Ребусы

вторник, 1 сентября 2015 г.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО. «Краеведение»

Библиографическое описание: Мартынова С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО [Текст] / С. А. Мартынова // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 19-21.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития.
Внеурочная деятельность проводится по направлениям развития личности: духовно-нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное,
В нашей школе по общеинтеллектуальному направлению составлена модифицированная рабочая программа «Краеведение» на основе программы Б. Е. Андюсева, которая активно используется во внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью программы является то. что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Реализация программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий — личностных, познавательных и коммуникативных.
Выполнение программы «Краеведение» осуществляется через различные формы и виды деятельности: игровая, познавательная, краеведческая, сюжетно — ролевые игры, просмотр мультфильмов, посещение выставочных залов и музеев, походы в театр, конкурсы, посещение библиотек, праздники.
Целью программы «Краеведение» является формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Актуальностью данной программы является то, что в результате ее внедрения у обучающихся формируются те ценностные установки духовно — нравственного развития и воспитания, которые предусмотрены в основной образовательной программе учреждения и в соответствии с требованиями ФГОС. Программа органично интегрируется в учебный процесс, обеспечивает овладение ключевыми компетенциями младших школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности и дает представление о воспитательных результатах внеурочной деятельности младших школьников.
На занятиях по краеведению обучающиеся приобретают новые знания о малой родине, о жизни и быте коренных народов Томской области, находят информацию о особо охраняемых территориях нашего края, используют интернет, инциклопедии и справочную литературу, а так же личный опыт который приобретают во время экскурсий в музеи, на выставки. Полученные знания ребята успешно применяют на уроках окружающего мира,русского языка, литературного чтения,математики.
В программу по окружающему миру включены вопросы краеведения.
1класс
-        Знакомство с полезными ископаемыми.
-        Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.
-        Наш город — часть большой страны.
2 класс
-        Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.
-        Разнообразие растений, животных луга, водоёма.
-        Промышленные предприятия своего города.
-        Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).
-        Памятники культуры, их охрана.
-        Поверхность и водоёмы своего края.
3 класс
-        Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.
-        Роль заповедников в охране растений и животных.
-        Охрана природы своего края.
4 класс
1.      Природные зоны России: степей, пустынь.
2.      Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.
3.      Сбережём природу своего края.
На уроках русского языка и литературного чтения используем полученные знания для сочинения- описания, а также для проведения лексической работы.
На уроках математики применяем знания, полученные на уроках краеведения при написании математических диктантов и решении задач краеведческого характера.
Задачи для устных вычислений:
-                   Папа собрал клюквы 10кг, а сын на 6 кг меньше. Сколько килограммов клюквы собрал сын?
-                   Маша нашла в лесу 7 подберезовиков и 3 подосиновика. Сколько всего грибов нашла Маша?
-                   С первого кедра собрали 54 шишки, а со второго — на 6 шишек больше. Сколько шишек собрали с двух кедров?
-                   Кедр достигает 44м в высоту, а сосна 50м. На сколько метров сосна выше кедра?
Математический диктант:
-                   Городу Томску 410 лет.
-                   День рождения города Томска 1604 год.
-                   В Томской области насчитывается 18000 водотоков.
-                   Главной водной артерией является река Обь протяженностью 1065км по области.
-                   Площадь Томского района 10064км².
-                   Население Томского района 71 541ч.
Я считаю, что краеведение является одним из важнейших направлений для обучающихся начальной школы. Именно здесь дети могут получить данные по которым имеют представление о развитие нашего города, области, края. При наличии таких знаний формируется готовность жить, трудится в своём городе, селе, области, крае.
Литература:

1.      Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы для начальной школы. Москва, 2007
2.      Краеведческий кружок как средство развития младшего школьника. Гайворонская Н. И. // Начальная школа. — 2009. -№ 6.
3.      Краеведение в начальной школе. Овечкина Н. Н. // Начальная школа. — 2004. — № 11.
4.      Ознакомление младших школьников с родным краем. Саяпина Н. Г. //Начальная школа. — 2001. — № 2
5.      Земля Томская. Краеведческий портал http://kraeved.lib.tomsk.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий