Ребусы

суббота, 14 октября 2017 г.

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями

Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования определяет задачи здоровьясбережения как приоритетные.
Сегодня это особенно важно, так как наряду с обучением детей физически и психически здоровых, осуществляется попытка в полном объёме интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья (далее  - ОВЗ) в массовую школу.

По словам академика РАО М.М.Безруких, школа не должна подменять собой политику, а прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами… нормированием учебных нагрузок, применением образовательных технологий с учётом возрастно-физиологических возможностей ребёнка, организацией благоприятного эмоционального и психологического фона занятий. Столь ёмкий охват вопросов здоровья школьников в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма» решается на каждом уровне образования всем содержанием основных образовательных программ школы: учебной (урочной) деятельностью, внеурочной деятельностью, системой дополнительного образования учащихся.
В школе обучаются учащиеся, имеющие «особенные» образовательные потребности и нуждающиеся в специальных условиях организации образовательного пространства. Это учащиеся-инвалиды; учащиеся с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития; учащиеся – инофоны (дети -мигранты).  С целью обеспечения базового и выше уровней освоения образовательных программ данными категориями учащихся их учебный процесс организуется педагогами с учётом  методов индивидуализации и дифференциации. Сделать данный процесс управляемым, функциональным, регламентируемым позволяет создание индивидуальных образовательных маршрутов. В школе выработан алгоритм создание такого маршрута (приложение 1).
Согласно Федеральному закону от 29.121.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28, п.2, подп.15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся является компетенцией и обязанностью образовательной организации.
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма - территория безбарьерной среды. Данный статус был присвоен школе в декабре 2014  году в рамках муниципального конкурса  «Надымский район – территория для всех». В школе имеется пандус, широкие дверные проёмы, туалетная комната для детей с ОВЗ, подъёмник (ступенькоход), тактильная плитка и разметка для слабовидящих.  Это обеспечивает доступ в школу всех категорий учащихся с ОВЗ.
На базе школы функционирует Центр дистанционного обучения (далее – ЦДО), где в 2016/2017 учебном году обучается 9 детей-инвалидов. Обучение осуществляется на дому с применением дистанционных образовательных технологий. Образовательное пространство учащихся ЦДО формируется на основе индивидуальной образовательной программы, которые составляются с учётом возможностей каждого учащегося, образовательных запросов семьи 9приложение 2). Кроме этого, при составлении ИУП учитывается общая учебная недельная нагрузка учащегося, которая не превышает нормы СанПиН 2.4.2.2821-10, рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Таким же образом планируется внеурочная деятельность учащихся и занятость в дополнительном образовании. В ЦДО педагоги реализуют 5 программ дополнительного образования по направлениям: художественное, социально-педагогическое, техническое. Для учеников 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и 10-11 классов в рамках профильного обучение реализуются занятия, направленные на профессиональную ориентацию учащихся, знакомство с профессиями, проведение профессиональных проб. Такие занятия проводятся в дистанционном режиме, для учащихся профильного (информационно-технологического) обучения – с использованием учебных программ Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Таким образом составляются индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика ЦДО, которые в обязательном порядке согласуются с родителями (законными представителями) учащихся и реализуются в течение учебного года. С учётом образовательных достижений учащихся и по мере необходимости в индивидуальные образовательные маршруты вносятся корректировки.
Все учащиеся ЦДО обеспечены современным электронным оборудованием, множительной техникой, лабораторным электронным оборудованием, широкополосной, безлимитной сетью Интернет. Благодаря такому обеспечению учащиеся имеют возможность у себя дома проводить практические и лабораторные работы, без ограничений пользоваться к Google сервисами, электронными обучающими платформами.
Педагоги ЦДО используют современные здорровьесберегающие приёмы и технологии, позволяющие учащимся осваивать базовый и выше уровни образовательных программ:
  • индивидуализация обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • организации щадящего режима обучения, сокращение количество часов учебной нагрузки, нормирование количества времени, проводимого за компьютером, многократное возвращение к изучаемому материалу при необходимости;
  • дистанционные технологии:
  • разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками;
  • расширяются  возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
  • ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные потребности.
  • повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.
Организованное таким образом образовательное пространство позволяет каждому ученику ЦДО получать качественное образование, общаться со сверстниками и, в конечном итоге, адаптироваться в обществе.
В рамках инклюзивного образования в СОШ №3 г. Надыма обучаются учащиеся по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития. С целью коррекции и ликвидации образовательных проблем данной категории учащихся проводится диагностика, в ходе которой выявляются образовательные дефициты учащихся, выявляются дефициты компетенций, определяется зона актуального развития, формы учебной деятельности. Все эти данные находят отражение в индивидуальном образовательном маршруте (приложение 3). Создавая экологически и психологически комфортную образовательную среду для данной категории учащихся широко применяется зонирование образовательного пространства в виде игровой комнаты, кабинета психологической разгрузки, развивающих зон, тренажёрного зала. Оптимизация учебного процесса достигается применением современных педагогических технологий:
  • технология уровневой дифференциации, которая  позволяет каждому учащемуся:
  • работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты. Ученик имеет не только обязанности (в частности, усвоить материал на соответствующем уровне), но и право выбора – получить  в соответствии со своими способностями и наклонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться средним или достаточный уровнями усвоения материала.
  • уменьшить нагрузку на учащихся, которые иногда не только  в силу социальных, но и по физиологическим причинам не могут овладеть высокий уровень учебных достижений;
  • получения каждым учеником нужного именно ему содержания обучения отдельных предметов;
  • исчезновение страха ученика перед оцениванием;
  • приёмы, направленные на сохранение и повышение работоспособности на учебном занятии:
  • оптимальное сочетание различных видов деятельности на учебном занятии;
  • использование приёмов оптимизации внимания, инициативы, творческого самовыражения обучающихся;
  • обеспечение оптимальной плотности и темпа учебного занятия;
  • приёмы, направленные на обеспечение благоприятного микроклимата на учебном занятии:
  • учёт индивидуального психофизиологического потенциала и личностных особенностей учащихся;
  • устранение агрессии и авторитаризма со стороны педагога;
  • акцентированная деятельность по формированию мотивации к учебной деятельности.
Такой подход в обучении учащихся по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития позволит компенсировать образовательные дефициты и освоить на уровне не ниже базового образовательную программу.
На протяжении последних лет для школы стала актуальной проблема обучения детей-мигрантов, для которых русский язык не является родным. Решение проблемы обучения учащихся-инофонов мы видим в создании для них специально организованной социокультурной среды. Значительное внимание здесь уделяется организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей данной категории с учётом их интересов и предпочтений. Это обеспечивает учащимся-инофонам постоянное речевое и практическое взаимодействие с русскоговорящими учащимися во внеучебной деятельности. Происходит погружение учащихся-инофонов в среду, где они вступают в коммуникативное взаимодействие с русскоязычными детьми и легко могут перейти в социокультурную среду русскоязычного окружения. В результате такого социокультурного взаимодействия снимаются психологические проблемы, понижается языковой барьер участников коммуникативного процесса. Чем чаще происходят такие коммуникации, тем выше становится степень социализации учащихся –инофонов. При таких условиях взаимодействия наиболее эффективны следующие педагогические технологии, которые применяются педагогами нашей школы:
  • проектной деятельности;
  • деятельностного подхода;
  • личностно-ориентированного обучения.
Для ликвидации учебных пробелов по русскому языку для детей-инофонов в рамках дополнительных образовательных услуг проводятся индивидуальные и групповые консультации через школьный Консультативный центр, предлагается спектр дополнительных платных образовательных услуг. Все вышеперечисленные мероприятия отражаютчя в индивидуальном маршруте (приложение 4).
При таких условиях организации образовательно пространства учащиеся-инофоны овладевают на достаточном и выше уровнях русским языком, эффективно взаимодействуют с русскоязычным окружением, успешно решают социокультурные проблемы в повседневной жизни.
Построенная таким образом деятельность по созданию комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями позволяет данной категории учащихся на достаточном уровне адаптироваться в школьном социуме, освоить не ниже базового уровня основные образовательные программы, развивать познавательные психические процессы, качества личности в соответствии в индивидуальными особенностями. Это подтверждается образовательными результатами
  • учащихся Центра дистанционного обучения:
  • при оптимальном уровне общей успеваемости (100%) учащиеся показывают положительную динамику качественной успеваемости по учебным предметам за последние три учебных года (46,2% - 53,8% - 55,6%);
  • 100% учащихся охвачены дополнительным образованием по программам, реализуемым с применением дистанционных технологий;
  • 100% учащихся  качественно участвуют в конкурсных мероприятиях (творческих и интеллектуальных) различных уровней;
  • уровень адаптации учащихся ЦДО к школьному социуму соответствует высокому и выше среднего уровням;
  • учащихся, обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития:
  • 100% уровень освоения адаптированных образовательных программ;
  • положительная динамика развития познавательных психических процессов:
  • уровень самоконтроля – у 40% учащихся;
  • уровень концентрации, переключения, объёма внимания – у 35% учащихся;
  • отсроченное воспроизведение изученного материала на среднем и высоком уровнях  доступно для 78% учащихся;
  • мыслительные операции (обобщение, синтез и анализ, классификация) имеющие нормативное (в соответствии с возрастом) развитие выявлено у 67% учащихся;
  • доминируют мотивы учения у 56% учащихся;
  • коммуникативные навыки сформированы у 90% учащихся, у 10% частично сформированы;
  • школьная тревожность в норме у 100% учащихся;
  • учащиеся – инофоны:
  • не испытывают трудностей в общении на русском языке, в том числе в изучении учебного предмета «Русский язык» - все учащихся показывают 100% общую успеваемость по русскому языку, 60% - качественную успеваемость;
  • получают дополнительные консультации  по русскому языку 100%;
  • 100% заняты во внеурочной деятельности и дополнительном образовании;
  • 100% имеют уровень адаптации к школьному социуму высокий и выше среднего;
  • 100% заняты в мероприятиях классного и школьного уровней;
  • 100% имею достаточные коммуникативные навыки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий