Ребусы

пятница, 29 ноября 2013 г.

Проект "Зелёная аптека"

ВВЕДЕНИЕ

1. Проблема
       Знакомясь со статьёй «Лекарственные растения» на уроке окружающего мира по учебнику для 4 класса Плешакова, мы с учащимися пришли к выводу, что материал, представленный в учебнике по данной теме, недостаточно раскрывает её. Какие лекарственные растения произрастают на территории Рязанской области? Могут ли растения заменить лекарство? Эти вопросы заинтересовали детей, готовых ответов на них не было, и мы захотели самостоятельно найти на них ответы. Творческое название нашего проекта «Зелёная аптека Рязанского края».
   Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, и о том, как они помогают людям.
2. Актуальность
       В наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть быстродействующие таблетки, микстуры, но, с одной стороны они помогают организму бороться с болезнями, а с другой -разрушают его, оказывая побочные явления.
     Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения. Не зря современная фармакология все чаще и чаще обращается к природным компонентам при разработке лекарственных препаратов. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
    Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек
ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.
      Если мы будем знать природу родного края и любить её, то  сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, которые помогают людям по-новому смотреть на будущее нашей планеты.
Если мы будем знать простые и доступные рецепты и правила использования лекарственных растений, то сможем грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.
4. Цели проекта:
Дидактические цели проекта:
  1. развитие у учащихся практических и исследовательских умений и навыков;
  2. приобщение школьников к умению сохранять и укреплять индивидуальное здоровье;
  3. использование и применение школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Методические цели проекта:
  1.   исследование вопроса, какие лекарственные растения произрастают в Рязанском крае и как они помогают человеку;
  2.   создание копилки материалов практической направленности, которые  помогут детям изучить и правильно использовать лекарственные растения Рязанского края (буклеты, книжки-малышки, игры, презентации и др.)
Методические задачи проекта:
- выяснить, где растут лекарственные растения,
- узнать, какие болезни лечат лекарственные растения,
- уточнить, какие части лекарственных растений используют в лечебных   целях,
- изучить, как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения
Дидактические задачи  проекта:
- научиться анализировать, обобщать и интегрировать полученную информацию;
- приобщиться к коллективной творческой деятельности, направленной на получение нового, оригинального результата.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Перед началом работы в помощь каждому участнику проекта предложена Памятка-помощник в работе над проектом. (Приложение 1)
Работа  над проектом содержит 4 этапа:  
1 этап – погружение в проект
Разговор учителя и ученика
Что в мире всего нам дороже?
Конечно, здоровье, ответишь ты мне.
А как сохранить его, знаешь?
Конечно, ответишь ты мне.
Я знаю аптеки "Центральная",  "Спрей",
"Семейная", всех их не счесть.
В них можно купить все лекарства.
И жить без болезней сто лет.
Но химия - это же вредно!
И где навредишь, не узнаешь сейчас.
Зато это быстро, мгновенно,
Здоровья эффект видишь ты через час.
А знаешь ли ты, что в природе лекарства безвредные есть?
Растут возле дома, дороги, повсюду - названий не счесть.
Конечно, я знаю немного растений,
Они ведь известны давно: малина, шиповник, лук да чеснок.
А хочешь узнать о них больше, чем в книжке дано?
Что лечат, когда собирать, как сушить,
Готовить отвары, настои и прочее?
Здесь требуется только желанье твое.
Узнай о зеленых друзьях все полезные свойства
Учись применять их себе не во вред.
Конечно, тогда проживешь ты без химии
Счастливые долгие сто десять лет!
      На этом этапе создания проекта, который включал в себя выбор проблемы и темы, разработку целей и задач, в классе среди учащихся было проведено первичное анкетирование по теме. Анкета содержала 6 вопросов:  (Приложение 2)
1.      Какие растения называются лекарственными?
2.      Какие растения лечат?
3.      Знаешь ли ты правила сбора лекарственных растений?  
         (когда, как собирают, как сохраняют и т.д.).  
4.      Знаешь ли ты правила поведения в лесу?
5.      Лечат ли вас лекарственными растениями?
6.      Что бы вам хотелось знать о лекарственных растениях?
       Результаты, полученные при анализе анкет, позволили сделать однозначный вывод: ученики нашего класса хорошо знают правила поведения в лесу, но имеют недостаточно сведений  о лекарственных растениях нашего Рязанского края и их волшебных свойствах,  затрудняются  назвать, какими лекарственными растениями их лечат мамы и бабушки. Тема о зелёных целителях вызвала живой интерес, захотелось узнать о них больше, поэтому решили продолжить изучение лекарственных растений самостоятельно во внеурочное время, создав проект «Зелёная аптека Рязанской области»
           В рамках данного проекта мы выясним, почему растения называются лекарственными, изучим справочники лекарственных растений, выясним, какие целебные растения произрастают в нашей местности, в чём их польза для человека. Научимся правильно собирать травы, сушить и использовать их в лечебных целях.
2 этап – организация деятельности
      Учениками класса была выдвинута гипотеза:
Лекарственные растения при грамотном применении могут заменить лекарства в виде таблеток и порошков.
Необходимы были доказательства.
     Было сформировано 4 группы учащихся, объектами их исследований стали следующие вопросы:
1 группа – «Исследователи»:
 Какие бывают лекарственные растения? (классификация)
2 группа – «Знахари»:
Какие болезни лечат лекарственные растения?
3 группа – «Натуралисты»:
Какие части лекарственных растений используют в лечебных   целях?
4 группа – «Лесовички»:
Как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения?
3 этап – осуществление деятельности
Работа закипела!
Как вести поиск информации?
  1. Подумать самостоятельно (с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю об этом?
Какие суждения могу высказать по этому поводу?
Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?
  1. Спросить родителей
  2. Взять интервью у специалиста
  3. Изучение литературы в библиотеках
  4. Поиск информации в сети Интернет
4 этап – презентация работ
И вот наступил День Защиты проекта.
1 группа – «Исследователи»
    Тема исследования: «Какие бывают лекарственные растения?»
    Дети решили представить результат своего труда в виде виртуального путешествия с помощью самостоятельно подготовленной презентации. Вот что они рассказали;
        Каждый из нас неоднократно использовал лекарственные растения в своей жизни. Так что же это за растения, и какие они бывают? Лекарственные растения – это растения, которые помогают людям бороться с болезнями. Растительный мир нашего края с полным правом можно назвать кладовой здоровья. Люди используют её дары как пищу и лекарство.
           Все лекарственные растения условно можно поделить на три большие группы: травы, деревья и кустарники, ягоды. Травы служат человеку не одно тысячелетие. Человек заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться, и он начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу.
           Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. К числу самых известных лекарственных трав относятся: медуница лекарственная, клевер луговой, одуванчик, алоэ древовидное, вьюнок полевой, чабрец обыкновенный, хмель, кошачья мята, солодка уральская, подсолнечник. О каком растение говорится в загадке?
                                            Такого модника, как этот,
    Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.  (Одуванчик)
         Мы очень удивились, узнав, что существует более тысячи видов одуванчика и что лекарство из этого растения хорошо помогает людям с больной печенью. О чудесных лекарственных свойствах одуванчика знали ещё в Древнем Риме, где с помощью его сока выводили веснушки. Кроме применения в медицине, одуванчик известен своими пищевыми свойствами. Молодые листья, собранные ранней весной, заменят салат. Из цветков одуванчика можно приготовить одуванчиковый «мед». Одуванчиковый «мед» хорошо добавлять в чай при простуде.
         Не менее известно лекарственное растение - подсолнечник. Его завёз в Россию царь Пётр Первый из Голландии и сначала растение разводили как красивый цветок. И только начиная с 1830 года подсолнечник начали выращивать для изготовления масла. В наше время отвар из листьев и цветков применяют для повышения аппетита. Подсолнечное масло так же используют как слабительное средство
          Вторая группа лекарственных растений - это деревья и кустарники Среди них самые известные: рябина, черёмуха, калина, малина, шиповник, яблоня и многие другие. Их лекарственные свойства широко применяются в медицине. Так, о рябине охотники и путешественники говорят, что достаточно съесть горсть свежей ягоды, чтобы унять головную боль. А плоды калины усиливают деятельность сердца, понижают кровяное давление. Многим известно, что яблочный отвар смягчает кашель, нормализует деятельность пищеварительной системы.
          Третья группа лекарственных растений – ягоды. В состав группы входят: черника, земляника, брусника, клюква, костяника и многие другие ягоды. Мы все привыкли, что ягоды - это замечательное лакомство для детей и взрослых. На самом деле многие из них обладают ещё и лечебными свойствами. Так, например, черника - прекрасное средство для улучшения зрения. Зная это, во время Великой Отечественной войны лётчикам варили черничный кисель. Клюква очень полезна для нашей пищеварительной и сердечнососудистой системы. В народной медицине употреблять ягоды костяники рекомендуют при частых простудах и малокровии. Плоды голубикиприменяются при дизентерии и заболеваниях желудка.
Вывод: Лекарственными бывают и деревья, и кустарники, и травы, и ягоды.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
     В копилку практических  материалов  вошли:
1. Сборник лекарственных трав «Зелёная аптека рядом с нами» для воспитанников детского сада № 105.    Приложение 3.
2. Настольная игра «Лото «Зелёная аптека» для детей группы продлённого дня.      Приложение 4.
3. Презентация «Лекарственные растения Рязанского края»
4. Материалы для праздников и классных часов по теме «Лекарственные растения».  Приложение 5.
2 группа – «Знахари»
      Дети представили свою работу в форме Защиты на Учёном Совете, используя элементы драматизации. Поддержкой также стала презентация.
Какие болезни лечат лекарственные растения? - тема их исследования.
       Дети рассказали:
       В давние времена сила, скрытая в растениях, казалась людям из-за недостатка их знаний волшебной, колдовской. Они верили, что есть травы, которые могут указать, где запрятан клад, отбить память, заставить полюбить нелюбимого. Много легенд и сказок было создано о лекарственных растениях, в которых прославлялись чудесные свойства растений.
  Прочитав немало сказок, мы придумали свою и  назвали её:
«ПРО ЗАЙКУ»
                 Жил-был в лесу зайка. Каждый вечер он прибегал к большому дубу, в котором было дупло тёти Белки, и кричал ей: «Тётя Белка, почитай мне книжку!» Белка спускалась к нему и читала Зайке удивительные сказки.
                  Но однажды утром Зайка проснулся и обнаружил, что совсем не может разговаривать, только тихим шёпотом. «Это вода в роднике вчера была слишком холодная» - расстроился Зайка. Пошел он к дуплу тёти Белки, стучал по нему, стучал, а позвать-то не может – пропал голосочек. Расстроился Зайка, сел на травку и заплакал. Пролетала мимо мудрая тётушка Сова, увидела Зайку и спрашивает: «О чём плачешь, Зайка?»  Поманил он ее к себе и тихим шепотом поведал о своей беде. Тётушка Сова была очень мудрой птицей, она много всего знала и дала Зайке совет, чтобы нарвал он цветочков ромашки, приготовил из них …(ребус) настой и пополоскал горлышко. А перед сном чтобы выпил чаю с малиной и …(ребус) лимоном.
Так и сделал Зайка. А наутро проснулся здоровым! Побежал он к дуплу и закричал: «Тётя Белка, почитай мне книжку!» Белка спустилась и снова стала читать Зайке его любимые сказки. Вот так лесные обитатели – ромашка, лимон да малина – вылечили Зайкино горлышко!
                Но не только в сказках растения успешно борются с болезнями. В реальной жизни очень многие люди поворачиваются в сторону профилактики и лечения заболеваний при помощилекарственных трав и растений. Мы часто пользуемся настоями из трав при лечении некоторых болезней. Вот один пример.
                Сбор трав, применяемый при ОРЗ
Корень алтея лекарственного - 2 части,
Листья мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части,
Трава душицы обыкновенной - 1часть.
2 столовые ложки смеси залить
2 стаканами кипящей воды,
настоять 20-30 минут, процедить.
Принимать теплым по 1/2 стакана настоя
3-4 раз в день
А ещё мы любим травяные чаи.
      Чай является чрезвычайно полезным и приятным напитком. А лекарственные травы, добавленные в чай, придадут ему дополнительные полезные свойства. Жасмин. Дает успокаивающий и расслабляющий эффект, способствует обновлению кожи. Липа. Полезен для пищеварительной системы и способствует спокойному сну. ШалфейЭто уникальный стимулятор мозговой активности в период напряженной умственной работы. На наших дачных участках много лекарственных растений, которые мы выращиваем своими руками. Это клубника и земляника – только что с грядки! Это -  ромашка и календула.
  Очень многие ребята, чтобы не заболеть, употребляют в пищу лук и чеснок, а во время эпидемии гриппа одевают на шею брелок из «Киндер – сюрприза» с долькой чеснока. В семье Брюховых очень любят витаминные напитки из ягод, изготовленные в домашних условиях. Во многих семьях на зиму варят варенье из малины, которое помогает справиться с простудой.
       Ученики рассказали о том, что с помощью лекарственных растений можно лечить болезни сердца, желудка, лёгких. Настои, отвары и мази на основе лекарственных трав помогают при простуде, сахарном диабете, снимают жар и боль, используются как жаропонижающее, потогонное, отхаркивающее, мочегонное средство. Вывод:
"Нет растения, чтобы не было лекарственным.
                             Нет болезни, чтобы не излечили растения"                                Авиценна
                Гипотеза о том, что лекарственные растения при грамотном применении могут заменить лекарства в виде таблеток и порошков, полностью подтвердилась.
       Нужно только знать, как правильно собирать, сохранить и приготовить лекарство из растений. Об этом много написано книг. Обязательно нужно советоваться с врачом перед началом лечения.   
       Внимание! Некоторые лекарственные растения могут быть ядовитыми, если их использовать неправильно.
       В копилочку практических материалов вошли:
1. Буклет «Осторожно! Ядовитые растения»  Приложение 6.
2. Сборник «Бабушкины рецепты» (целебный чай). Приложение 7.
3. Стенгазета «Целебный чай». Приложение 8.
4. Презентация «Чудо- растения».
3 группа – «Натуралисты»
       Чтобы изучить, какие части лекарственных растений используют в лечебных целях, дети изучили много специальной литературы.
Лекарственные растения.
Растение
Какую часть используют
Значение
1. Одуванчик лекарственный
Лист
Корень
Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка
2.Ромашка аптечная
Цветы
Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;
3.Подорожник большой
Листья
Заживляет раны, помогает при ушибах
4. Чистотел большой
Надземную часть
Лечение кожи, туберкулёза
5. Тысячелистник обыкновенный
Надземную часть
Кровоостанавливающее, заживление ран.
Вывод::
Целебными бывают все части растений: и листья, и цветки, и плоды, и корни растений.
Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.
Есть растения, у которых лечебными являются несколько частей. В этом непросто разобраться, надо читать специальную литературу.
    Результаты работы дети представили в виде игры с залом «Вершки и корешки».
       В копилку практических  материалов  вошли:
1. Дидактические игры «Вершки и корешки», «Кузовок» и др. Приложение 9.
2. Загадки о лекарственных растениях.  Приложение 10.
3. Стенгазета «Чудо-ягоды». Приложение 11.
4 группа – «Лесовички»
        Дети этой группы исследовали вопрос о том, как правильно собирать и хранить лекарственные растения.
       В ходе своего исследования  пришли к выводу, что лекарственные растения -настоящие преданные человеку друзья, только нужно знать, кого и когда позвать на помощь. Оказывается, что в нашем родном крае на лугах и в лесах с каждым годом становится всё меньше видов растений, в том числе и лекарственных.
       А многие растения нуждаются в нашей помощи и защите.  Из-за своей беззащитности многие из них исчезли навсегда, а некоторые виды  растений находятся в опасности.
     Ребята подробно рассказали о том, когда и как нужно собирать и хранить растения, чтобы они не потеряли своей целебной силы.
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ!!!
 Рвать   Нюхать   Брать в рот
     С грустью рассказали о том, что многие лекарственные растения занесены в Красную книгу Рязанской области: полынь широколистная, печеночница обыкновенная, василёк русский, девясил высокий и многие другие растения . Вывод:
Все растенья надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
В копилку практических материалов:
1. Памятка «Сборщику лекарственных трав» Приложение 12.
2. Кроссворд «Зелёная аптека» Приложение 13.
Заключительное чаепитие.
        По окончании всей работы организовано чаепитие с использованием лекарственных трав, в сборе которых принимали участие дети и родители.
Проведена также дегустация чаёв с разным составом трав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       Возможность развития проекта.
С данной темой мы вышли за рамки класса и частично реализовали его в других классах. Выступили перед учащимися  2-б, 4-б, 6-б, 7-б классов с экологическими сказками на предметной неделе, посвященной окружающему миру.
        Также возможно развитие проекта в рамках тематических. Так, детей заинтересовал вопрос, обладают ли лечебными свойствами комнатные растения. Можно исследовать эту тему позднее.
       
В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога провели самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений, их лекарственных свойств, сделали подборку рецептов целительного чая с использованием лекарственных растений, создали большую копилку практических материалов по теме «Зелёная аптека Рязанского края», сформулировали  выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона.

         В процессе выполнения проекта ученики приобрели общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся :наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения

Комментариев нет:

Отправить комментарий