Ребусы

суббота, 24 августа 2013 г.

Как провести творческий конкурс

Автор: С.Афанасьев МКЦ "Варивант"
"Что делать с детьми
в загородном лагере"
Кострома 1993г.

Каждый ребенок, постигающий в школе премудрости родного языка, скажет, что "творческий конкурс" - это словосочетание, состоящее из двух слов: существительно-го "конкурс" и прилагательного "творческий",
Конкурс - это соревнование в каком-либо виде дея-тельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т.е. коллективы. За победу в конкурсе пола-гается вознаграждение морального или материального ха-рактера. Часто за конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно са-ми получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти отличительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов им.П.И.Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кроликово-дов. Деятельность разная, а правила и законы организа-ции тождественные.
Поэтому, то отрядное дело. в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победи-телей, можно назвать конкурсом:
- "Конкурс мастеров заправки кроватей",
- "Конкурс по сбору лекарственного сырья",
- "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку".
Как вы видите, нет такой деятельности, которую нельзя было бы организовать как конкурс. Если включить меха-низм сравнения-конкуренции и заготовить в обилии по-хвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туалета. Нуж-но только посмотреть, насколько это целесообразно и пе-дагогически обосновано.
Синонимами слова "конкурс" могут быть слова "тур" нир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т.д.
Прилагательное "творческий" понимается как "нестан-дартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов".
Когда эти два слова встают рядом, то они обозначают, что участники соревнуются не во "все-равно-какой" дея-тельности, а лишь в той, которая имеет оттенок креатив-ности. /Это импортное слово в русском языке соответствует слову творчество/. Творческий конкурс - это состязание в творческом выполнении какой-то рабо-ты. Поскольку не всякую работу можно и нужно выполнять творчески, то и количество творческих конкурсов несколь-ко меньше, чем просто конкурсов.
В жизни загородного лагеря творческий конкурс - од-на из самых распространенных и популярных форм рабо-ты. Уже стали классикой такие отрядные дела, как:
"Конкурс актерского мастерства",
"Конкурс градостроителей из песка"
"Конкурс поделок из природного материала"
"Конкурс шумовых оркестров"
"Конкурс врунов имени барона Мюнгхаузена"
Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, наход-чивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс - не только приятное для детей времяпровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно орга-низован. Как правильно организовать творческий кон-курс, можно рассмотреть на одном примере. А этим примером пусть будет "Ромашка" - самое-самое частоп-роводимое отрядное дело. "Ромашкой" его назвали пото-му, что для организации требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых ле-пестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Они отрывали ле-песток, знакомились с заданием, готовились и демонстри-ровали результат.
При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:
1. Интересные задания.
2. Красивое оформление.
3. Материальное обеспечение.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Находчивый ведущий.
6. Компетентное жюри.
7. Эмоциональные зрители.
8. Исполнительные помощники.
9. Подготовленные команды.
10. Призы для победителей.
Последовательность ваших действий при организации "Ромашки" будет такой...
1. Прежде всего вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено заранее, то есть рисуете и выстригае-те из ватмана большой красивый цветок, придумываете и надписываете на лепестках задания, расставляете ска-мейки или стулья, оформляете "сцену" и "зал", определя-етесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды,
Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направ-ленности и сложности. Если одним достанется: "Изобра-зите. памятник. жертвам. обжорства",. а. другим:
"Попрыгайте, как кузнечики", - это будет неравноценно. Примерно так же, как если бы на спортсоревнованиях одни бежали стометровку, а другие - толкали ядро. Это разные дисциплины и оцениваться должны каждая по сво-им критериям. Поэтому задания в "Ромашке" должны быть равноположенные. Если у одних: "Изобразите сценку "Хи-рург на операции"", то у других: "Изобразите сценку "Вор в чужой квартире"". Если у одних: "Прокрякайте песню "Стюардесса по имени Жанна"", то у других: "Прогавкайте песню "Ах, Леха, Леха..,"". Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках разного цвета: на синих - задания на сочинение стихов, на красных - за-дания на исполнение песен, на белых - танцевальные задания и т.д. Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Если вы напишете на листочке: "Спой-те какую-нибудь песню" или: "Прочитайте стихотворе-ние". - это ни капельки не гарантирует творческий характер исполнения. Ребята споют песню "Поручик Голи-цин" и прочтут фрагмент из поэмы Н.А.Некрасова "Мороз - Красный нос". Ни способности к импровизации, ни склонности к фантазированию при выполнении таких за-даний не требуется. Поэтому предлагайте только те зада-ния.. которые. будят. воображение,. раскрепощают полетность мысли.
2. Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положи-тельное отношение к предстоящему делу. Только не начи-найте свое обращение словами: "Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажи-те: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".
3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый-чет-вертый" до разрезания двух или четырех открыток на час-ти с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки /звенья. экипажи, палаты, фракции/, можно разрешить соревновать-ся и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
4. Затем команды отрывают лепестки у ромашки /не забывайте: сначала синие, красные будут после выполне-ния первого задания/, и читают, что вы там им написали. уясняют ваши разъяснения и начинают готовиться. При этом они могут оставаться на месте, а могут убежать в комнату или за корпус - чтобы другие не подглядывали. Время подготовки должно быть коротким - от 5-ти до 20-ти минут, - а сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
5. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела - показ. Но и здесь не спешите, сперва усади-те всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь по-сле соблюдения этих "формальностей" начинайте про-смотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шу-точными комментариями.
6. После выполнения всеми первого задания можно предложить второе /красные лепестки/, потом третье /белые лепестки/. Максимальное количество заданий при организации одной "Ромашки" - пять. Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
7. А когда все завершится, стихнут смех и аплодисмен-ты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участ-никам, кого-то отметите особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой", Но итоги можно подвести и по дру-гому: каждая команда определяет внутри себя самого ак-тивного, самого находчивого - эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто до-ставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут, А можно использовать сразу все формы чествования.
8. На заключительном слове и вручении подарков мож-но было бы поставить точку. Но тогда кто будет расстав-лять мебель и убирать оформление? Поэтому ваш творче-ский конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Ес-ли вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь просты-ня или полотенце окажутся "утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты.
Вот теперь действительно все.
Если вы удивлены, почему так много внимания уделено одной "Ромашке", то знайте: это сделано сознательно. Мы хотим, чтобы вы всегда следовали одной простой истине:
"Успех в любом деле зависит от мелочей!"
А по тому алгоритму, который расписан для "Ромашки", можно организовать и десятки других творческих конкурсов:
"Конкурс инсценированных анекдотов"
"Вечер рекордов Гиннеса"
"Конкурс непрофессионального мастерства"
"Аукцион талантов"
"Конкурс витражистов"
"Кинофестиваль"
"Конкурс частушечников"
"Дурэстафета"
"Конкурс рекламного плаката"
"Мультлото"
"Конкурс "Маленькая Марианна"
"Парад космических войск"
"Конкурс видеоклипов"
"Комический цирк"
"Конкурс рисованых фильмов"
"Сказочный винегрет"
"Конкурс танцевальных импровизаций"
"Вечер в клубе детективов"
"Конкурс инсценированной колыбельной песни"
и просто "КВН".
Если вам повезет, и у вас в руках окажется пособие "Сто творческих конкурсов", составленное С.Афанасьевым и С,Комориным и изданное ИМЦ "Вариант", ваши познания о творческих конкурсах будут еще более глубокими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий