Ребусы

вторник, 24 ноября 2015 г.

Часть 3 Применение технологии дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания


Часть 3
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания
Автор: Веклич Татьяна Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории, высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 16» г. Братска, почетный работник общего образования Российской Федерации

Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика.
В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения.

Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения – очень древняя традиция. Идея дифференцированного обучения является отнюдь не новой для нашей отечественной школы. Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов. Например, училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.
Положительные аспекты уровневой дифференциации
Назовем положительные аспекты уровневой дифференциации:
- у педагога появляется возможность уделять внимание сильному ученику и в то же время помогать слабому;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
- повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
- в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.
Многие говорят об отрицательных сторонах уровневой дифференциации:
- деление детей по уровню развития негуманно;
- слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
- высвечивается социально-экономическое неравенство;
- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
В современной школе уделяется недостаточно внимания индивидуальному аспекту обучения. Это, прежде всего, относится к жёсткой школьной системе с её учебным планом, одинаковым для всех обучающихся до окончания школы, преподавания предметов по единым, весьма перегруженным, обязательным для всех учебным программам.
Существуют и другие отрицательные явления в учебной работе: слабая учебная мотивация обучающихся, учение ниже своих возможностей, пассивность.
Остановимся на виде дифференциации, которая не утрачивает своей значимости - внутренней (внутриклассной или уровневой), так как она наиболее часто используется учителями на уроках.
Внутренняя дифференциация – это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.
Чаще всего уровневая дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.
Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.
Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.
Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.
Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, например, Вяземского Е.Е и Стреловой О.А. (диагностический исторический диктант; задания для диагностики на историческом материале вербального и невербального воображения; для выявления школьников с преобладающей образной, смысловой, механической памятью и т.п.). Еще один из способов определения уровня состоит в следующем: в течение 8-10 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.
Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный материал, продумываются приемы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.
Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы (пары сменного и постоянного состава, группы, индивидуальная работа), постоянная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.
К сожалению, в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не можем провести комплексную научную диагностику.
Выделяются три группы учащихся:
с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый). Тут ученики должны иметь подсказку в виде плана;
со средним уровнем (базовый, репродуктивный). Для таких учащихся достаточно алгоритма выполнения задания.
с высоким уровнем (продвинутый, творческий). На этом уровне ученики самостоятельно справляются с заданием. Задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы.
Необходима корректность при делении учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний.
Для каждой группы учащихся ставится свои цели обучения, виды и уровень заданий.
У учащихся с низким уровнем необходимо пробудить интерес к предметам, ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение работать по образцу. Им предлагаются тренировочные задания, которые предполагают работу по образцу и воспроизведение информации.
Низкий уровень
Цели обучения

- пробудить интерес;
- ликвидировать пробелы; - сформировать умение работать по образцу.
Виды заданий
Репродуктивные: работа по образцу, тренировочные задания, воспроизведение информации.
Средний уровень
У учащихся со средним уровнем необходимо развить устойчивый интерес к предмету, закрепить и повторить имеющиеся знания, сформировать умение работать самостоятельно. Им предлагаются продуктивные задания: применение знаний в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.
Цели обучения

развить устойчивый интерес к предмету;
закрепить и повторить имеющиеся знания;
сформировать умение работать самостоятельно.
Виды заданий:
Продуктивные: применение знания в новой ситуации, создание нового продукта: схем, тестов и т.п.
Высокий уровень
Высокий уровень предполагает сформировать у учащихся новые способы действий, развивать умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания, совершенствовать навыки самостоятельной организации обучения. Учащимся даются творческие задания. Чаще всего – учебные проекты.
Цели обучения

- сформировать новые способы действий;
- развивать умение выполнять задания повышенной сложности;
- развивать умение выполнять нестандартные задания;
- совершенствовать навыки самостоятельной организации обучения.
Виды заданий:
Творческие
Рассмотрим некоторые способы дифференциации, применяемые на уроках истории и обществознания.
1. Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости и низким темпом деятельности дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмма и т.п.).
2. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.
Например, при работе с текстом:
составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
подготовить тезисы по изучаемой теме (2-ой уровень);
составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».
Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.
Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики» И дополнительное задание: найти точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определить по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси.
Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера: используя картину художника А. М. Васнецова «Новгородское вече», дает характеристику составу этого органа власти. Изучает дополнительную литературу и объясняет, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Определяет на плане Древнего Новгорода место действия картины».
Рассмотрим ещё один пример: работа с французской карикатурой конца XIX в. «Раздел Китая» на уроке «Русско-японская война» в 9-ом классе.
Сперва ребятам предлагается ответить на вопрос: «Как вы понимаете содержание французской карикатуры 1890-х гг.?» Учащиеся определяют, что изображенный на карикатуре пирог – это Китай. Затем они определяют, какие государства обозначены на слайде цифрами. Наглядность является хорошей подсказкой и позволяет выяснить причины войны даже слабым уч-ся. А в задание на дом можно внести дифференцированный аспект и предложить желающим творческое задание: написать эссе с ответом на вопрос: «Какой стране по воле карикатуриста достанется самый большой кусок пирога и почему именно ей?»
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:
  • образец оформления ответа;
  • памятки, планы;
  • карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • справочные материалы;
  • наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • начало или частичное выполнение задания.
Учащиеся со средним и высоким уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно.
Слабым ученикам оказывается помощь.
Так при изучении вопроса «Виды нормативно-правовых актов» на уроках обществознания учащиеся нередко испытывают трудности. Поэтому при работе над этими понятиями слабым им предлагается задание с частично сформулированным определением: необходимо заполнить пропуски в определениях понятий «закон» и «подзаконный акт». Можно сделать ещё один шаг и поместить в задании фотографии-подсказки.
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Например, работа с опорным конспектом на уроке обществознания в 9-ом классе. Для каждого ученика к уроку распечатывается шаблон опорного конспекта по теме. Для слабых учеников организуется фронтальная работа (под руководством преподавателя заполняются пустые ячейки схем и таблиц, отрабатываются понятия, выполнялись задания). Некоторые ученики сразу приступают к самостоятельной работе над конспектом, а некоторым, чтобы выполнить часть работы, необходимо руководство учителя. Степень самостоятельности учащихся при этом различна. Этап проверки проводится фронтально.
Дифференцировать работу на уроках истории можно на любом этапе.
Для объяснения нового материала привлекаются обучающиеся третьей и реже второй группы. Они дома самостоятельно, с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, готовят сообщения по новой теме.
Необходимо использовать в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности: схем, чертежей, картин, плакатов, карт, опорных конспектов и т.д.
На уроках закрепления и обобщения изученного материала работу в уровневых группах можно организовать следующим образом:
Дети третьей группы получают творческие задания и выполняют их самостоятельно. Обучающиеся второй группы также самостоятельно выполняют задания по карточкам, по вопросам учебника. Ученики первой группы работают под руководством учителя. При такой организации работы «сильные» дети получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную отметку. А «слабые» дети чувствуют себя уверенней и тоже получают положительную отметку.
Дифференцированные задания на уроках учёта и контроля знаний.
При проведении контрольных срезов обучающиеся получают несколько вариантов заданий по степени сложности или по объёму. Необходимо предварительно озвучить, какую отметку предполагают определенные задания. Дети сами выбирают задания по своим возможностям. Но не все реально оценивают свои возможности, т.к. присутствует завышенная и заниженная самооценка. С примером дифференцированной контрольной работы по теме «США в конце XIX века» можно познакомиться в Приложении 1 к данному выступлению.

Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется».

Комментариев нет:

Отправить комментарий