Ребусы

пятница, 23 ноября 2018 г.

Защита проекта «Тайны школьных слов»


Защита проекта
«Тайны школьных слов»
(От «биографии» до орфографии)
Подготовили ученики 4а класса
Руководитель проекта
учитель начальных классов Степаненко В. И.
Представили проект Ломага Вадим,
Быковец Надежда, Елисеева Надежда.
2 слайд. Здравствуйте! Представляем Вашему вниманию проект «Тайны школьных слов»(От «биографии» до орфографии).
Со школьными словами
Ссориться никак нельзя!
Станьте лучшими друзьями,
Не теряя время зря!
Тип проекта: исследовательский, коллективный, межпредметный, долгосрочный.  
3 слайд. Цель нашего проекта: используя словари, научно-популярную литературу, ресурсы Интернета, собрать разнообразную информацию о словах на тему «Школа» с точки зрения языковых особенностей.
Перед собой мы поставили задачи:
1. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, грамотное правописание слов на тему «Школа».
2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Формирование самостоятельной познавательной деятельности.
4. Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
4 слайд. Мы работали по следующему плану:
1. Выбери интересное для себя 1 слово.
2. Что обозначает это слово?
3. Происхождение этого слова.
4. Выполни все виды разборов слова.
5. Найти синонимы и антонимы к этому слову.
6. Крылатые фразы, содержащие эти слова.
7. Изучи литературу по теме. Составь список источников информации.
8. Подбери стихи, загадки, пословицы, поговорки
9. Оформи результаты своей работы в тетради.
10. Подготовь выступление.
5 слайд. Ни одно слово не появляется в жизни случайно. И у каждого слова своя история, своё рождение, свои «родственники». И в человеке живёт постоянное стремление узнавать что-то новое, вникать в неизведанное. Вот и мы решили узнать тайны школьных слов.

Работая над проектом, учащиеся овладевали начальными навыками лингвистического анализа, учились извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников, знакомились с произведениями литературы.
В ходе работы над проектом мы обратились к этимологическим, толковым, орфографическим, фразеологическим, синонимов и антонимов.

6 слайд. Повторили необходимые основные понятия: этимология, лексика, фонетика, морфемика, морфология и фразеология.

7 слайд. Научились работать с различными источниками информации (справочной литературой, ресурсами Интернета). Научились искать и отбирать необходимые иллюстрации. Получили навыки организации работы по отбору и систематизации данных.

Учащиеся проникли в тайны истории и происхождения слов, повысили уровень своих знаний, обогатили свой словарный запас. Проект помог учащимся запомнить написание школьных слов.

8 слайд. Результат данного проекта - дидактическое пособие «Тайны школьных слов». (От «биографии» до орфографии) и презентация с таким же названием, которые можно использовать на уроке и во внеклассной деятельности по предмету «Русский язык». В наше пособие вошло 36 слов.

На этом слайде вы видите список слов, которые вошли в наше пособие. Каждое слова открывается по гиперссылке.
Вот, например, слово «Школа».
Из толкового словаря узнали, что обозначает слово школа. Школа – это учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание, здание, в котором помещается такое заведение, коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
Из этимологического словаря мы узнали, что слово школа произошло от греческого слова "схоле" - досуг, отдых. Отдых подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их назвали школой.

Выполнили все виды разбора: фонетический, морфемный, морфологический. Просклоняли по падежам, подобрали синонимы, родственные слова, подобрали загадки, стихи,фразеологизмы и устойчивые сочетания, пословицы и поговорки.
В ходе проделанной работы мы сумели собрать много информации о словах. Данное пособие останется для будущих первоклассников.
Это не вся информация, но, как и в любой биографии есть белые пятна, так и в биографии слов на тему «Школа», которые со временем, возможно, заполним. Ещё много слов осталось не изученных.
9 слайд. Слово
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как его «звучало» зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или в кличку просто…
Прелесть слова – в летописи роста.
Ю. Тувим
10 слайд.
Над проектом работали ученики 4а класса.
Руководитель и консультант– наша учительница Степаненко Валентина Ивановна.
Представили проект – Ломага Вадим, Быковец Надежда, Елисеева Надежда.
Спасибо за внимание!
11 слайд. Используемая литература
3.http://morphologyonline.ru/%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81 морфологический разбор
6. http://www.reright.ru/ словарь ассоциаций
8. http://ten2x5.narod.ru/klass/slova.htm В.Волина "Этимологический словарь", 2001г (Этимология школьных слов)
9. http://synonymonline.ru/ Словарь синонимов
10. http://cognates.ru/words/z/word9981 Словарь однокоренных слов
12. http://ejka.ru/blog/zagadki/319.html Загадки про школ
14. http://www.textologia.ru/ журнал о русском языке и литературе

Комментариев нет:

Отправить комментарий