Ребусы

понедельник, 30 ноября 2015 г.

Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"


Задачи:
  1. продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
  2. совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
  3. воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
  • учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
  • портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
  • компьютер,
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
-Какое было домашнее задание?

Павел Петрович Бажов


А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.
Кокованя-
Дарёнка-
Серебряное копытце-
Автор-
Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на 

правой______________ передней ноге______________ 

копытце.Ростом он не выше __________ стола, 

ножки_______________, головка ____________. А рожки у 

козлика на _____________. Шерстка у него летом 

_________________, а зимой_________ . Кормится 

______________, а зимой_________ .


В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.
Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.

- Как звали отца Даренки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила

- На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой

- Кошка Муренка была
А) белая
Б) серая
В) бурая

- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
А) 1
Б) 2
В) 3

- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?

А) голубого
Б) розового
В) зеленого

Г) Беседа об оленях.
- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)
- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?
-А что говорил про рога Серебряного копытца?
А теперь посмотрим внимательно на эти изображения. 

                                                     Козлёнок

 Олень


- Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили, что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, а Серебряное Копытце всегда с рожками. (Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”
Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно! )

3. Работа с текстом
А) Выборочное чтение.
- Рассмотри иллюстрации к тексту.
Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.
- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.
Б) Обобщающая беседа после чтения.
- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы – Дарёнке?
Д) Далее выполняем задание.  

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

Е) Физкультминутка

4. Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.
Фольклорная первооснова.
Присутствие рассказчика – человека из народа.
Волшебство и таинственность –неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои - добрые или злые.
Нет рассказчика.
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
Не имеют реальной основы.

5. Подведение итогов.
- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.
- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?
( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

6. Итог урока.
- Какие качества людей привлекают автора?
- Кому открываться сокровища земли?
О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

7. Домашнее задание.
Прочитать сказку, рассказать понравившийся отрывок.

8. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий