Ребусы

понедельник, 25 ноября 2013 г.

О чём рассказал Каракол

О чём рассказал Каракол

Сценарий кукольного спектакля
по мотивам пьесы-сказки Н. Кудашкиной

Действующие лица:
Сказительница
Леший Михей
Медведь
Заяц
Ворон Врон
Коля
Баба Яга
Таня
Мама


Звучит песня «Ярмарка чудес» до слов «Значит в гости к нам они летят.. ».
Ведущий: Сегодня в гостях у нас ангарская писательница, поэтесса, сказительница и очень хороший друг нашей библиотеки Н.Н. Кудашкина. К юбилею города она подарила нам новую сказку, вы ее будете смотреть первыми. А называется эта сказка «О чем рассказал Каракол». Кто такой Каракол? Я тоже не знаю. Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте...
1 действие
Сказительница: Давным-давно это было. Я уж и не помню. Тайга здесь была непроходимая, болота страшные, зверья, птиц видимо-невидимо. И в этой сибирской глухомани между реками Ангара и Китой избушка стояла. В этой ветхой избушке с отцом и матерью жил мальчик Коля - отчаянный, никого и ничего не боялся, лес для него, что дом родной. Целыми днями в лесу пропадал этот шалун. Или из озорства, или от скуки любил птиц пострелять из рогатки.
А по соседству, на опушке, в зимовьюшке жил Леший - не леший, колдун не колдун, а звали его Михеем. И была у него любимая птица - черная, нахохленная, всем и всегда недовольная. Михей величал ее Вороном... За этой птицей и охотился мальчик Коля.
Шум леса, желательно голоса животных. К зимовью Михея подходит медведь, стучит.
Медведь: Хозяин, ты живой? Али спишь?
Михей: Туточки я. Что тебе, Михайло Иванович? Что не спишь-то? Зимушка, ведь.
Медведь: От страху проснулся, - сон страшный видел. Вроде бы тайгу всю вырубили, мою берлогу разорили, люди в лес пришли, костры кругом, топорами стучат...
Михей: Да не верь ты сну своему, кому ж это под силу тайгу вырубить? Пожуй валерьяновый корень да и спи спокойно.
Медведь: И то правда. Что-то нервный я стал. Вот опять в ушах какой-то шум стоит, и вроде поет кто-то. Пойду вздремну, может пройдет.
Михей: Да, неспокойно стало в лесу, вот и Михайло Ивановича разбудили. Неужто правда лес вырубать будут'7 Как жить -то будем? Еще кто-то идет…
Вбегает Заяц.
Заяц: Дядя Михей, Дядя Михей... там, там... в лесу...
Михей: Успокойся и рассказывай все как есть, что там в лесу? Динозавр, крокодил, охотник?
Заяц: Да, нет! Там железные чудовища, они как люди шагают, глазищи огромные, ночью огнем горят, ой е ей, уничтожат они нас, съедят. Побегу всех наших собирать. Что-то делать надо. Вот беда так беда.
Шум, летит Баба Яга.
Баба-Яга:
Мчись же ступа-ступушка,
Я хочу, голубушка,
У Михея побывать
Вместе с ним поколдовать...
Тпру... стой, приехали...
Михей: А это ты, Баба-Яга. О чем ты бормочешь? Кому колдовать-то. Скоро совсем разучусь, практики нет! Ну, хоть кто-нибудь бы пожаловал... Вот Заяц говорит, что железные люди появились, врет наверное, со страху что угодно привидится. Пойду Врона покличу, может он что-нибудь видел или слышал... (Кричит). Врон, Врон! Где тебя носит, живо домой!
Врон: Что изволишь, Михеюшка? Кого извести надо? Али на кого страху нагнать?
Михей: Что ты, что ты болтаешь, напраслину наводишь. Когда это я тебя пакостить-то посылал?
Врон: Шучу, Михеюшка. Это я после встречи с Колькой такой злой стал. По всему лесу за мной с рогаткой гоняется, того и гляди пристрелит.
Вбегает Колька.
Колька: Вот ты где, Вражина, сейчас я тебя... (Натягивает рогатку).
Михей: Стоп, стоп. Ты чего это раздухарился, что тебе плохого Врон сделал? За что ты его убить хочешь? А?
Колька: Да не убить, зачем я его убивать буду. Мне скучно, поиграть не с кем, а он летает, мешает, да еще дразнит - каркает. Вот мне бы крылья, я бы вест мир облетел, все бы увидел, узнал, а здесь только и есть, что звери да птицы. Скукота.
Михей: А ну, Баба Яга, выходи. Может, поможем парню мир посмотреть, а?
Баба-Яга: Помочь можно, да испугается он, не захочет.
Колька: Это я-то испугаюсь... Да я, да я ничего на свете не боюсь...
Михей: Можем мы тебя превратить в ворона, летай куда хочешь, и жить будешь как ворон, триста лет.
Колька: Вот здорово, триста лет. Согласен! Колдуй, колдуй, скорее. Ха, ха. Так я вам и поверил.
Баба-Яга: Ты бы с родителями попрощался, хвастун.
Колька: Да ну их, они все равно не разрешат. Колдуйте скорее, полечу куда-нибудь подальше.
Михей: Только у меня опыт превращений маленький - я колдунскую школу еще не закончил, экзамены не сдал, диплом не получил. Ну, раз ты хочешь, можно попробовать.
Баба-Яга: Колдуй, сам же говорил - практики нет, вот тебе и практика будет.
Коля: Люблю эксперименты, начинайте.
Михей (берет в руки сосновую ветку, машет ею):
Колдуй баба, колдуй дед,
Заколдованный билет,
Ветка, слушайся Михея
Колю превращай скорее
Не в лягушку, не в корову
А в сословье вороново
Превращайся на века
Ты во птицу воронка.
Шум, появляется ворон.
Михей: Был задира ты известный, теперь ворон бессловесный.
Ворон: Почему это я бессловесный?
Михеи: Батюшки, не получилось, забыл. Ой, ой, вот дурак (бьет себя по голове) недоученный. Про голос-то я и забыл. И ты, Яга, не подсказала. Теперь уже ничего не сделать, будешь жить говорящим вороном. Все видеть, все слышать, обо всем рассказывать. А звать тебя отныне и на века - Каракол, то есть ворон Коля.
Ворон: Это я что ли ворон? (Осматривает себя). Ой, мамочка, как же дома теперь покажусь?
Михей: По доброй воле, все по доброй воле.
Ворон: Я же не знал, что вы по правде наколдуете, думал, шутите. Меня мама потеряет. (Плачет).
Михей: Плачь, не плачь, а обратного пути нет. Я еще не умею обратно, то превращать. Привыкай к вороньей жизни... Получу диплом, превращу тебя снова в человека.
Звучит музыка.
2 действие
Сказительница: Давно это было. Может сто лет назад, а может и больше. Но живет до сих пор в сибирских краях говорящий ворон Каракол. О многом рассказать он может.
Ведущий: Шли годы. На месте тайги строился город. Появились многоэтажные дома, кинотеатры, школы. И вот однажды...
Появляются Таня и Мама.
Таня: Мамочка, смотри. Под нашим окном гнездо, а рядом черная птица.
Мама: Смелая птица, если под окном гнездо строит – значит, людям доверяет.
Таня: Можно я ее позову.
Мама: е прилетит - это ворон, а ворон птица осторожная. Ну, попробуй, позови!
Таня: И попробую. Ворон, ворон, кар, кар...
Каракол: Кар, кар. Здравствуй, девочка, зачем звала?
Таня: Ой, говорящий ворон. Чудеса-то, какие.
Каракол: Не бойся, я птица мирная.
Таня: А я и не боюсь, странно только, птица разговаривает, а я думала, что это только в сказках бывает.
Каракол: Я тоже так думал, ошибся. За это и наказан.
Таня: Карушка, а ты давно у нас в Ангарске живешь?
Каракол: Под окном твоим недавно, а в местах этих лет сто уже живу. Ангарском-то ваш город совсем недавно стал называться. Лет шестьдесят тому назад.
Таня: Знаю, знаю, в школе говорили. В этом году, в мае месяце, отмечать будем день рождения нашего города. Нам задание всем дали рассказать что-нибудь интересное своем о городе.
Каракол: Это хорошо. Историю своего города знать надо обязательно.
Таня: Ну что я могу знать. Мне только девять лет, а городу шестьдесят. Не знаю, что делать.
Каракол: А я могу помочь тебе. За много лет насмотрелся, наслушался, и рассказывать научился. В школе я так себе учился, а вот жизнь всему научила.
Таня: Правда, сможешь рассказать? У нас встреча с ребятами в библиотеке, вот здорово будет! Прилетай, обязательно.
Каракол: Прилечу, не подведу, не переживай. Кар-кар…
3 действие
Таня: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам прилетел интересный гость - ворон Каракол, который живет в нашем крае давным-давно. Н умеет говорить, поэтому не удивляйтесь, а слушайте.
Каракол: Здравствуйте, ребята! Это очень хорошо; что вы хотите узнать историю родного города. Меня за плохое отношение к родному краю, к природе 100 лет назад превратили из мальчика в ворона... Как сейчас помню, тот страшный день… Я даже с родителями не попрощался, улетел, куда глаза глядят, они все в лесу остались...
Лес. Появляются Михей и Баба-Яга.
Михей: Ошибочка вышла, вот, то значить плохо, учиться, теперь этот ворон Коля будет летать и всем рассказывать, что живет в лесу Леший - недоучка...
Баба-Яга: Да не расстраивайся, может, вспомнишь заклинание и расколдуешь его. О себе надо подумать, как жить - то будем? Люди в лесу появились, лес рубят, дорогу делают, машин видимо- невидимо...
Появляется Медведь.
Медведь: Опять я уснуть не могу, вся берлога ходуном ходит. От грохота я глохнуть стал. Зверя видел с огромным хвостом, гудит, гремит и как стрела мчится. Может это дракон?
Вбегает Заяц.
Заяц: А я сейчас наперегонки бежал с машиной, которая идет по железным палкам... Там людей много и все кричат: первый, первый - забыл... не знаю, кто первый.
Ведущий: Ребята, а вы не подскажите, что видели Медведь и Заяц?
Правильно, первый поезд, который шел по железным рельсам и первый трамвай. Первая школа, первый кинотеатр и через шесть лет (1945 г.) - маленький поселок стал городом. 30 мая 1951 г. родился наш город.
Михей: Да, придется нам в другие края перебираться, туда, где не ступала нога человека.
Баба-Яга: Куда в другие-то? Что мы там делать-то будем? Ты колдовать разучился, у меня у метлы три прутка осталось, силы уже не имеет, ступа разваливается, далеко на ней не уедешь.
Медведь: Перестреляют нас всех и на кострах зажарят.
Заяц: Да не стреляют они. Я там был, у них весело, музыка, песни поют, а вместо леса дома красивые стоят и людей много.
Михей: Охо-хо-хо. Хочешь, не хочешь, надо к людям идти, может, пристроят где-нибудь...
Баба-Яга (поет)Хороша я, хороша, плохо я одета.
Михей: Что распелась? Собирай пожитки, пойдем.
Баба-Яга: Какие пожитки, какие пожитки: ни метлы, ни ступы, и одно вот платье на мне, ох, несчастная я...
4 действие
Осторожно с двух сторон подходят Баба-Яга, Михей, Медведь, Заяц.
Михей: Здравствуйте, люди добрые!
Баба-Яга: Примите нас к себе, сил больше нет, в лесу жить.
Медведь и Заяц: И нас тоже.
Таня: Кто вы такие?
Михей: А разве Каракол не рассказывал вам, кто мы такие?
Каракол: Не хотел я с вами встречаться, да видно судьба. В общем, ребята, это те, кто меня из человека птицей сделал, 100 лет мучаюсь.
Михей: А хорошо, что я тогда только учился колдовать, с незаконченным высшим образованием был. Без диплома. Вот голос у тебя и не отнял. А представь, голоса бы у тебя не было - кому бы ты был нужен?
Каракол: Очень хочется снова стать человеком. Да, ладно. Сам виноват. А вы-то как здесь оказались?
Михей: Зимовьюшку мою зимой туристы спалили, хорошо меня дома не было? Хожу теперь неприкаянный, ни кола, ни двора. Безработным стало, никто в колдовство не верит, клиентов нет, ты вот последний был, который поверил ... Как дальше жить не знаю...
Таня: А у нас в школе сторож требуется, может, примут вас?
Михей: Я бы всей душой, да староват стал.
Таня: Может, в лесу работу подберем или в союз охотников позвоним, там вас с руками - ногами оторвут.
Михей: Нет, нет, руки, ноги отрывать не надо.
Таня: Да это так говорят о человеке, который приносит большую пользу. А от вас польза в лесу будет огромная.
Михей: Лес - мой дом родной. Упаси бог, кто костер в лесу оставит, я и зверюшек могу полечить... На это я согласен.
Таня (Бабе-Яге)А как вы, бабушка, сюда попали?
Баба-Яга: Ой, внученька, стыд сказать, но я тоже бездельницей стала: командовать некем, ступа состарилась, метла рассыпалась, на ремонт нужны деньги, а они откуда у меня? Новую тоже не купите, по лесам летаючи пенсию себе не заработала. Вот и решилась к людям идти. Может экстрасенсом, где возьмут или переводчицей в зоопарк, могу переводить с человеческого языка на звериный и наоборот.
Таня: Устроим вас в зоопарк, не переживайте.
Баба-Яга: Вот спасибо, я ведь все могу, быстро переквалифицируюсь.
Заяц и Медведь: А нас куда?
Таня: Вас тоже в зоопарк.
Заяц: А там хорошо кормят.
Таня: Хорошо, хорошо. Да и мы с ребятами вас навещать будем. Правда, ребята?
Каракол: Вот и пристроились все. У всех работа будет, все будут счастливы. И город еще краше будет. А чтобы он был красивым что нужно, ребята?
Дети: Любить, беречь, охранять, украшать.
Каракол: Молодцы! Я очень рад, что встретил всех вас, и я верю, что будущее этого прекрасного города в надежных руках...
Таня: Спасибо тебе, Каркуша, за верность родному краю...
Каракол: Если я вам буду нужен, вы найдете меня в библиотеке им. Гайдара, мне здесь понравилось. Здесь и жить буду.
Михей: Стоп, стоп. Каракол, за то, что ты так много для людей сделал, был добрым и верным родной земле, я верну тебе твой прежний облик. У меня теперь есть диплом, я закончил колдунскую школу. Помогай, Ягушка.
Каракол: Не верится, что я снова буду человеком.
Михей и Баба-Яга:
Колдуй баба, колдуй дед,
Заколдованный билет.
Каракол домой вернись,
Снова в Колю обернись.
Ты умойся белым снегом,
Снова станешь человеком!
Каракол умывается, превращается в человека.
Коля: Спасибо, спасибо, я снова человек! Я теперь понял, что значит быть настоящим человеком.
Звучит песня об Ангарске.
Таня: Да это замечательно, быть человеком! Правда, ребята? Это сказка, а в каждой сказке есть доля правды!

Составители: коллектив ЦДБ им. А.П. Гайдара

Комментариев нет:

Отправить комментарий