Друг или враг?
(По М. Садовскому.)

1. От мороза всем достается. Мороз и под шубой холодит и пальцы леденит. Зазеваешься —нос отморозишь. Зимой автомашину трудно завести. Корабли вмерзли в лед — ждут весны. Значит, мороз враг? Конечно.
2. А если не будет мороза? Не будет зимы. Не кататься с горки на санках и на лыжах не бегать! Не поешь мороженого! Холод помогает строить города, летать в космос, лечить от болезней.
Значит, мороз друг? Конечно.
Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. 
(75 слов.)
Орфография: 
- глаголы 2-го лица единственного числа и неопределенной формы; 
- не с глаголом; 
- глухие и звонкие согласные на конце слова; 
- проверяемые гласные в корне слова; 
- вопросительные и восклицательные предложения.
Анализ. 
- Почему холод можно назвать другом человека? 
- В каких делах холод нам помощник? 
- Почему без мороза нам было бы скучно? 
- А почему мороз можно назвать врагом?
Первая часть статьи используется на уроке русского языка для грамматического разбора (глаголы), и текст остается в тетрадях учеников.
На уроке изложения учащиеся, прослушав статью полностью, озаглавливают отрывок, имеющийся в тетради. Учитель читает статью вторично, и дети доводят план до конца.
Примерный план: 
1. Мороз — наш враг. 
2. А если не будет мороза? 
3. Что помогает делать холод?
     Пересказ обязателен, с соблюдением вопросительных и восклицательных интонаций, соответственно содержанию.
Слова для справок: мороженое, космос, сразу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий