Ребусы

суббота, 14 октября 2017 г.

Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления педагогической коррекции младших школьников с трудностями в обучении

 Программа коррекционной работы на ступени НОО включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию УУД;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ  и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
 Содержание и формы коррекционной работы учителя:
  • наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов
Этап конструирования
Цель этапа
Результат этапа
1. Этап наблюдения
Выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные, комплексные
Выявленные трудности в обучении младших школьников и их причины (на начало и конец сопровождения)
2. Диагностический этап.
Выявление причин трудностей в обучении ребенка. Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника
Определение образовательного маршрута, получение конкретных рекомендаций педагогам и родителям.
3. Построение маршрута
Построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин
Проведение занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся, формирование УУД на всех этапах учебного процесса.
Организация групповых и индивидуальных занятий.
4. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения
Оценка и самооценка успешности реализации программы.
Комплексная психолого-педагогическая поддержка и помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания.
Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика
Выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась)
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
Классификация трудностей в обучении
  1. Регулятивные
               
Трудности
Причины П.1.-П.3.
Типовые диагностические задачи для детей  
Задания
 Не сохраняет заданную цель до конца выполнения задания
П.1. Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение)
П.2. Низкий уровень работоспособности
Тулуз-Пьерон (объем и качество произвольного внимания, характеристики работоспособности (врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы)
 Работа по алгоритму. Расскажите по цепочке. Расскажи и выполни по порядку
Смена видов деятельности. Работа по алгоритму. Расскажи по цепочке. Расскажи и выполни по порядку
  1. Познавательные
Трудность
Причины П.1.-П.14.
Типовые диагностические задачи для детей
Задания
 Не умеет пользоваться инструкциями
 Недостаточное развитие логической памяти и понятийного мышления
«Изучение словесно-логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени)
Составление рассказа по картинке.
Составление сказки
Расскажи по порядку
Подбери нужный вариант к схеме
Выбери слова, подтверждающие правило и т.п.
Информационные
 Не понимает язык условных обозначений, затрудняется при работе с учебником, тетрадью и т.п.
 Низкий уровень развития понятийного мышления
«Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени)
Работа по алгоритму, по инструкции взрослого, по образцу.
Задания, направленные на работу с учебником, тетрадью.
 Затрудняется использовать знаково-символические средства (правило, модель, схема и т.п.)
Недостаточное развитие понятийного мышления
«Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени)
Выполни задание, ориентируясь на правило, схему, таблицу и т.п.
  1. Психомоторные
Трудность
Причины П.1.-П.3.
Типовые диагностические задачи для детей
Задания
. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разно наклонные буквы, тремор)
Слабо развита мелкая моторика пальцев рук
Методика А.Л. Вегнера «Собирание разрезанных картинок»
Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений
Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринт»).
Индивидуальный образовательный маршрут
Дата начала/окончания работы_________________________________________________
ФИ ученика _________________________________________________________________
Класс ______________________________________________________________________

Классы
трудностей
Трудности
Причины
 трудностей
Задания
Задания из УМК
Результат действия маршрута (трудность сохранилась «+» / трудность не сохранилась-)
при устранении трудностей снять с индивидуального маршрута

Комментариев нет:

Отправить комментарий