Ребусы

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Кл.час «Мы очень разные, но мы вместе»

Цели и задачи:
  • формирование установок толерантного сознания учащихся;
  • показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
  • принципы толерантности должны войти в жизнь учащихся.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Мы очень разные, но мы вместе».
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?
Ученики: (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).
Библиотекарь: Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Библиотекарь: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?
Ученики: (Ученики называют признаки похожести между людьми)
Библиотекарь: Нас объединяет то, что
  • Все мы люди
  • Живем на одной планете
  • Живем в одном городе, республике
  • Учимся в одной школе, в одном классе
  • Живем на одних улицах
  • Носим одну одежду
  • Занимаемся одним делом
  • Похожи глаза, волосы <слайд № 2>
Библиотекарь: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
Ученики: (Ученики называют признаки различия между людьми)
Библиотекарь: Нас различает
  • Рост
  • Цвет волос и глаз
  • Одежда
  • Знания
  • Национальность
  • Фигура
  • Возраст (старые и молодые)
  • Характер
  • Культура <слайд № 3>
Библиотекарь: Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ученики: (Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире).
Библиотекарь: Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Библиотекарь: Ребята, посмотрите на этот рисунок. Напоминает он эпизод из нашей школьной жизни?
Ученики: (Да, очень часто)
Библиотекарь: Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная принадлежность ученика, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Мы очень разные, но должны жить в мире. Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом <слайд № 4>.
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества <слайд № 5>.
Библиотекарь: Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?
Например, мы увидели, что учительница несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, если она даже и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
Ученики: (Некоторые ребята сразу помогают маме, но есть ребята, которые находят всякие причины, чтобы не выносить ведро – просто лентяи).
Библиотекарь: Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость… Терпимость – это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства <слайд № 6>.
Библиотекарь: В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло <слайды № 7 - 9>. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого <слайды № 10 - 13>.
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты <слайд № 14>.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром <слайд № 15>.
Библиотекарь: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то … А вы сами достойный человек?
Библиотекарь: Внимательно посмотрите на плакат <слайд № 16>, на котором изображены люди в виде разных геометрических фигур. Они живут на одной планете Земля. Это мы с вами. Мы с вами очень разные, но мы всегда вместе. Давайте не оценивать людей, а ценить их.
Библиотекарь: Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.
Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение <слайд № 17>.
Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.
Библиотекарь: Ребята, кто скажет, что обозначает слово «сострадание».
Ученики: (Жалость, сочувствие к кому-нибудь, когда у него горе или несчастье, особенно к инвалидам).
Библиотекарь: Правильно. А как вы понимаете слово «сочувствие».
Ученики: (Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).
Библиотекарь: Ответ правильный.
Пусть тебе всегда сопутствуют:
  • со – страдание;
  • со – чувствие;
  • со – действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);
  • со – знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);
  • со – единение (соединиться) <слайд № 18>.
Библиотекарь: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Что здесь изображено? <слайд № 19>
Ученики: (Мозаика).
Библиотекарь: Да, это мозаика. Этот плакат из мозаики я взяла из Интернета. Что мы здесь видим?
Ученики: (Рисунок, на котором мы видим класс, группу ребят …)
Библиотекарь: Вы знаете, ребята, что в мозаике из разных звеньев можно составить картинку. Так из вас, таких разных, можно сплотить коллектив, который будут объединять общие интересы и цели.
А какие у вас общие интересы?
Ученики: (Учёба, дружный и сплоченный класс).
Библиотекарь: А, что нужно сделать, чтобы класс стал дружным и сплоченным коллективом? Все очень просто. Нужно, чтобы в классе, между учениками, были уважение, взаимопонимание, терпимое отношение друг к другу. Все мы разные. У нас разный характер, интеллект, культура и воспитание, потребности. Но можно жить в согласии, если ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть… быть толерантными.
Библиотекарь: Ребята, посмотрите снова на мозаику. Не хватает одного звена в мозаике, почему?
Ученики: (Высказывают свое мнение).
Библиотекарь: Как собрать мозаику (или класс, коллектив) полностью, всю до единого звена?
Ученики: (Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно).
Библиотекарь: С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию?
Ученики: (Присоединяйся! Ты нам нужен).
Библиотекарь: Что же такое толерантность?
Ученики: (Терпимость, уважение, взаимопонимание…)
Библиотекарь: В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам” <слайд № 21>.
Библиотекарь: Давайте посмотрим на следующий слайд <слайд № 22>. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком?
Ученики: (Да!)
Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их на плакат.
Ученики: (Ученики предлагают свои правила).
Правила толерантного общения:
  • Уважай собеседника.
  • Старайся понять то, о чем говорят другие.
  • Отстаивай свое мнение тактично.
  • Ищи лучшие аргументы.
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремись учитывать интересы других <слайд № 23>.
Библиотекарь: Вывод: Наша школа, ваш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание <слайд № 24>.
Заключительное действие – «Техасские объятия»
Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Всем очень весело.
Библиотекарь: Вот и подошла к концу наша встреча. В компьютерной презентации использованы рисунки ребят из клуба «Почемучка» и рисунки из Интернета. Спасибо, ребята, за урок. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Только уважение друг к другу, взаимопонимание,
Литература:

  1. Овчинникова Ю. В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 2, с. 25-30.
  2. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 3, с. 63-68.
  3. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 5, с. 58-60.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ Ltd, 1992. – 960 с.
  5. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности. – М.: Педагогическое общество России, 2006.- 126 с.
  6. Материалы сети Интернет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий