ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПАЛИТРА»
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Автор-составитель: 
Селезнева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ «Боградская средняя общеобразовательная школа»
Боград 2011
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
 - быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
 
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
 Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Данная программа занятий художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-10 лет (1-4 класс),  34 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Продолжительность занятия – 45 минут.
В данной программе на практику уделено не так много часов, потому что в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно. Программа Палитра планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством.
Задачи программы:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма ;
- научности .
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
- иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
 - уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
 - иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
 - уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
 - уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
 - уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
 - иметь представление о народной культуре;
 - совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
 - правила безопасности труда;
 - уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
 
Универсальные учебные действия:
- самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;
 - мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;
 - нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;
 - планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;
 - коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
 - логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;
 - кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;
 - интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.
 
Формы и виды контроля
виды контроля 
 | 
содержание 
 | 
методы 
 | 
сроки контроля 
 | 
Вводный 
 | 
Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков по изобразительному искусству. 
 | 
Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся 
 | 
Сентябрь 
 | 
Текущий 
 | 
Освоение учебного материала по темам, разделам 
 | 
Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения 
 | 
По каждой теме 
 | 
Творческий потенциал учащихся 
 | 
Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах 
 | 
В течение года  
 | 
|
Итоговый 
 | 
Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста 
 | 
Зачетные, творческие работы.  
 | 
Апрель 
Май 
 | 
Учебно-тематический план
№ п/п 
 | 
Наименование разделов и тем 
 | 
Количество часов 
 | 
||
Всего  
 | 
Теор. 
 | 
Практ. 
 | 
||
1 
 | 
Введение  
 | 
2 
 | 
1 
 | 
1 
 | 
2 
 | 
Городецкая роспись 
 | 
8 
 | 
6 
 | 
2 
 | 
3 
 | 
Хохломская роспись 
 | 
9 
 | 
7 
 | 
2 
 | 
4 
 | 
Жостовская роспись 
 | 
5 
 | 
2 
 | 
3 
 | 
5 
 | 
Дымковская игрушка 
 | 
9 
 | 
2 
 | 
7 
 | 
Содержание программы
- Городецкая роспись – 8 часов.
 
История возникновения Городецкой росписи. 
Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи –  круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь.
Инструменты и материалы: кисти, желательно беличьи, №1, №2, №3, плоская кисточка; краски гуашевые 12 цветов. 
- Хохломская роспись – 9 часов.
 
История возникновения Хохломской росписи.
Техника хохломской окраски 
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Виды хохломской росписи.
Много места мастер оставлял золотому фону. 
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. 
Самый распространенный орнамент в хохломской росписи – травка.
Самые затейливые узоры называют «кудрины». 
Узор ягодка. Чаще всего изображались такие ягоды как крыжовник, клубника, смородина и рябина.
- Жостовская роспись – 6 часов.
 
История возникновения жостовской росписи.
Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые  и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом».
Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.
Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. 
Приемы жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.
- Дымковская игрушка – 9 часов.
 
Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете.
Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.
Методические рекомендации
Занятия по декоративному рисованию необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания.
Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
- Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
 - Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
 - Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
 
Педагогическая диагностика
Учащимся в конце года  предлагается сравнить две работы разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи. 
Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков обучающихся, умения различать и выполнять орнамент к заданному виду изученных росписей, выражать свое отношение к русскому народному творчеству.
Диагностика проводится по следующим направлениям:
- определить вид росписи демонстрируемого образца (3-0 баллов);
- описать демонстрируемый вид росписи (2-0 баллов);
- выполнить узор в одном из изученных видов росписи (2-0 баллов);
- выразить свое отношение к одном из изученных видов росписи (2-0 баллов).
Анализ результатов:
От 0 до 3 баллов:
Учащийся не дифференцирует виды росписи. Изученный материал не усвоен.
От 4 до 6 баллов:
Не выражает свое отношение к росписи. Часто полностью копирует роспись. Допускает неточности, путается. Технические навыки средние.
От 7 до 9 баллов:
Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Высокая техника выполнения.
Материально-техническое обеспечение
- Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
 - Дидактические игры по мотивам народного творчества.
 - Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
 - Раскраски по декоративно-прикладному творчеству
 - Демонстрационный материал:
 
видеофильм "Русские промыслы",
альбомы по народному творчеству,
иллюстрации с изображением жостовских подносов,
таблицы с элементами росписей,
схемы поэтапного рисования различных видов росписей
- Краски гуашевые, альбом, картон, кисти, ножницы, клей, линейка, карандаш, ластик.
 
Календарно-тематическое планирование
№ п/п 
 | 
Наименование разделов, блоков, тем 
 | 
Элементы содержания 
 | 
Всего часов 
 | 
Формы и методы работы 
 | 
Вид деятельности 
 | 
Вид контроля 
 | 
|||
Практич. 
 | 
Теор. 
 | 
||||||||
1 
 | 
Вводное занятие. 
 | 
Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш 
 | 
1 
 | 
Беседа, упражнение 
 | 
опрос 
 | 
||||
2 
 | 
Элементы цветоведения. 
 | 
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Передача настроения 
в творческой работе 
(в живописи) с помощью цвета, линии, пятна.  
 | 
1 
 | 
Игра, упражнение, рассказ, метод наглядности 
 | 
Тренировка графических навыков 
 | 
Творческая работа 
 | 
|||
Городецкая роспись 
 | 
|||||||||
3 
 | 
Узор и орнамент. Основы декоративной композиции. 
 | 
Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью. 
 | 
1 
 | 
Рассказ, практи-ческая работа, метод нагляд-ности 
 | 
Самостоятель-ная работа 
 | 
выполнение узора по образцу 
 | 
|||
4 
 | 
История создания и развития городецкой росписи 
 | 
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров Городецкой росписи Представление об узоре, орнаменте, 
сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись 
 | 
1 
 | 
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение 
 | 
Опрос  
 | 
||||
5-6 
 | 
Городецкие орнаменты 
 | 
1 
 | 
1 
 | 
Викторина, беседа, упражнение, метод нагляд-ности 
 | 
Упражнение  
 | 
Выполне-ние элементов городецкого орнамента 
 | 
|||
7-8 
 | 
Городецкая птица 
 | 
2 
 | 
Упражне-ние, демонстра-ция, работа по алгоритму, выставка работ учащихся 
 | 
Выполнение декоративной работы по алгоритму 
 | 
Изображе-ние городецкой птицы по алгоритму 
 | 
||||
9-10 
 | 
Городецкий конь 
 | 
2 
 | 
Зачетная работа 
 | 
Изображе-ние городецкого коня по алгоритму 
 | 
|||||
Хохломская роспись 
 | 
|||||||||
11 
 | 
История создания и развития хохломской росписи 
 | 
Орнамент и стиль эпохи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы. Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами 
 | 
1 
 | 
Рассказ, беседа, игра 
 | 
Наблюдение 
 | 
Опрос  
 | 
|||
12-13 
 | 
Основные цвета и орнаменты в хохломе 
 | 
2 
 | 
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение  
 | 
Выполнение образцов 
 | 
Следование алгоритму при выполнении работы по алгоритму 
 | 
||||
14-15 
 | 
Роспись тарелки в стиле «Хохлома» 
 | 
2 
 | 
Метод нагляд-ности, объяснения, игра  
 | 
Работа по образцу 
 | 
Выполне-ние росписи тарелки в стиле Хохлома 
 | 
||||
16-17 
 | 
Хохломская роспись. Огненная жар-птица. 
 | 
1 
 | 
1 
 | 
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ 
 | 
Работа с шаблоном  
 | 
Выполне-ние росписи 
 | 
|||
18-19 
 | 
Хохлома. Сувениры. Самостоятельная работа 
 | 
2 
 | 
Творческая работа  
 | 
Правила выполнения орнамента 
 | 
|||||
Жостовская роспись 
 | 
|||||||||
20 
 | 
История создания и виды жостовской росписи 
 | 
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения жостовской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи.   
 | 
1 
 | 
Рассказ, наблюдения, метод нагляд-ности 
 | 
Беседа  
 | 
Разгадыва-ние кроссворда 
 | 
|||
21-22 
 | 
Жостовский букет 
 | 
2 
 | 
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение 
 | 
Практическая работа 
 | 
Выполне-ние букета в жостовском стиле 
 | 
||||
23-24 
 | 
Поднос в стиле жостовской росписи 
 | 
1 
 | 
1 
 | 
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ 
 | 
Творческая работа 
 | 
Выполне-ние зачетной работы 
 | 
|||
Дымковская игрушка 
 | 
|||||||||
25 
 | 
История создания и виды дымковской игрушки 
 | 
Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. 
 | 
1 
 | 
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение 
 | 
Беседа  
 | 
Ответы на вопросы 
 | 
|||
26-27 
 | 
Дымковская игрушка. Использование символического орнамента. 
 | 
1 
 | 
1 
 | 
Рассказ, демонстра-ция, упражнение, игра 
 | 
Практи-ческая работа 
 | 
Выполнение элементов дымковского орнамента 
 | 
|||
28-29 
 | 
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» животные 
 | 
2 
 | 
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ 
 | 
Творческая работа 
 | 
Выполнение работы по алгоритму 
 | 
||||
30-31 
 | 
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» люди 
 | 
2 
 | 
Демонстра-ция, беседа, упражнение 
 | 
Работа с шаблонами 
 | 
Выполнение рисунка 
 | 
||||
32-33 
 | 
Русское народное творчество. Творческая работа учащихся. 
 | 
2 
 | 
Беседа, викторина, самостоя-тельная работа, выставка работ учащихся 
 | 
Творческая работа 
 | 
Выполнение зачетной работы 
 | 
||||
.
Список литературы для учителя и учащихся:
- Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
 - Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
 - Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
 - Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
 - Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
 - Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
 - Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.
 
Литература
- Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие - Краснодар, 1995.
 - Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества» - г. Тула: «Родничок», 2002.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий