Ребусы

воскресенье, 27 декабря 2015 г.

Как защитить учителя?


Защитить права учителя поможет конституция РФ, Уголовный, Гражданский и Трудовой кодекс РФ. Вы легко будете противостоять незаконным действиям, как руководства, так и родителей, если будете знать свои права.
Мягко и тактично, опираясь на трудовое законодательство, пресекайте любые попытки навязать вам дополнительные обязанности. Старайтесь избегать устных решений и обещаний, оформляйте все свои решения письменно, по возможности оставляйте у себя их копии. Если директор или завуч вынуждает вас взять классное руководство, обратите внимание начальство на то, что постановление № 854 Правительства РФ от 30.12.2005 дает вам право отказаться от него как по личным, так и по профессиональным причинам.
Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.
В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.
Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытаться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую.
Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д..
Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Провокация. Ученик или группа учеников вызывающе ведут себя на уроке или на перемене, демонстративно не выполняют законных требований учителя. Поддавшись на провокацию, учитель срывается и сам нарушает закон: грубо кричит, оскорбляет, бьет ученика. Родители пострадавшего ребенка пишут заявления директору и в прокуратуру. В качестве доказательств они часто приносят аудио- или видеозапись.
Самое грустное здесь то, что учитель иногда искренне не видит своей вины: «Они меня оскорбляют, а я должен молчать?!» Он путает две принципиально разные ситуации: конфликт двух равных по статусу людей (и тогда все определяется только общим уровнем цивилизованности участников) и конфликт начальника-учителя с подчиненным-учеником. На уроке учитель имеет право использовать только педагогические методы воздействия. В этом отношении учитель ничем не отличается от любого облеченного властными полномочиями человека: никакой чиновник «при исполнении» не имеет права на личную приязнь или неприязнь, его полномочия четко ограничены законом.
Основная линия защиты в этой ситуации - не отрицая самого факта, доказать провокационный характер случившегося. Вряд ли все остальные ученики поддерживают провокатора - скорее они смотрят на все как на интересный спектакль. Детям просто не приходит в голову, что учитель (для многих из них - авторитетнейший Взрослый) может серьезно пострадать от ученической «шутки». Поэтому обвиняемому учителю следует рассказать классу о возможных правовых последствиях провокации. Это не должно выглядеть как давление на детей, чтобы они дали нужные учителю показания, - нужно просто информировать. Скорее всего большинство детей (и что еще важнее – родителей) правильно оценят ситуацию и поддержат своего учителя.
Клевета.(ст. 128.1 УК РФ) Многие обвинения учителей в жестоком обращении просто ни на чем не основаны, это классическая клевета. Особенно часто ее жертвами становятся учителя-мужчины, которых обвиняют в рукоприкладстве, в сексуальном насилии. Подобным обвинениям, как правило, верят родители и коллеги, их с удовольствием подхватывает широкая публика. Доказать свою невиновность бывает очень трудно. Поскольку каждый учитель примерно знает, от каких учеников он может ожидать любой гадости, ему следует именно с ними быть максимально осторожным: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других учеников или учителей,
оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформальные отношения.
Если же заявление о жестоком обращении передано директору, следует требовать официального расследования. Ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что администрация школы замнет дело: тогда учитель окажется в двойной зависимости - от «спасшего» его директора и от родителей «жертвы», согласившихся не поднимать шума.
2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности
Гоголевский смотритель училищ Лука Лукич Хлопов недаром говорил: «Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В самом деле, многие родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявляют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе учителя. «Нас учили по-другому, и хорошо выучи¬ли» - такие упреки слышали все авторы оригинальных учебных программ и методик. «На наших детей рукой махнули, никакого индивидуального подхода нет», - вздыхают родители, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с учителем.
Лучшая защита в данном случае - нормативные акты, регулирующие работу учителя. Ни в одном законе нет (и не может быть в принципе!) никаких точных требований к качеству педагогической деятельности. От учителя можно требовать выполнения учебной программы (знания и умения детей проверяются на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах). Но ни одна инструкция - не говоря уже о Законе «Об образовании» - не предписывает учителю какие-либо обязательные методики преподавания. В государственном стандарте есть минимум, но не запрещено расширять этот минимум, предлагать учащимся различные научные теории и гипотезы, альтернативные точки зрения. Более того, несмотря на реальное сокращение за последние 5 лет количества рекомендованных и допущенных учебников, у учителя все еще остается выбор .
Значит, чтобы родители не могли жаловаться на «неправильное преподавание» и «опасные для детской психики учебники» , учителю следует с самого начала, на первом же родительском собрании, подробно рассказать родителям о своей методи¬ке и о выбранных им учебных пособиях. И разумеется, у учителя, работающего не только по одному рекомендованному учебнику, должна быть какая-то поддержка «сверху». Кто-то (районный методист, автор оригинальной ме-тодики, редактор «профильного» педагогического СМИ) должен быть готов его защитить.
В должностной инструкции классного руководителя может быть указано количество внеклассных мероприятий. Но большую часть работы описать невозможно: педагогика все еще остается искусством, а не технологией. Требовать от любого работника можно только того, на что он дал письменное согласие, за что он получает зарплату. Да, многие учителя выполняют большую часть работы бесплатно, работая «не за страх, а за совесть», но это не обязанность, а их добрая воля и личное желание. И родители должны понимать, что работа в школе - это во многом благотворительность со стороны учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий