Ребусы

вторник, 24 ноября 2015 г.

Приложение №9


Приложение №9

Внеклассное мероприятие в рамках «Месяца языкознания» для 5 – 6 классов. (Подготовлено обучающимися 11а класса).
Грамотеи или большое лингвистическое путешествие.
Цель: 1. В игровой соревновательной форме провести закрепление полученных знаний,
2. Научить применять на практике знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка.
Оборудование: 1. Плакаты с названиями городов страны Русского языка.
2. Карточки с заданиями.
3. Цветные фишки.


Ход игры.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, населена удивительными жителями. Мы побываем в нескольких городах, но чтобы перебраться из одного города в другой, вам необходимо будет выполнить задания, которые подготовили для вас жители волшебной страны.
Путешествие мы будем совершать по определенным правилам:
  1. Не шуметь.
  2. Внимательно слушать задания и стараться выполнять их быстро и правильно. Для этого в каждом городе вас будут ждать помощники. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь к ним.
  3. Передвигаться по стране можно только всем классом, а то можно заблудиться.
  4. Ваш маршрут путешествия отражен в Путевых листах, которые капитаны команд выберут в качестве жеребьевки. Вы должны отметиться в каждом пункте, указанном в Путевом листе.
  5. За каждый правильный ответ команда получает цветной жетон. После окончания путешествия мы посмотрим, какая команда лучше справилась с заданиями, и на Параде Победителей лучшую команду ожидает награждение.
Всем понятны эти простые правила? Тогда в путь!
Но прежде, чем вы войдете в волшебную страну, вам необходимо отгадать несколько загадок. Та команда, которая наберет больше всего правильных ответов и начинает жеребьевку.
  • Какое русское слова состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)
  • Черные, кривые, от рождения немые, а как встанут в ряд сразу вдруг заговорят? (Буквы)
  • Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы)
  • Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется это все….(Алфавит).
Все загадки связаны с алфавитом и буквами. Как вы думаете, почему? (Мы входим в страну русского языка).
А вот что сказал о нашем замечательном языке великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев: (Учитель читает стихотворение в прозе «Русский язык»).
У входа в актовый зал, где проходит игра, проводится жеребьевка и раздача путевых листов.
Путевые листы лежат на столе лицевой стороной вниз. Капитаны команд по очереди, в соответствии с количеством правильных ответов на загадки, подходят и выбирают Путевой лист. Далее команды заходят в актовый зал и расходятся по своим маршрутам, выполняют задания и получают цветные фишки за правильные ответы. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и объявляется победитель.
Задания по станциям.
Город Морфология.
Помощник:
Части речи, как чудесно
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благодарности не счесть.
Существительное – школа, просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день прошел.
Учитель: Какие же задания приготовили нам жители этого города?
Задание 1:Отгадать, о каких частях речи говорится в стихотворениях, и рассказать о них.
Помощник:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначает признак действия или признака)
Помощник:
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на ваши вопросы,
Вопросы простых падежей.
(Существительные – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Существительные изменяются по падежам, делятся на три склонения, имеют три рода: мужской, женский и средний, бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными, имеют единственное и множественное число).
Помощник:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Прилагательные в переносном значении могут выступать в роли тропов, т.е. изобразительных средств языка).
Помощник:
Прошедшее время,
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время –
Проходит теперь:
«Мою окно».
«Закрываю дверь».
А в будущем:
«Я полечу на ракете,
Хочу побывать
На далекой планете».
(Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются, имеют совершенный и несовершенный вид).
Задание 2: «Четвертый лишний». (Найди лишнее слово и объясни свой выбор).
  • Существительное, наречие, сказуемое, предлог. (сказуемое, т.к. это член предложения, а не часть речи)
  • Частица, предлог, прилагательное, союз. (Прилагательное, т.к. остальные части речи – служебные, а прилагательное – значимая).
Задание 3: Конкурс капитанов. (Определить часть речи у указанных слов и распределить их на группы по определенному признаку).
  • Парты, занятия, урок, полет, походы, огурец. (2 группы; определяем число существительных).
  • Книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание. (3 группы; определяем род существительных).
Учитель:
Итак, вы успешно преодолели препятствия, и теперь вам ничто не мешает двигаться дальше по вашему пути.
Команда переходит к следующему пункту, указанному в Путевом листе.
Город Орфография
Помощник:
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«Зуб» на «зубы», «лед» на «льды» -
Будешь грамотным и ты.
Учитель:
Что же ждет нас в этом городе?
Задание 1: Отгадай загадку, в отгадке укажи орфограмму, расскажи, как ее проверить.
Помощник:
  • Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
(Гроза – грозы, б/у гласная в корне слова).
Помощник
  • Между веток новый дом,
Ни дверей, ни печки в нем,
Только круглое окошко –
Не пролезет даже кошка.
(Скворечник. Сочетание – чн - пишется без ь).
Помощник:
  • Лежит веревка,
Шипит, плутовка,
Брать её опасно –
Укусит больно. Ясно?
(Змея – змеи, б/у гласная в корне слова).
Помощник:
  • В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит.
(Сова – совы, б/у гласная в корне слова).
Задание 2: Найти и исправить ошибки в предложениях, объяснить ответ.
Помощник:
«Сова жила в великом замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был звонок с кнопкой и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные Кристофером Робином».
Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления?
  • Прашу ножать если незапускают
  • Прошу падергать если ниаткрывают.
Задание 3: «Кто быстрее»? (Ответьте на вопросы Помощника).
Помощник:
  • В названии какого дня недели есть две одинаковые буквы? (Суббота)
  • Имена девочек состоят из двух букв А удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла и Анна).
  • Сказала Й сестре родной:
«Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко».
«Ну, редко – это не беда,
Иные буквы - никогда!»
«И много их?»
«Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так….»
«Не говори! Скажите вы, ребята!» (Ъ, Ь, Ы)
  • Чем заканчиваются день и ночь? (Ь)
  • Что стоит посередине земли? (М)
  • Чем кончается лето и начинается осень? (О)
  • Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (сто – л, сто – г, сто – п, сто – к).
Учитель: Вы хорошо справились с орфограммами, посмотрим, как вы одолеете синтаксис и пунктуацию.
Помощник:
Синтаксис и Пунктуация рядышком идут,
Держатся за руки, песенки поют.
Словно две подружки не разлей-вода,
И об этом помнить нужно нам всегда!
Задание 4: Составьте из рассыпавшихся слов предложения, объясните знаки препинания.
Помощник:
Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете.
А давайте, ребята, поможем
Им в нелегкой и грустной судьбе.
  • Дерево, хвойных, семейства, сосна.
(Сосна – дерево семейства хвойных. Подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, поэтому ставим между ними тире).
  • Ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.
(Товарищи, не ставьте сумки на кресла. Обращения выделяем с двух сторон запятыми.)
Задание 5: «Кто больше?» (Составьте словосочетания из указанного предложения.)
  • Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.
- маленький котенок
- пушистый котенок
- гулял по крыше
-громко мяукал
Учитель: Вы прекрасно справились с заданием, говорим спасибо вам и до свидания!
Команда переходит к следующему пункту, указанному в Путевом листе.
Город Морфемика
Помощник:
Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей слово сделать из частей.
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием,
Его если заменю – другое слово получу.
Обозначу уголком, называю суффиксом.
Задание 1: Составить слова из частей, указать лексическое значение.
  • При-, -ить, -готов-, о-, -еть,-беж-, -ут. (приготовить).
  • Рас-, -пис-, -к-, -а, у-, -лис-,-ить. (расписка).
Задание 2: Отгадайте слова.
Помощник:
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).
Помощник:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Задание 3: «Кто больше?» (Составить слова из букв одного большого слова за 30 секунд).
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
(предприниматель, ствол, стол, метель, тело, пора, дом, мода, перо, депо, монета, ремень, мать, еда, мед, демон, мораль, педаль, дети, …)
Учитель: Вы молодцы, работали хорошо, теперь вам необходимо двигаться дальше.
Команда переходит к следующему пункту, указанному в Путевом листе.

Город Лексика
Учитель: Жители этого города изучают словарный состав языка, и они приготовили вам немало испытаний.
Помощник:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
Древняя рассыпанная повесть.
Задание 1: Определите значение слов по словарю.
Задание 2: Кто прочитает больше слов по часовой и против часовой стрелки. (Око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).









Задание 3:В этих ребусах зашифрованы названия городов, а в одном из них – название страны. В каком?
(Москва, Киров, Волгоград, Мурманск, Украина)
Учитель: Итак, вы успешно справились со всеми препятствиями. Я хочу прочитать вам стихотворение:
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Спросят меня: что похоже на море?
-Русский язык,- не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова,
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово…
В сад прихожу под зеленые своды,
Как здесь отрадно, красиво и ново:
Если ж в саду и садовник отменный,
Кажется – в мире нет счастья иного!
Так же и в класс мой пришел я когда-то,
Он был подобен зеленому своду;
Русская женщина с доброй душою
Не уступала ни в чем садоводу…
Русское слово я пил неотрывно,
Как родниковую звонкую воду;
Сколько бы влаги живой ни вбирал я –
Жажда сильнее была год от году.
Русский язык! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем, как в море бездонном,
Черпаю силы для новых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных решений!

Комментариев нет:

Отправить комментарий