Ребусы

воскресенье, 27 декабря 2015 г.

15. Как возникают названия.

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Я
Всё в окружающем нас мире имеет название. Всё, что человек (человечество) знает о природе и обществе, вся «картина мира» отражается в языке. Язык фиксирует, закрепляет разные виды отношений в обществе (экономические, производственные, социальные), отражает развитие науки и культуры, общественно-политическую жизнь. «Язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа», – справедливо писал известный русский критик В.Г. Белинский. Роль языка в истории человечества уникальна: он явился не только результатом, «орудием» человеческой деятельности, но и «орудием познания», мощным средством развития самого человека.


Назвать и сообщить – вот те главные, взаимосвязанные функции языка, которые современная наука определяет как «номинативную» (от лат. nominatio – называние) и «коммуникативную» (от лат. communicatio – сообщение).

Сведения о происхождении слов, об истории развития их формы и значения содержатся в словарях двух типов – этимологических и исторических.

Суть номинативной функции языка в назывании, наименовании окружающего мира. Как же рождаются названия? Уже античные философы в спорах искали истину: как соотносится вещь и её имя? Как происходит процесс именования вещей и явлений? Кто даёт, «устанавливает» имя?

В разных странах античного мира (Индия, Китай, Греция, Рим) учёные и философы пытались ответить на вопрос: как возникли имена – «по установлению» или «по природе», то есть отражается в именах (словах) «природа», сущность вещей или же соответствие имени и вещи устанавливается кем-то произвольно?!

В Древней Греции этот вопрос обсуждался на протяжении столетий. Разные позиции античных философов и суть их спора хорошо видны в знаменитом диалоге Платона «Кратил или о правильности имён». Эти проблемы обсуждают здесь три философа: Кратил, сторонник идеи «отприродности» имён, Гермоген, сторонник идеи «установления», и мудрый Сократ, который как «третейский судья» руководит спором, задаёт вопросы, делает выводы.

Сократ подводит участников диалога к выводу, что «изображению совсем нет надобности воспроизводить все стороны того, что оно отображает», и что «устанавливать имена дело не всякого мужа, но некоего творца имён... который реже других мастеров встречается среди людей». В этом диалоге Платон устами своего учителя Сократа и других философов высказывает спорные идеи, задаёт вопросы, на которые сам не даёт (не знает?) ответ. Но именно потому, что здесь были поставлены эти «вечные» вопросы, сочинение высоко ценится языковедами и в наши дни.

У человека в процессе его исторического развития, в результате познания окружающей действительности (разных процессов, явлений, вещей, их свойств и признаков) возникали представления, складывались понятия, создавался «мир образов», так или иначе отражающий окружающий мир, который нуждался в означивании, в наименовании, номинации.

Понятие «номинация» включает в себя и процесс (называние), и результат (название, имя). Объектом номинации с самого начала выступал, как полагают учёные, не конкретный, единичный предмет, а типизированный, обобщённый образ предмета. «Что же такое название? Отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак?..» – задавали себе этот вопрос и философы XIX века (Л. Фейербах и др.). И да, и нет.

Очень часто этот признак не является главным и не выражает сущности предмета, явления, но языковой традицией закрепляется именно это наименование, и слово начинает жить в языке активной самостоятельной жизнью. Всем, например, известна маленькая серая птичка, удивительным пением которой мы не раз восхищались поздним вечером или на заре ранней весной. Вы догадались – это соловей. Но своё имя «певец» получил по цвету серенького оперения, а вовсе не из-за своего главного таланта. И получил его очень давно, ещё в общеславянском языке ( об этом свидетельствует не только праславянский корень солв- (solvъ) – «жёлто-серый», но и похожие названия в других современных славянских языках, например, в польском – slowik, в чешском – slavik, в болгарском – славей). Однако в немецком языке он предстаёт как Nachtigal (от Nacht – ночь и gallen – петь), а в финском – satakiele ( буквально – «сто языков»), то есть в основу наименования были положены другие признаки. От чего же всё-таки зависит выбор признака наименования и почему разные народы по-разному называют одни и те же предметы и явления окружающего мира?! На эти вопросы может помочь ответить и сам язык и окружающая действительность, так как причины лежат и вне языка, и в самом языке. Квнеязыковым причинам прежде всего относятся условия жизни разных народов, населяющих нашу планету.

Номинация связана с национальными традициями, историей, культурой, в немалой степени зависит и от географической среды, места проживания народа и даже... от климата. Так, у некоторых народов Севера существуют, например, десятки слов для названия разных видов снега, льда, для обозначения холода.

Как видим, разные народы по-своему «членят» окружающий мир, выделяя и называя в нём в первую очередь то, что важно именно для их жизни, и это закрепляется, фиксируется в языке. Не менее важную роль играют и причины внутриязыковые: в зависимости от внутренних законов развития, от лексических, смысловых, словообразовательных связей в каждом языке используются свои средства и способы наименований, создаётся своя система номинации.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N5)

Комментариев нет:

Отправить комментарий