Ребусы

понедельник, 30 октября 2017 г.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.



Ход урока

I.Организационный момент.  
- Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

II. Проверка домашнего задания + определение рода прилагательных

Российское  правительство, правительственное  сообщение,  автомобильный завод, инженерное дело, электрический утюг,  пассажирский поезд, сельское хозяйство, домашнее животное, огородное растение.


- Правописание каких слов из словаря вы повторили?

Россия,  правительство,  автомобиль,  завод,  инженер,  электричество,  пассажир,  хозяйство,  животное,  огород,  растение. 

- Прочитайте предложение, которое составили.

III.  Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания
  ой ый ий ое ее
(Работа в тетради)
- В какой части слова мы можем увидеть соединение этих букв?
  Дети отвечают (Окончания имён прилагательных) 
- Что вы знаете об имени прилагательном?

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте словосочетания

фруктов...  сад                 глубок...  озеро
горяч...  чай                     скрипуч...  дерево

По какому принципу распределены словосочетания? 
(по роду сущ. и прил.)


         М.Р.                                                    СР.Р.

- Назовите падеж имён прилагательных. (И.п.)
- Назовите окончания имён прилагательных. Объясните их написание.
            какой?                                          какое? 
                                                  х                                                              х
фруктовый  сад       глубокое  озеро

         какой?        х                                     какое?                х
горячий чай              скрипучее  дерево

- Поставьте словосочетания в форму Р.п.
- Кто может записать словосочетания в Р.п. 
Что нужно знать, чтобы правильно написать словосочетания?

(Какие окончания имеют имена прилагательные м.р. и ср.р. в Р.п.)


- Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

(Окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п.)


- Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.»


Задачи урока:
- Узнать какие окончания имеют имёна прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.
- Научиться правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.
 

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику
стр. 19 упр. 33 (устно)


            какого                                         какого? 
                                                  х                                                              х
фруктового  сада     глубокого  озера

         какого?        х                                     какого               х
горячего чая             скрипучего  дерева

               М.Р.                                                    СР.Р.

- Какой согласный звук произносится в окончании имени прилагательного в форме Р.п.? 
- А какой буквой он обозначается?

             упр. 34 (письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка)
                 
  +      Без ошибок.  
        Буквы написаны правильно и аккуратно.
                 

   +     1-2 ошибки. 
  -   Небольшие недочёты при написании букв и соединений.


    -   3 ошибки и более. 
          Искажения букв.

Физминутка   ( с 09)



стр. 19 упр. 35 (Чтение текста, определение основной мысли текста, подбор заголовка)

VI. Задание на дом:
                          стр. 19 упр. 35 


VII. Первичное закрепление
1. стр. 20 упр. 36

Аппетит - желание есть.






2. Морфологический разбор слова (Памятка в учебнике на стр.146)

Приятного (аппетита) - 

  Схема разбора имени прилагательного.

1Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).
3. Морфологические признаки: полная или краткая форма; согласуется с именем сущ. в роде (в единственном числе), числе, падеже.

4. Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Проверьте. Оцените себя

Приятного (аппетита) – прил., какого?, н.ф. - приятный, в полной форме,  м. р., ед. ч.,  Р. п., вт. чл. (определение).



VIII. Обобщение.
Работа в группах. Дети садятся по группам. Группа получает задание на карточках.
  Дети выбирают правильный ответ, затем один из группы представляет ответ классу.
На доске появляются слайды, а все остальные дети видят ответ на экране и исправляют отвечающего.

1 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
б) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2 задание
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением

2 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имена прилагательные относятся к одному из родов
б) Имена прилагательные изменяются по родам в ед. ч.
2 задание
а) Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным
б) Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с глаголом

3 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется
б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
2 задание
а) Начальная форма имени прилагательного — И.п. единственного числа мужского рода.
б) Начальная форма имени прилагательного — И.п. единственного числа женского рода

4 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания  -о, -е.
б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -ого, -его.
2 задание
а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания только –ой.
б)Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания -ой,- ый, -ий.

Дополнительно (по времени)
Словарно-орфографическая работа.  
 1) Фразеологизмы.
 Объяснить смысл и списать, вставляя безударное окончание прилагательного:

Как гром среди ясн... неба 

(неожиданно, внезапно)

                                        какого?      х
Как гром среди ясного неба



Гроша ломан... не стоит 

(никуда не годится, ничего не стоит)


         х              какого?
Гроша ломаного не стоит 



Делить шкуру неубит... медведя 

(делит ещё несуществующую прибыль)

                                          какого?            х
Делить шкуру неубитого медведя



Не видеть света бел... 

(не знать покоя, отдыха, нормальной жизни)

                                 х      какого?
Не видеть света белого



Петь с чуж... голоса 

(бездумно повторять чьи-то слова)

                   какого?        х
Петь с чужого голоса



. Итог : — Какой вывод сделали?


- Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
- Имя прилагательное стоит в том же  роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
- Определяем окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.


Оцените свою работу на уроке.

Очень трудно! Не очень понятно.

 Скучно!                     

 Всё понятно! Интересно!                                                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий