Цель реализации
основной
образовательной программы начального
общего образования — обеспечение
выполнения требований Стандарта.
Достижение
поставленной цели при
разработке и реализации образовательным
учреждением основной образовательной
программы начального общего образования
предусматривает решение следующих
основных задач:
• формирование
общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
• обеспечение
планируемых результатов по освоению
выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося
младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния
здоровья;
• становление
и развитие личности в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
• обеспечение
преемственности начального общего и
основного общего образования;
• достижение
планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
начального общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечение
доступности получения качественного
начального общего образования;
• выявление
и развитие способностей обучающихся,
в том числе одарённых детей, через
систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию общественно полезной
деятельности;
• организация
интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
• участие
обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических
работников и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• использование
в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного
типа;
• предоставление
обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
• включение
обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной
среды (населённого пункта, района,
города).
В
основе реализации основной образовательной
программы лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает:
• воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального
состава;
• переход
к стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития
обучающихся;
• ориентацию
на достижение цели и основного результата
образования — развитие личности
обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания
и освоения мира;
• признание
решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества
в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;
• учёт
индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения при
определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
• обеспечение
преемственности дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего и профессионального
образования;
• разнообразие
индивидуальных образовательных
траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося (в том числе
одарённых детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих
рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм учебного
сотрудничества и расширение зоны
ближайшего развития.
Основная
образовательная программа формируется
с учётом особенностей первой ступени
общего образования как фундамента всего
последующего обучения. Начальная школа
— особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с
изменением при поступлении в школу
ведущей деятельности ребёнка — с
переходом к учебной деятельности (при
сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся
социальной по содержанию;
• с
освоением новой социальной позиции,
расширением сферы взаимодействия
ребёнка с окружающим миром, развитием
потребностей в общении, познании,
социальном признании и самовыражении;
• с
принятием и освоением ребёнком новой
социальной роли ученика, выражающейся
в формировании внутренней позиции
школьника, определяющей новый образ
школьной жизни и перспективы личностного
и познавательного развития;
• с
формированием у школьника основ умения
учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять
цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность,
осуществлять её контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
• с
изменением при этом самооценки ребёнка,
которая приобретает черты адекватности
и рефлексивности;
• с
моральным развитием, которое существенным
образом связано с характером сотрудничества
со взрослыми и сверстниками, общением
и межличностными отношениями дружбы,
становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения.
Учитываются
также характерные для младшего школьного
возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные
психологические новообразования,
формируемые на данной ступени образования:
словесно-логическое мышление, произвольная
смысловая память, произвольное внимание,
письменная речь, анализ, рефлексия
содержания, оснований и способов
действий, планирование и умение
действовать во внутреннем плане,
знаково-символическое мышление,
осуществляемое как моделирование
существенных связей и отношений объектов;
• развитие
целенаправленной и мотивированной
активности обучающегося, направленной
на овладение учебной деятельностью,
основой которой выступает формирование
устойчивой системы учебно-познавательных
и социальных мотивов и личностного
смысла учения.
При
определении стратегических характеристик
основной образовательной программы
учитываются существующий разброс в
темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной
деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, речи, моторике и т. д.,
связанные с возрастными, психологическими
и физиологическими индивидуальными
особенностями детей младшего школьного
возраста.
При
этом успешность и своевременность
формирования указанных новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств
личности связываются с активной позицией
учителя, а также с адекватностью
построения образовательного процесса
и выбора условий и методик обучения,
учитывающих описанные выше особенности
первой ступени общего образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий