Ребусы

воскресенье, 27 декабря 2015 г.

9. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Знаменитый писатель Анатоль Франс говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». В одной из своих статей он рассказывал о таком случае с французским поэтом Шарлем Бодлером. Когда Бодлер, будучи еще молодым и неизвестным, пришел к другому французскому поэту, маститому Теофилю Готье, тот спросил его: «Читаете ли вы словари?» Бодлер ответил: «Да, читаю охотно». И Готье стал рассказывать ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного может почерпнуть он из чтения словарей.
Ч и т а т ь словари? Что за странность! Это ведь не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать? Да вот и Пушкин – даже Пушкин! – по его собственному признанию, не читал, а «з а г л я д ы в а л... встарь в академический словарь».

Такова, я думаю, естественная реакция на рассказ о Готье.

Действительно, без чтения словарей, без систематической, регулярной работы с ними не может обойтись человек, профессионально связанный со словом: писатель, журналист, языковед, диктор радио, учитель-словесник, священник... Для большинства же людей словарь – это справочник, в котором при необходимости можно найти те или иные сведения: как пишется слово, что оно значит, как употребляется. При этом человек, конечно же, читает словарь, но не весь подряд, а нужное ему место, касается ли это, скажем, «Большого энциклопедического словаря» или «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Приведенное выше высказывание А. Франса следует отнести скорее к энциклопедиям, чем к словарям в обычном смысле этого слова – толковым, орфографическим и т.п. Ведь «Вселенную», то есть мир вещей, описывают именно э н ц и к л о п е д и и, а в словарях л и н г в и с т и ч е с к и х содержатся сведения ословах – о том, что они значат, как склоняются или спрягаются, как сочетаются друг с другом в предложении, и т.п.

Большинству людей, далеких от филологии, это существенное различие между энциклопедией и лингвистическим словарем неведомо. Но чаще всего именно энциклопедический справочник служит авторитетом, на который ссылаются во всех случаях жизни, идёт ли речь, скажем, об устройстве какого-нибудь механизма или об особенностях звучания и употребления названия этого механизма. В чем же разница между энциклопедическим словарем (энциклопедией) и словарем лингвистическим?

Главное различие было уже упомянуто: энциклопедические словари описывают мир вещей, а словари лингвистические – мир слова.

Другие отличия: в энциклопедии большое место занимают имена собственные: названия стран, городов, имена выдающихся ученых, политических деятелей, писателей (Бразилия, Москва, Нильс Бор, Ганди, Солженицын), названия физических явлений, математических функций, философских понятий(световое излучение, обратная функция, социосфера) и т.п. В них нет места междометиям (ах, батюшки!), частицам (неужели, даже, разве), наречиям(превосходно, наудачу, холодно), вводным словам и оборотам (вероятно, несомненно, по-моему), качественным прилагательным (огромный, радостный, честный), глаголам (идти, находиться, спать) и многому другому, что присутствует в лингвистических словарях. Для того чтобы разницу между энциклопедическими и лингвистическими словарями сделать наглядной, приведем, во-первых, фрагменты алфавитных словников (то есть слов, с которых начинается описание какого-либо понятия) энциклопедии и толкового словаря и, во-вторых, статьи, описывающие одно и то же понятие в энциклопедическом и в толковом словаре (такие статьи и называются словарными).

Большой энциклопедический словарь
(М., 1991. Т. 2)
РАДЧЕНКО И.И.
РАЕВСКИЙ Н.Н.
«РАЗБИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
РАЗВАЛ КОЛЁС
РАЗВАЛЬЦОВЫВАНИЕ
РАЗВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
РАЗВЕДКА
РАЗВЕДКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ
РАЗВЕДОЧНАЯ ГЕОФИЗИКА
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ
РАЗВЁРНУТЫЙ УГОЛ
Толковый словарь русского языка
С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М., 1997)
РАДОСТЬ
РАДУГА
РАДУЖНЫЙ
РАЗВАЛ
РАЗВАЛИНА
РАЗВАЛИТЬ
РАЗВАЛЮХА
РАЗВАРИТЬ
РАЗВЕ
РАЗВЕВАТЬ
РАЗВЕДАТЬ
А вот как выглядит описание одних и те х же слов в энциклопедии и в толковом словаре.

Большой энциклопедический словарь: «МОЗГ, центр. отдел нерв. системы ж-ных и человека. Состоит из нерв. ткани: серого в-ва (скопление гл. обр. нерв. клеток) и белого в-ва (скопление гл. обр. нерв. волокон). У позвоночных различают головной мозг и спинной мозг. У беспозвоночных ж-ных М. наз. скопление нерв. клеток на переднем конце тела» (попробуйте сами догадаться, что означают сокращённые записи некоторых слов в этой статье).

Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:
«МОЗГ, -а (-у), в мозгу, мн. -и, -ов, м.
1. Центральный отдел нервной системы человека и животных – нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника; орган высшей нервной деятельности. Головной м. Спинной м. Работа мозга. 2ед., перен.Основное ядро, руководящий центр чего-н. Лаборатория – м. завода. 3ед. Мягкая ткань, заполняющая полости костей. Костный м. 4перен. Ум, умственные способности (разг.). Раскинь (или пошевелимозгами! (сообрази, подумай хорошенько). Мозги набекрень у кого-н. (о неумном, со странностями человеке). Вправить мозги кому-н.(заставить одуматься, образумиться). 5мн. Ткань, заполняющая череп нек-рых животных и употр. как пища.Телячьи мозги. До мозга костей (разг.) – до последней степени, всем своим существом. Испорчен до мозга костей.|| прил. мозговой, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.)».

Даже поверхностное сравнение этих двух статей обнаруживает их коренное различие: энциклопедия рассказывает о самом органе (мозге), а толковый словарь – о слове, называющем этот орган.

Словарная статья толкового словаря содержит много лингвистической информации, которую нужно уметь прочитать. Попробуем это сделать вместе.

Слово мозг имеет несколько значений: прямых (значения 1, 3, 5) и переносных (значения 2, 4 с пометой перен.). Слово «мозг», кроме того, обладает и некоторыми формальными особенностями: у него две формы родительного падежа (мозга, мозгу), ударное окончание в предложном падеже (в мозгу) и в формах множественного числа (мозги, мозгов). В некоторых значениях это слово имеет форму либо только единственного числа (помета ед. при 2 и 3 значениях: нельзя ведь сказать ни *Эти лаборатории – мозги завода, ни *операция на костных мозгах), либо только множественного (помета мн. при 5 значении: нельзя сказать *На обед подали телячий мозг).

В дальнейшем, когда мы посвятим толковым словарям специальную статью, речь пойдет и о других особенностях описания слова в этой разновидности словарей. Сейчас же, заканчивая разговор о различиях энциклопедических и лингвистических словарей, – три практических задания.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N1)

Комментариев нет:

Отправить комментарий