КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ  (Гильбух)
Опросник «Мой класс»
Может использоваться во II - VII классах.
Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).
Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:
Суммы баллов:
степень удовлетворенности (У) — 10;
степень конфликтности (К) — 9;
степень сплоченности (С) — 12.
Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.
 При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.
Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»
Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):
Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» — балл 1, а при ответе «Нет» — балл 3.
По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.
Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.
В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 — для удовлетворенности, 9 — для конфликтности, 12 — для сплоченности.
Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).
Бланк опросника «Мой класс»
| Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня | Обведи кружочком свой ответ | Для учителя | |
| 1. Ребятам нравится учиться в нашем классе | да | нет | 3 | 
| 2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом | да | нет | 1 | 
| 3. В нашем классе каждый ученик — мой друг | да | нет | 1 | 
| 4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы | да | нет | О 1 | 
| 5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками | да | нет | 3 | 
| 6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу | да | нет | О3 | 
| 7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу | да | нет | 1 | 
| 8. Многие дети в нашем классе любят драться | да | нет | 3 | 
| 9. Все ученики в нашем классе — друзья | да | нет | О3 | 
| 10. Некоторые ученики не любят свой класс | да | нет | |
| 11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем | да | нет | 1 | 
| 12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу | да | нет | 3 | 
| 13. Наш класс веселый | да | нет | |
| 14. Дети в нашем классе много ссорятся | да | нет | |
| 15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья | да | нет | |
Тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель»
 Может быть использован начиная с III класса. Вариант в скобках используется в средних и старших классах. Каждому ученику предлагается бланк со следующими незаконченными предложениями:
Описанный тест принадлежит к категории проективных. В тестах этой категории стимулы, ни которые должен реагировать испытуемый, специально подбираются как можно более неопределенные. Это-то как раз и побуждает испытуемых в своих ответах выражать ("проецировать") свои, порой самые сокровенные, мысли, чувства, настроения. Таков и данный тест. С его помощью можно определить настроения учеников, степень их удовлетворенности школьной жизнью, психологический климат в классе и т.п.
При обобщении результатов тестирования по каждому незаконченному утверждению определяется процент учеников, чьи ответы отразили положительные установки, оценки и настроения, и процент учеников, чьи ответы по данному вопросу выразили отрицательные установки. Затем определяется количество вопросов, по которым более 50 процентов учеников выразили положительные установки. Этот показатель и используется при оценке уровня нравственного развития учащихся сравниваемых классов, а также прогресса, достигнутого в этом отношении определенным классом за более или менее продолжительный отрезок времени (не менее одной учебной четверти).
1. Я учусь наилучшим образом, если_______________________________________
______________________________________________________________________
2. Я больше всего счастлив, когда мой учитель (мои учителя)__________________
______________________________________________________________________
3. В нашем классе совместная работа с одноклассниками является______________
______________________________________________________________________
4. Мой учитель (учителя) думает (думают), что я ___________________________
______________________________________________________________________
5. Когда я задаю вопросы, мой учитель (учителя)___________________________
______________________________________________________________________
6. Когда я теряюсь, мои учитель (учителя)__________________________________
______________________________________________________________________
7. Hаш класс является___________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Больше всего в своём учителе (своих учителях) мне нравится________________
______________________________________________________________________
9. Когда я хорошо справляюсь с заданием, мои учитель (мои учителя)__________
______________________________________________________________________
10. Меньше всего в моем классе мне нравится_______________________________
______________________________________________________________________
11. Только мои учителя__________________________________________________
12. Больше всего в моем классе мне нравится_______________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий