Ребусы

пятница, 2 ноября 2018 г.

Памятники архитектуры - наследие веков

Цель урока: познакомить обучающихся с понятиями архитектор, архитектура, зодчий, зодчество; с особенностями русской храмовой архитектуры;
Задачи урока:
  • учить анализировать, сравнивать форму, цвет, пропорции архитектурных сооружений; находить и выделять главные признаки произведений русского зодчества;
  • учить оценивать выполненную работу.
  • развивать чувство прекрасного, художественный вкус, зрительскую культуру;
  • воспитывать чувство патриотической гордости, любви и бережному отношению к памятникам зодчества, русским традициям;
  • воспитывать чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование и материалы урока: Компьютер, проектор, пять наборов для “строительства храмов"
Зрительный ряд: Рисунки детей, выполненные в 1 классе. Презентация.
Литературный ряд: Стихи неизвестного автора о Храме Христа Спасителя.
Музыкальный ряд: "Ростовская звонница", фонограмма песни О. Газманова "Москва", спокойная инструментальная музыка.
Сценарий урока
Дети заходят в класс, занимают свои места по группам (5 групп по 4-5 человек)
Объяснение нового материала
Учитель обращает внимание обучающихся на доску, где размещены рисунки домиков, выполненные детьми в 1-м классе. Объяснение сопровождается показом слайдов(Приложение 1).
Учитель: (Слайд 1) Посмотрите, ребята, эти домики вы нарисовали в первом классе. Они совсем простые. Нарисовать и построить такой дом сможет почти каждый. Четыре стены, да дверь, да окно, да крыша. Дома-простаки, похожие друг на друга, как близнецы. Поучился немного, посмотрел, как люди строят, топор или мастерок в руки и пошел стены укладывать.
Учитель: (Слайд 2) А вот такой дом-храм (фото Храма Христа Спасителя в Москве), или такой дом-дворец (фото Зимнего дворца) построить может не каждый. Много ума, знаний, смекалки, воображения и опыта нужно человеку чтобы сочинить такие дома-красавцы, дома-памятники, которые украшают город и радуют сердца людей. Люди, сотворившие такие шедевры, составляют славу любой страны. А называют их АРХИТЕКТОРАМИ. В переводе с греческого слово АРХИТЕКТОР означает “старший строитель”. А все, что создано архитекторами – это АРХИТЕКТУРА. Запишем эти слова в наш словарик (Слайд 3). Дети записывают новые слова в свои словарики.
Учитель: Говорят: "Это здание построил архитектор". Что это значит? Что архитектор сам клал стены?
Ответы детей: Архитектор это – старший строитель. Он делал проект и руководил строительством.
Учитель: На Руси архитекторов называли ЗОДЧИМИ, а архитектуру – ЗОДЧЕСТВОМ. Запишем новые слова в “Наш словарик”. (Слайд 4)
Учитель: (Слайд 5). На бескрайних просторах Руси вставали, как воины-богатыри в боевых шлемах, белокаменные церкви. Часто их стены служили людям защитой от врагов. Церковь Покрова Богородицы на Нерли построена близ города Владимира более 800 лет назад. Ее красота заключена в простой форме, плавных очертаниях линий крыши и купола. Церковь удивительно хорошо сочетается с окружающей природой.
Выступление учеников (Опережающее задание: 1.Почему на Руси возводили церкви и монастыри? 2. Чем знаменит Аристотель Фиораванти?)
1. На Руси строили много церквей, монастырей, храмов. Строили их по заказу великих князей для укрепления и украшения городов русских. Богатые люди иной раз давали обет (обещание) построить церковь по какому-нибудь случаю. Зодчие на Руси были в почете. Великие князья заботились о том, чтобы стольный град был надежно укреплен и “украсно украшен” (Слайд 6)
2. Московские князья призывали к себе строителей из Пскова, Новгорода и Владимира, приглашали зодчих из Италии. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти получил заказ – соорудить главный храм государства – Успенский собор. Выполняя заказ Фиораванти поставил в Москве храм, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и величавый
Демонстрируются фрагменты видеофильма “Соборы московского Кремля”.
Учитель: (Слайд 7). Красивы соборы Московского Кремля! А это, что за каменное диво! С узорчатыми стенами и главами. А сколько глав-то, посчитайте!
(Ответы с мест: Девять).
Девять глав и каждая украшена каменной резьбой. А купола-то, купола! Волнистые, ребристые, игольчатые. И переливаются цветами словно радуга. Не собор, а сказка! Смотришь на него, и кажется, будто восемь богатырей в шлемах застыли в кругу. Это Покровский собор или Храм Василия Блаженного. Построили его талантливые русские зодчие из Пскова Барма и Постник. Чего только не повидал на своем веку этот древний собор. А чтобы узнать в честь чего был выстроен Храм Василия Блаженного, окунемся в историю.
Выступление учеников (опережающее задание)
1Русскому государству почти непрерывно приходилось воевать с врагами. В честь одержанных побед на Руси не ставили памятников и обелисков, а строили храмы. Такие храмы-памятники – самые замечательные произведения русского зодчества. Зодчие, строившие их, выражали интересы всего русского народа, а не просто исполняли княжескую или царскую волю. Храм Василия Блаженного – это храм-памятник, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством. (Слайд 8)
2. Еже один храм был возведен в честь победы русского воинства. Войну 1S12 года называли Отечественной потому, что вся страна поднялась против французских завоевателей. И памятником подвигу россиян стал Храм Христа Спасителя, воздвигнутый в самом сердце Москвы. Он стал мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну "положил животы своя". Грандиозное здание Храма возводилось по проекту Константина Андреевича Тона — талантливого зодчего и блестящего профессионала-практика. Под его руководством создание Храма стало поистине всенародным. Храм был сооружен исключительно из отечественных материалов и на народные средства – в чем проявился патриотизм архитектора. Храм Христа Спасителя стал выдающимся памятником национального зодчества. Он был заложен в 1839 году. Освящен в 1883 году. А в 1931 году – разрушен. Разрушен варварски.(Слайд 9)
Под приглушенную фонограмму песни О. Газманова "Москва" ученики читают стихи неизвестного автора.
3.
О, ты, хранитель русской славы, 
Великолепный Храм Христа, 
Наш великан золотоглавый, 
Что над столицею блистал.
4.
По гениальной мысли Тона, 
Ты был в величии простой, 
Твоя алмазная корона 
Горела солнцем над Москвой.
Учитель: Здание храма заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах. Об истории создания, разрушения и восстановления Храма можно говорить много. Мы вернемся к этому в шестом классе. Константин Тон был одним из известнейших архитекторов своего времени. Его творение в середине прошлого века украсило и наш Арзамас. Это Рождественская церковь. (Слайд 10)
И раз уж мы заговорили об архитектуре нашего города нельзя не сказать о Воскресенском соборе. История его создания сходна с историей Храма Христа Спасителя. Воскресенский собор возведен как памятник победы России над наполеоном в Отечественной войне 1S12 года. Здание собора выстроено на "доброхотные" средства, вносимые по возможности всеми жителями города. Строился собор с 1814 по 1842 год по проекту Коринфского М.П. – уроженца города Арзамаса. (Слайд 11)
Актуализация полученных знаний
Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с величайшими памятниками русского зодчества, узнали имена талантливых зодчих, создавших эти великолепные памятники. Вы увидели сегодня много разных соборов, храмов, церквей России. Посмотрите и скажите, что особенного в наших русских храмах? Что их объединяет? А что отличает от соборов западноевропейской архитектуры? Чтобы вам легче было найти общие черты русских храмов и церквей посмотрите на величайшие соборы Западной Европы и сравните их с русскими храмами и церквями. (Слайд 12)
Предполагаемые ответы обучающихся: Русские храмы в основном белокаменные. Купола золотоглавые. Купола напоминают шлемы русских богатырей, луковицы, пламя свечи. Окна, двери и стены имеют полукруглое завершение в виде арок.
Практическая работа
Ребята, сейчас вы тоже будете строить свои храмы или церкви. Выберите архитекторов в своих группах, посовещайтесь, какой храм вы построите. Сколько будет на вашем храме куполов? И приступайте к строительству. У каждой группы есть планшет, на котором вам предстоит воздвигнуть свой памятник архитектуры, и строительный материал – белые квадраты, прямоугольники и полукруги для стен, желтые купола разных размеров, черные окна и зеленые двери. Так же у вас есть ножницы и бумага, и вы можете добавлять свои элементы, которых нет в ваших наборах. Можете приступать к творческому заданию. (Слайд 13)
Группы приступают к работе под спокойную музыку, перемежающуюся колокольным звоном. Учитель оказывает помощь, советует. После окончания работы каждая группа представляет свой проект. Защищают проекты архитекторы. (Слайд 14)
Ответы (примерные) архитекторов: Наша группа создала проект трехглавого собора. Мы добавили колонны и украсили наш храм, и т.п.

Молодцы, ребята, потрудились вы хорошо! А главное вы много узнали о храмовой архитектуре нашей Родины. Спасибо, за работу. Урок окончен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий