Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Мы познакомим вас с интересными фонетическими явлениями, которые чаще всего встречаются в поэтических произведениях, где они помогают ощутить особое звучание стиха.
В русском языке есть немало слов, которые самим своим звучанием напоминают «музыку» окружающей нас жизни (шуршать, охать, чирикать и т.д.). Такие слова называются ономатопеями (от гр. onomatopeia – словотворчество).
Мы познакомим вас с интересными фонетическими явлениями, которые чаще всего встречаются в поэтических произведениях, где они помогают ощутить особое звучание стиха.
Прочитайте вслух знаменитые строки А.С. Пушкина:
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой...
Не правда ли, действительно, есть, чем восхититься, ведь перед нами не только зримая, но и слышимая картина, мы как будто слышим, как шипит искристое шампанское. А строка поэта К.Д. Бальмонта «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши», или знаменитое описание появления ночных призраков в балладе «Людмила» В.А. Жуковского:
Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Легким, светлым хороводом
В цепь воздушную свились...
И здесь мы чутко улавливаем и тихий шёпот камышей, и таинственные звуки ночи.
Не только представить, но и услышать музыку стиха нам помогает звукопись – особая система звуковых повторов, подобранных с расчётом назвукоподражание.
Звукоподражание – это употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления (шорох, свист, шипение и.т.д.).
|
В русском языке есть немало слов, которые самим своим звучанием напоминают «музыку» окружающей нас жизни (шуршать, охать, чирикать и т.д.). Такие слова называются ономатопеями (от гр. onomatopeia – словотворчество).
В поэзии же используются разнообразные фонетические приёмы усиления выразительности речи. В зависимости от характера повторяющихся звуков различают два основных типа звуковых повторов: аллитерацию и ассонанс.
Повторение однородных согласных, придающих стиху особую звуковую интонацию и выразительность, называется аллитерацией. Это самый распространённый вид звукового повтора в русском языке.
В стихотворении К.Д. Бальмонта «Чёлн томленья» этот приём помогает нам услышать и
вздохи ветра, и шум волн, набегающих на берег и играющих галькой:
вздохи ветра, и шум волн, набегающих на берег и играющих галькой:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Ассонансом же называется повтор гласных. Ярким примером ассонанса является строчка К.Н. Батюшкова: «Любви и очи и ланиты», – около которой А.С. Пушкин написал: «Звуки италианского! Что за чудотворец этот Батюшков!»
Часто в одном и том же тексте аллитерация и ассонанс используются параллельно. Как, например, в стихотворении М.И. Цветаевой:
Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане,
Зелена – значит, лето в начале!
Синева – до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!
Повтор гласных (а, е) и согласных (л, н, з, ч) в этом стихотворении передаёт буйство красок лета.
Читая поэтические строки, внимательно вчитывайтесь и чутко вслушивайтесь в них, и прекрасный мир русской поэзии предстанет перед вами во всём его многообразии!
(Вестник Олимпиады "Светозар", N5)
ЛИТЕРАТУРА 1. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.,1988. 2. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся. М., 1985. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий