Программа
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ставится задача по формированию целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Один из ответов системы образования на этот запрос времени – идея компетентностно- ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно -ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
С целью обучения учеников начальных классов работе над проектами разработана программа кружка «Мои первые проекты»
Цель программы:
Формирование ключевых компетентностей обучающихся – коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи программы:
- Формировать навыки сотрудничества, устной презентации
- Формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом, планировать свою работу над ним, давать оценку готовому продукту, своей работе
- Обучать способам сбора и первичной обработки информации.
Программа состоит из трёх разделов:
- Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества
- Основы проектной деятельности
- Работа над проектами
В первом разделе использованы игры из сборника Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Данные игры проводятся с целью подготовки обучающихся к работе в команде.
Во втором разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Дети учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
В третьем разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами по выбранным темам из предметных курсов.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.
При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой
- Выбор подтем (областей знаний)
- Сбор информации
- Выбор проектов
- Работа над проектами
- Презентация проектов
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом и т. д.
Обучающиеся работают над проектом добровольно, учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвовали в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.
Планируемые результаты:
- Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация
|
Обучающийся изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом
|
Устная презентация
|
Обучающийся выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно
|
Обучающийся привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос
| |
Продуктивная коммуникация
(работа в группе)
|
Обучающиеся в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем
|
Обучающийся высказывал идеи, подготовленные заранее
|
2.Уровень сформированности информационной компетентности
Поиск информации
|
Обучающийся задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта
|
Обучающийся зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника
| |
Обработка информации
|
Обучающийся изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание
|
Обучающийся привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации
|
- Уровень сформированности компетентности решения проблем
Постановка проблемы
|
Обучающийся объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем
|
Целеполагание и планирование
|
Обучающийся с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта
|
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий
| |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить
| |
Оценка результата
|
Обучающийся привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения
|
Обучающийся назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом
|
Содержание программы
Раздел I. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества
Игры по темам «Что делать с агрессией и гневом», «Учимся сотрудничеству», «Проблемы можно решить»
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Раздел II. Основы проектной деятельности
Что такое команда? Как работать в команде? От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный.
Раздел III. Работа над проектом
Работа над групповыми и индивидуальными проектами
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
| ||
Всего
|
Теория
|
Практика
| ||
I четверть.
1. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества
|
8
|
8
| ||
1.1
|
Игры по теме: «Что делать с агрессией?»
|
1
|
1
| |
1.2.
|
Игры по теме: «Что делать с агрессией?»
|
1
|
1
| |
1.3.
|
Игры по теме: «Учимся сотрудничеству»
|
1
|
1
| |
1.4.
|
Игры по теме: «Учимся сотрудничеству»
|
1
|
1
| |
1.5.
|
Игры по теме: «Учимся сотрудничеству»
|
1
|
1
| |
1.6.
|
Игры по теме: «Проблемы можно решать»
|
1
|
1
| |
1.7.
|
Игры по теме: «Проблемы можно решать»
|
1
|
1
| |
1.8.
|
Обобщающее занятие «Чему мы научились»
|
1
|
1
| |
II четверть.
2 Основы проектной деятельности
|
8
|
2
|
6
| |
2.1.
|
Проект? Проект!
Какими бывают проекты
(Задание: подумай, что ты можешь сделать к новогоднему празднику)
|
1
|
1
| |
2.2
|
Что такое команда? Как работать в команде?
(групповая работа на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе)
|
1
|
1
| |
2.3.
|
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»
(Учимся выбирать дополнительную литературу)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.4.
|
Развитие умения задавать вопросы
(Предлагается текст, картина, ситуация и т. д.)
|
1
|
1
| |
2.5.
|
Наблюдение как способ выявления проблем
Мы в школе. Мы на улице. Мы в городе. И т. д. (Какие проблемы можно выявить)
|
1
|
1
| |
2.6.
|
Что такое аннотация к прочитанной книге. Публичное выступление. Культура выступления
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.7.
|
Работа над проектом «Новогодняя поделка»
|
1
|
1
| |
2.8.
|
Защита проекта «Новогодняя поделка»
|
1
|
1
| |
III четверть.
3. Работа над проектами
|
9
|
3
|
6
| |
3.1.
|
Работа над проектом «Моя семья»
|
1
|
1
| |
3.2.
|
Работа над проектом «Моя семья»
|
1
|
1
| |
3.3
|
Презентация проекта (защита)
|
1
|
1
| |
3.4.
|
Работа над проектом «Птицы наши друзья»
|
1
|
1
| |
3.5.
|
Работа над проектом «Птицы наши друзья»
|
1
|
1
| |
3.6.
|
Презентация проекта (защита)
|
1
|
1
| |
3.7.
|
Работа над проектом «Мой путь к здоровью»
|
1
|
1
| |
3.8.
|
Работа над проектом «Мой путь к здоровью»
|
1
|
1
| |
3.9.
|
Презентация проекта (защита)
|
1
|
1
| |
IV четверть.
Работа над проектами
|
8
|
2,5
|
5,5
| |
1.
|
Работа над проектом «Моё любимое число»
|
1
|
1
| |
2.
|
Работа над проектом «Моё любимое число»
|
1
|
1
| |
3.
|
Презентация проекта (защита)
|
1
|
1
| |
4.
|
Работа над проектом «Составляем сборник загадок»
|
1
|
1
| |
5.
|
Работа над проектом «Составляем сборник загадок»
|
1
|
1
| |
6.
|
Презентация проекта (защита)
|
1
|
1
| |
7.
|
Индивидуальный проект по самостоятельно выбранной теме
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8.
|
Защита индивидуального проекта по самостоятельно выбранной теме
|
1
|
1
|
Литература:
1. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностейучащихся/ — Британский совет;Департамент образования и науки администрации Самарской области, 2003г.
2. Голуб Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики/ -
Британский совет;Департамент образования и науки администрации Самарской области, 2004 г.
3. Н.И.Иглина, А.В.Горячев. Всё узнаю, всё смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе — М: Баласс,2010 г.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М.: АПК и ПРО,2002
5. Новикова Е.Б.Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы. ж. «Управление начальной школой» №3 /2010 г.
6. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе. ж. «Начальная школа плюс До и После» №1/2009г.
7. Чуракова О.В.Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы. Основы проектной деятельности. — Самара: Профи, 2003 г.
8. Метод проектов. Электронный ресурс.htt://edugaxy.intel.ru/ index.php?ast=ele-mentsCODE=about
9. Рохлов В.С.. Электронный ресурс htt://bio.1september.ru/ articlef.php?ID=200501404
10. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. Электронный ресурс htt:/pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/ite-mid,6/
11.Чечина Е.С.Программа кружка. Мои первые проекты. Электронный ресурс.
12. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Электронный ресурс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий