Ребусы

воскресенье, 13 декабря 2015 г.

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек» .(третий урок)

Цель: 1. продолжить работу над сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать
словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям
характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в
авторском тексте;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: презентация.
                                      Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Речевая разминка.
На стульях сидят шалунишки ,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся , к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша. 


- Прочитайте медленно (Ещё: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).

3.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке?(мы будем работать над сказкой.)
-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?
-Кто автор этой сказки?
-Сформулируйте задачи урока. 


- Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит,сегодня мы – юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание. На уроке нужно быть активными, внимательными и любознательными.

2)Авторские и литературные произведения.
*Выставка книг.
-Рассмотрите выставку книг.
 -Что общего у этих книг?
 -На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)

 - В чем отличие русской народной от литературной сказки?
 -Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем?
 - Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

 Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  


 - В чем смысл этой пословицы?

3)История создания сказки.
-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.
-А вы знаете , как появилась на свет сказка  «Аленький цветочек»?
-Тогда послушайте.

*Рассказывает подготовленный ученик.
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом , чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек».Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
4)Работа в парах.

*У каждой пары на столах карточки с текстом.
-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Чтобы эту работу выполнить , нужно хорошо знать сказку.
- Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

Карточка.

  • Отправился купец в дальние страны.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Зависть сестёр.
  • Купец встретился со зверем лесным.
  • Превращение зверя в принца.
*Проверка по образцу.  


-Кто не допустил ошибок  и выполнил задание правильно?

5)Характеристика героев сказки.

- Назовите главных героев сказки? (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)
- Что вы узнали о семье купца?

-Вспомните сюжет сказки, коротко передайте ход событий в сказке, опираясь на иллюстрации.
  


Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая - венец, средняя хрустальное зеркальце, младшая - аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в три девятое царство , в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросил за цветочек аленький одну; из дочерей, ту, которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклятие,
 и стал чудище красавцем писаным.

- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?
 - Нет, почему? (Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)

-Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?
- Составьте кластер – описание характера купца. раткое описание)

 любовь,  доброта, трудолюбие, смелость, отец, надёжность, 
*Работа в группах.
*Проверка.
- В какой лес попал купец?
- Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
- Как он понял, что нашёл тот самый цветок?
- Как должен был быть наказан купец?
- Почему он вернулся домой?
- Как встретили дочери отца?
- Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?
- Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? 

(Очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.)

- У вас на столах лежит синквейн, но он без первой строчки. Определите первое слово синквейна). Работайте группой.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
  • Синквейн
  • Образный, точный
    Обобщает, развивает, обучает
    “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”
    Творчество
Синквейн

1.     ------------------ (дочь, Настенька)
2.     Отзывчивая, участливая
3.     Заботится, оберегает, жертвует
4.    Умеет жить ради других.
5.     Меньшая

1.     ---------------------------------  (сёстры)
2.     Хорошие, пригожие
3.     Воображают, хвастаются, капризничают
4.     Не выручат из беды.
5.    Красавицы
- Составьте кластер – описание характера младшей дочери.



Сострадание, верность, любовь, забота, скромность
- Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
- Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?
-Как вы думаете , кто из героев сказки нравится самому автору?
Докажите.

-Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.
Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.
«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»
У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.
Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.
«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.

-Чем старшие сёстры отличаются от младшей?

-Как поступки героинь помогают понять их характер?

- Составьте кластер – описание характера сестёр: старшей и средней


1.     ---------------------------------  (сёстры)
2.     Хорошие, пригожие
3.     Воображают, хвастаются, капризничают
4.     Не выручат из беды.

5.    Красавицы
(жадность, зависть, красота, капризы, безответственность, хвастовство...)
-На кого из героев вам хотелось бы  быть похожим? Обоснуйте свой ответ.

-Как вы думаете, почему автор решил , что цветочек должен быть алого цвета?

-О каком волшебном предмете идёт речь в сказке?

-В чём проявляется его волшебная сила?

-Найдите его описание в сказке.

-Вы знаете, что обозначает алый цвет?

*Работа с «Толковый словарь» Даля.
*В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета , называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям.Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…

6) Работа над языком сказки.

- Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Аленький цветочек». Назовите их.( «Заклятый царевич», «Перышко Финиста ясна сокола».)

 -Чтение каких из этих сказок было интереснее?
  - Почему?( Сказка «Аленький цветочек» написана красивым, плавным языком.)

 - Да, ребята, сказка «Аленький цветочек» обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором? 
(Литературные сказки.)
 - А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек».
 -Можно ли назвать сказку«Аленький цветочек» волшебной сказкой?
 Докажите.

( В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)

 - Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.
  «За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».

 1. «Поворотился он назад – нельзя идти, направо,
 налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».
 2. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
 3. «Долго ли, мало ли времени».

 - Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы.

 ( «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».)

 - Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.

 ( «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».)

-Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.

 1. Руки белые, красавица писаная…
 2. Палаты белокаменные, сады диковинные…

- Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

 1. «Богатство – дело наживное».
 2. «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
 3. «От страха зуб на зуб не попадал».

 -Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке «Аленький цветочек» Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок, и, оказалось, она дорога русским детям.

7)Основная мысль сказки.
-Какова тема сказки? 

(Сострадание, верность слову, любовь)

-Какова главная мысль сказки? 

(Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; 
удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; 
колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

- Так чему учит сказка? 

(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)

ВЫВОД

          Сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. 

          Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. 

          Любовь способна творить чудеса.

8)Игра «Самый внимательный».
-Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться. Слайды 6-9
*Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.






4.Рефлексия.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?

-Какие задания показались вам интересными?

- Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?

-Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

5.Итог.

6.Домашнее задание.
-Написать мини сочинение -характеристика любого героя сказки и иллюстрация к нему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий