Ребусы

суббота, 7 октября 2017 г.

Пенюшева С.Н. Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе

  Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.


Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Почему? Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда. Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными.
   Впервые программа формирования умений учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др. В последние годы идеи Д. Б. Эльконика стали наиболее актуальны. Приоритетом начального общего образования ( в Федеральном компоненте государственного стандарта) является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 

Сущность умений и навыков.
   Совершенствование формирования у  учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данных понятий. В одних случаях умения определятся как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний. В других , как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. В пособии по дидактике под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов.
   Существует единое толкование понятия «навык». Психологи объясняют навыки как «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения».
   В связи с тем ,что практически невозможно отдать предпочтение какому-либо одному определению, выделим общие и отличительные признаки умений и навыков.
   Общее между ними состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат выражается в готовности (способности) человека совершать действия.
   Общим признаком умений и навыков является и то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которая приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности.
   Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено  центральное звено решения
 мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому
отмечается, что действия совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы.
   Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль за его выполнением осуществляется главным образом подсознательно. Это разгружает мозг, помогает решать ему сложную мыслительную задачу.
2.2.Общеучебные умения и навыки как объект управления образовательным процессом.
Обучение по своей природе  и по особенностям его организации процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно.

Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.
  
Существует две категории учебных умений: общие и специальные. Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся.
   Общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
   Все общеучебные умения и навыки можно разбить на четыре группы (Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г.) (12,13):
   Учебно-управленческиеобщеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися ( планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т. е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т. е.корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).
  1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.
  2. Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.
  3. Соблюдать последовательность действий при индивидуальном выполнении учебной задачи в отведенное время.
  4. Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное время.
  5. Соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах.
  6. Самостоятельно (или по совету учителя) готовить рабочее место для учебных занятий в школе и дома.
  7. Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.
  8. Соблюдать правильную осанку на рабочем месте.
  9. Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.
  10. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации.
  11. Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).
  12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.
  13. Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
Учебно информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Умения работать с письменными текстами
  1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.
  2. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; вслух.
  3. Переходить с одного вида чтения на другой.
  4. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.
  5. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами.
  6. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.
  7. Определять примерное содержание книги по ее компонентам.
  8. Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами.
  9. Пользоваться библиографической карточкой
  10. Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух авторов.
  11. Различать научные, официально –деловые, публицистические и художественные письменные тексты.
  12. Подбирать и группировать материалы по определенной теме.
  13. Составлять простой план письменного текста.
  14. Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты.
  15. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
  16. Создавать письменные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.
  17. Владеть различными формами изложения: подробное - сжатое, полное – выборочное.
Умения работать с устными текстами
  1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.
  2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.
  3. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.
  4. Составлять простой план устного текста.
  5. Создавать устные тексты различных типов.
  6. Выразительно говорить.
  7. Владеть различными видами пересказа.
Умения работать с реальными объектами как источниками информации.
  1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями, предложенными учителем.
  2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения.
  3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта.
  4. Формировать под руководством учителя простейшие модели.

Учебно-логические умения- общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Анализ и синтез:
  1. Определять объект анализа и синтеза;
  2. Определять аспект анализа и синтеза;
  3. Определять компоненты объекта;
  4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;
  5. Определять пространственные отношения компонентов объекта;
  6. Определять временные отношения компонентов объекта;
  7. Определять функциональные отношения компонентов объекта;
  8. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта;
  9. Определять свойства объекта;
  10. Определять существенные признаки объекта. 
Сравнение.
  1. Определять объекты сравнения.
  2. Определять аспект сравнения объектов.
  3. Выполнять неполное однолинейное сравнение.
  4. Выполнять неполное комплексное сравнение.
  5. Выполнять полное однолинейное сравнение
  6. Выполнять полное комплексное сравнение.
  7. Выполнять сравнение по аналогии. 
Обобщение и классификация.
  1. Осуществлять индуктивное обобщение.
  2. Осуществлять дедуктивное обобщение.
  3. Осуществлять классификацию. 
Определение понятий.
  1. Различать объем и содержание понятий.
  2. Различать родовое и видовое понятие.
  3. Осуществлять родовидовое определение понятий.
Доказательство и опровержение.
  1. Различать компоненты доказательства.
  2. Осуществлять прямое индуктивное доказательство.
  3. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
  4. Осуществлять опровержение тезиса.
  5. Осуществлять опровержение аргументов. 
Определение и решение проблемы.
  1. Определять проблемы.
  2. Определять для решения проблем новую функцию объекта
  3. Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
  4. Формулировать гипотезу по решению проблем.

Н. А. Вольнова, доцент кафедры управления и экономики образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, предлагает другую классификацию общеучебных умений и навыков по классам(4).

1.Учебно – организационные умения и навыки.
1 класс
  • правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном режиме;
  • проверять работу по образцу;
  • соблюдать  правильную осанку. 
3 класс
  • готовить рабочее место для учебных занятий  и труда;
  • самостоятельно выполнять основные правила гигиены; учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и одноклассника;
  • оценивать учебные действия по образцу оценки учителя. 
5 класс
  •  самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов;
  • использовать рациональные способы выполнения того или иного задания. 
7 класс
  •  овладеть содержанием работы консультанта по предмету. 
9 класс
  •  планировать учебную деятельность  с учетом рекомендаций учителей;
  • осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности. 
2.Навыки чтения и использования литературы (учебно – информационные).

1 класс
  •  читать целыми словами, соблюдая паузы, интонацию конца предложения;
  • находить тексты в оглавлении; слушать рассказ, объяснения учителя. 
3 класс
  •  читать в соответствии с литературными нормами;
  • пользоваться различными видами чтения; пользоваться картотеками.  
5 класс
  •  бегло читать научно – популярные и публицистические тексты;
  • выразительно читать художественные произведения;
  • учиться выделять главное в текстах. 
7 класс
  •  сохранять максимальный темп при ознакомительном чтении;
  • совершенствовать технику извлечения информации;
  • самостоятельно изучать несложные темы. 
9 класс
  •  самостоятельно определять цель чтения различной литературы;
  • анализировать учебный материал, выявлять аналогии;
  • применять знания в новых условиях.
3.Навыки устной и письменной речи (учебно-коммуникативные).

1 класс
  •  формулировать вопрос к картинке, предложению, слову;
  • подробно пересказывать содержание сказки. 
3 класс
  •  учиться связно отвечать по плану;
  • освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи.
5 класс
  •  вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным темам с использованием средств наглядности. 
7 класс
  •  строить сообщение на основе типового плана;
  • составлять связные тексты. 
9 класс
  •  связно излагать материал из нескольких источников;
  • обоснованно выбирать тип ответа.
   Системный подход к формированию общеучебных умений и навыков предлагают педагоги экономико-математического лицея №29 города Ижевска, которые разделили их на четыре группы, что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся(5):
  • учебно –организационные (обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности);
  • учебно-информационные (способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации  для выполнения учебных задач);
  • учебно-логические (обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач);
  • учебно –коммуникативные (поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности).  

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал. Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу» учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи). Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание.
Средством активизации познавательной деятельности учащихся и важным элементом обучения является диалог.
Также одним из путей активизации учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью. Нужно научить школьников проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно
выполняемых приемов логического мышления:
прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;
прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета;
прием подведения под понятие.
 В результате наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении (например, наблюдения за погодой, за изменениями в природе).
    На уроках природоведения используем систему познавательных заданий, которая способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации ( На пути туристов встретились следующие формы земной поверхности: плоская равнина, горы. Изобразите схематически формы поверхности, по которым двигались туристы).
Каждый грамотный человек должен знать  и уметь читать карту. Основы этого умения закладываются на уроках природоведения  в начальной школе. Своеобразие ее в том, что состояние и связи объектов показаны очень компактно с помощью цвета, линий, цифр, слов. 
 Развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения) тесно связано с уроками математики – числовые лабиринты, ребусы, занимательные задания,…
   Культуру чувств и образное мышление развивает умение смотреть картину. Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с их возрастными и психологическими особенностям, так как у них образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свои переживания в виде рассказов, сочинений во многом помогает выявить содержание произведения искусства.
   Очень важно, какое настроение владеет ребенком в процессе чтения: если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чем-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. На каждом уроке ученики, работая с текстом не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта.
   Литература – храм, а чтение – дорога к нему. Сейчас предмет в начальной школе называется «Литературное чтение». Цель его – формирование основ грамотного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного:
умение понимать идею произведения;
умение видеть авторскую позицию;
определение собственного отношения, т. е. уметь поставить себя, произведение и время на одну ступеньку;
уметь воспринимать произведение эстетически (уметь видеть и осознавать не только то, что написано, но и как это написано);
знание книг и умение самостоятельно их выбрать (ведение читательских дневников).
   Последнее умение особенно важно, так как любая деятельность, тем более учебная направлена на конечный результат, а в дальнейшем изменяется вследствие анализа этого результата.
   Юных читателей следует терпеливо приучать к постановке перед собой маленьких аналитических задач и обращаться с вопросами к книге, к себе, к товарищам. Примерные вопросы и задания:
Спроси о том, чего ты не понял.
Как ты проверишь, понял ли одноклассник содержание отрывка (главы)?
Прочитай вопросы учебника. Какого вопроса, по-твоему, недостает? Задай его нам
Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении произведения?
О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.
   Ни один культурный человек, став взрослым, не обойдется без книги – справочника любого характера. Но взрослый только тогда полюбит общение со словарями, когда они появятся у него на руках в детском возрасте. Это хорошо, когда ученик умеет найти нужную для себя информацию. Это жизненно важное умение. Поэтому актуальна  на уроках работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой.
   И все же умение учиться в значительной степени зависит от того, насколько эффективно могут ученики работать с учебником (условными обозначениями, текстом, заданиями , упражнениями,…).
   Начальное звено обучения – период, когда активно развивается такое свойство личности, как самостоятельность. И одним из средств ее воспитания является самостоятельная работа, которую можно использовать преследуя различные цели. На уроках идет активная работа с памятками и алгоритмами, применение которых дисциплинирует мысль, учит последовательности в работе, а механизм, усвоенный в начальной школе пригодится и в последующем обучении .
   Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе. На уроках используются такие приемы формирования учебных действий: развитие целеполагания, формирование планирования, выработка учебных действий, развитие контроля, формирование оценивания.
   Для осуществления успешной оценочной деятельности, ученику необходимы определенные оценочные умения:
умение определять предмет оценивания;
умение воспринимать предмет оценки;
умение устанавливать критерии оценки;
умение сопоставлять предмет оценки с критериями оценки.
   Оценка связана с учебно-познавательной деятельностью: формируются логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование; учащиеся овладевают умениями речевой деятельности, их речь становится более точной и доказательной 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование  и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.
   Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться».
   Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Разработки представленных классификаций могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
   Система работы с общеучебными умениями и навыками обладает следующими достоинствами:
-не требует выделения дополнительных часов;
-обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков в рамках каждого предмета;
-создает единое образовательное пространство для учащихся.
   Целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу и методике формирования общеучебных умений и навыков, которые разделены на группы ( по ступеням и по классам), что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод. основы). – М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  2. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, №4, 1998, с.11-18.
  3. Воюшина М. П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа, №3, 2004, с.39-43.
  4. Вольнова Н. А.  Общеучебные умения и навыки //Практика административной работы в школе, с. 56-58.
  5. Диагностические таблицы основных учебных умений и навыков // Практика административной работы в школе, № 5, 2004, с.3-16.
  6. Зайцева О. П. Сочинение в начальной школе // Начальная школа+-, №6,2001, с.28-34.
  7. Кулько В. А. , Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983. 80 с.
  8. Лежнева Л. И. Учим детей общаться // Начальная школа, № 6, 1990, с. 2-5.
  9. Павлова Н. Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа, № 11, 1997, с. 33-36.
  10. Песняева Н. А. Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге // Начальная школа, № 10, 2002, с. 41-44.
  11. Пунский В. О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта.- М.: Просвещение, 1988.144 с.
  12. Татьянченко Д. В. , Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, №7, 2000,с.38-63.
  13. Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений младших школьников // Завуч начальной школы, № 3, 2004.
  14. Что надо знать учителю об общеучебных умениях и навыках // Завуч, № 4, 2001, с. 137-139.
  15. Хромова В. В. Роль учебника в работе по развитию речи школьников // Начальная школа, № 2, 2003, с. 75-78.

Комментариев нет:

Отправить комментарий