Ребусы

вторник, 24 ноября 2015 г.

Часть 6 Организация дифференцированной работы на уроках физики и при выполнении домашнего задания


Часть 6
Организация дифференцированной работы на уроках физики и при выполнении домашнего задания
Автор: Гильманова Гульуса Фаритовна, учитель физики МБОУ «Тавельская СОШ» Мамышского муниципального района РТ
Если к каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
ДЖ.Кэрролл, Б.Блаум
При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика: общие, индивидуальные и возрастные. Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.

Уже никто не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в образовательном процессе склонностей и способностей школьников, так как это ведет к устранению перегрузки, способствует возрастанию положительной мотивации к обучению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы. Определяющим условием внедрения дифференциации является необходимость повышения качества знаний по физике, повышение мотивации к изучению предмета. Обучение на уроках физики делает актуальной проблему совершенствования образовательного процесса: с одной стороны, формируется устойчивость положительной мотивации; с другой стороны, обеспечивается выполнение государственного образовательного стандарта.
Дифференцированное обучение на уроках физики включает в себя ряд этапов:
1 этап включает диагностику пробелов и развитие познавательного интереса.
 Пробелы бывают нескольких видов:
-  пробелы в знаниях (для их выявления необходимо вести диагностическую карту учёта знаний).
- пробелы в мышлении (здесь нужны упражнения по развитию логики).
- отсутствие прилежания (часто связано с неумением учиться, и здесь бывает необходима помощь психолога).
С целью развития познавательного интереса в урок и домашнее задание надо включать интересные задачи, кроссворды, проводить олимпиады, нестандартные уроки.
Итогом 1 этапа будет деление класса на группы:
1 группа– наиболее подготовленные – те, кто могут усвоить материал шире программы;
2 группа– основной уровень – те, кто способны усвоить программу;
3 группа – уровень госстандарта.
II этап - дифференциация помощи, содержания и процесса обучения.
Он предусматривает учет возможностей учащихся. Так домашнее задание необходимо задавать с учетом деления по группам.  При этом 1 группе не следует увеличивать объём, а увеличивать степень сложности задания.
На уроке необходимо обеспечить каждому ученику свой темп в продвижении. Сильного ученика вывести на более сложные задания, а затем и на опережающее обучение. Ученики 3 группы усвоят в это время госстандарт.
III этап включает дифференцированный контроль. Это разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. 
Независимо от уровня обученности, учащимся предлагается начинать выполнять задание с карточек первого уровня сложности, а вот следующие задачи решать по своему выбору: либо закрепить умения решать задачи по аналогии, либо выполнять задания на применение знаний в частично измененной ситуации, либо задачи на применение знаний в новой ситуации (задания первого уровня).
Приведем примеры заданий для первого, второго и третьего уровней сложности по теме. «Сила трения», «Коэффициент трения». 1 уровень
(во всех задачах известна масса и коэффициент трения. Требуется найти силу тяги).
  1. На соревнованиях лошадей тяжелоупряжных пород одна из них перевезла груз массой 23 тонны при коэффициенте трения 0,01. Найти силу тяги лошади. Движение считать равномерным.
  2.  Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 тонн, на некотором участке пути едет равномерно. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,03. 
  3. Деревянный брусок массой 1,6 кг равномерно тянут по деревянной линейке с некоторой силой. Определить эту силу, если коэффициент трения дерева по дереву равен 0,25.
  4. Тепловоз может везти состав массой 6 000 тонн, двигаясь равномерно при коэффициенте сопротивления 0,005. Какое тяговое усилие он при этом развивает? 
2 уровень
(изменённая ситуация: на тело действуют либо несколько сил трения, либо несколько сил тяги вдоль одной оси, но при этом опять же известна масса, коэффициент трения, и надо найти силу тяги)
1. Два мальчика везут на санях груз массой 50 кг, прикладывая при этом одинаковые усилия в горизонтальном направлении. Определить силу, которую должен приложить каждый мальчик для равномерного движения саней, если коэффициент трения полозьев о снег равен 0,1. 
2. Два деревянных бруска, массой по 1 кг каждый, лежат на деревянной доске. Какую силу надо приложить, чтобы вытащить нижний брусок из–под верхнего. Коэффициент трения на обеих поверхностях нижнего бруска равен 0,3.
3 уровень
(усложнённая ситуация: вновь необходимо найти силу тяги, которая теперь приложена под углом к горизонтали. При проектировании на оси координат имеем теперь по две действующие силы соответственно по оси OX и OY).
1. Коэффициент трения скольжения ящика массой 100 кг о пол равен 0,2. Ящик тянут за верёвку, проходящую через его центр тяжести. Верёвка образует угол 30 градусов с горизонталью. Какую силу надо приложить, чтобы ящик двигался равномерно. 
 Для определения степени понимания задачи учащимся можно предложить вопросник:
- Понятно ли тебе условие задачи? 
- Представь всё то, о чём говорится в задаче. 
- Что известно? Какой вид движения наблюдается вдоль оси OX и OY? 
- Что нужно найти?
 
- Какие силы действуют на тело вдоль оси OX?
 
- Какие силы действуют на тело вдоль оси OY?
 
- Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OX, если учесть, что тело вдоль этой оси двигается равномерно.
 
- Что можно сказать о равнодействующей сил вдоль оси OY, если учесть, что тело вдоль этой оси либо не двигается, либо двигается равномерно.
 
Работая на уроках с таким дидактическим материалом по группам или в парах, ребята ощущают: во–первых, психологический комфорт, т.к. в любой момент могут проконсультироваться с товарищем, решающим в данный момент аналогичную задачу. Во–вторых, сохраняется индивидуальный темп при решении задач. В–третьих, учащиеся сами определяют для себя скорость продвижения от простых задач к более сложным или необходимость закрепления достигнутых успехов. Учащийся может самостоятельно постепенно продвигаться к более сложным задачам в индивидуальном темпе, тем самым, повышая свой уровень обученности.
Применение в своей работе дифференциального подхода на уроках физики позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес к учебе, но самое главное повысить качество физического образования школьников.
Традиционный метод, в котором учащиеся являются объектом обучения, устарел. Учащиеся, при этом, похожи на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становиться все тяжелее и тяжелее, и наступает время, когда учащиеся не может его сдвинуть с места. Отсюда и низкие отметки, которые сказываются на дальнейшее обучение, приводит некоторых в депрессию, нежелание учиться. И поэтому необходимо по возможности отказаться от неудовлетворительных отметок путем дифференциации обучения.

В инновационном обучении важно, чтобы ученик был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой вопрос интересующий его и самостоятельно найти на свой вопрос ответ. Важно так организовать образовательный процесс, чтобы ученик сам добывал знания. Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий