мальчик для равномерного движения
саней, если коэффициент трения полозьев
о снег равен 0,1.
2. Два
деревянных бруска, массой по 1 кг каждый,
лежат на деревянной доске. Какую силу
надо приложить, чтобы вытащить нижний
брусок из–под верхнего. Коэффициент
трения на обеих поверхностях нижнего
бруска равен 0,3.
3
уровень
(усложнённая
ситуация: вновь необходимо найти силу
тяги, которая теперь приложена под углом
к горизонтали. При проектировании на
оси координат имеем теперь по две
действующие силы соответственно по оси
OX и OY).
1.
Коэффициент трения скольжения ящика
массой 100 кг о пол равен 0,2. Ящик тянут
за верёвку, проходящую через его центр
тяжести. Верёвка образует угол 30 градусов
с горизонталью. Какую силу надо приложить,
чтобы ящик двигался равномерно.
Для определения степени понимания задачи учащимся можно предложить вопросник:
Для определения степени понимания задачи учащимся можно предложить вопросник:
-
Понятно ли тебе условие
задачи?
-
Представь всё то, о чём говорится в
задаче.
- Что
известно? Какой вид движения наблюдается
вдоль оси OX и OY?
- Что нужно найти?
- Какие силы действуют на тело вдоль оси OX?
- Какие силы действуют на тело вдоль оси OY?
- Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OX, если учесть, что тело вдоль этой оси двигается равномерно.
- Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OY, если учесть, что тело вдоль этой оси либо не двигается, либо двигается равномерно.
- Что нужно найти?
- Какие силы действуют на тело вдоль оси OX?
- Какие силы действуют на тело вдоль оси OY?
- Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OX, если учесть, что тело вдоль этой оси двигается равномерно.
- Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OY, если учесть, что тело вдоль этой оси либо не двигается, либо двигается равномерно.
Работая
на уроках с таким дидактическим материалом
по группам или в парах, ребята ощущают:
во–первых, психологический комфорт,
т.к. в любой момент могут проконсультироваться
с товарищем, решающим в данный момент
аналогичную задачу. Во–вторых, сохраняется
индивидуальный темп при решении задач.
В–третьих, учащиеся сами определяют
для себя скорость продвижения от простых
задач к более сложным или необходимость
закрепления достигнутых успехов.
Учащийся может самостоятельно постепенно
продвигаться к более сложным задачам
в индивидуальном темпе, тем самым,
повышая свой уровень обученности.
Применение
в своей работе дифференциального подхода
на уроках физики позволяет разнообразить
формы и методы работы с детьми, повысить
интерес к учебе, но самое главное повысить
качество физического образования
школьников.
Традиционный
метод, в котором учащиеся являются
объектом обучения, устарел. Учащиеся,
при этом, похожи на туриста, в рюкзак
которого каждый преподаватель складывает
знания своего предмета. Рюкзак становиться
все тяжелее и тяжелее, и наступает время,
когда учащиеся не может его сдвинуть с
места. Отсюда и низкие отметки, которые
сказываются на дальнейшее обучение,
приводит некоторых в депрессию, нежелание
учиться. И поэтому необходимо по
возможности отказаться от неудовлетворительных
отметок путем дифференциации обучения.
В
инновационном обучении важно, чтобы
ученик был не объектом, а субъектом
образовательного процесса, сумел задать
любой вопрос интересующий его и
самостоятельно найти на свой вопрос
ответ. Важно так организовать
образовательный процесс, чтобы ученик
сам добывал знания. Одним из таких
методов является дифференцированный
подход в обучении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий