За последние
десятилетия в обществе произошли
кардинальные изменения в представлении
о целях образования и путях их реализации.
От признания знаний, умений и навыков
как основных итогов образования произошёл
переход к пониманию обучения как процесса
подготовки обучающихся к реальной
жизни, к тому, чтобы занять активную
позицию, успешно решать жизненные
задачи, уметь сотрудничать и работать
в группе, быть готовым к быстрому
переучиванию в ответ на обновление
знаний и требования рынка труда.
По сути,
происходит переход от обучения как
преподнесения учителем обучающимся
системы знаний к активному решению
проблем с целью выработки определённых
решений; от освоения отдельных учебных
предметов к полидисциплинарному
(межпредметному) изучению сложных
жизненных ситуаций; к сотрудничеству
учителя и обучающихся в ходе овладения
знаниями, к активному участию учеников
в выборе содержания и методов обучения.
Этот переход обусловлен сменой ценностных
ориентиров образования.
Ценностные
ориентиры начального общего образования
конкретизируют личностный, социальный
и государственный заказ системе
образования, выраженный в Требованиях
к результатам освоения основной
образовательной программы, и отражают
следующие целевые установки системы
начального общего образования:
— чувства
сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние
общества;
— восприятия
мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей,
религий; уважения истории и культуры
каждого народа;
• доброжелательности,
доверия и внимания к людям, готовности
к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи тем, кто в ней нуждается;
• уважения
к окружающим — умения слушать и слышать
партнёра, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения
с учётом позиций всех участников;
• развитие
ценностно-смысловой сферы личности
на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
— принятия
и уважения ценностей семьи и образовательного
учреждения, коллектива и общества и
стремления следовать им;
— ориентации
в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развития этических
чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
— формирования
эстетических чувств и чувства прекрасного
через знакомство с национальной,
отечественной и мировой художественной
культурой;
• развитие
умения учиться как
первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
— развитие
широких познавательных интересов,
инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
— формирование
умения учиться и способности к организации
своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
• развитие
самостоятельности, инициативы и
ответственности личности
как условия её самоактуализации:
— формирование
самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к себе, готовности открыто
выражать и отстаивать свою позицию,
критичности к своим поступкам и умения
адекватно их оценивать;
— развитие
готовности к самостоятельным поступкам
и действиям, ответственности за их
результаты;
— формирование
целеустремлённости и настойчивости в
достижении целей, готовности к преодолению
трудностей, жизненного оптимизма;
— формирование
умения противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности и
общества, в пределах своих возможностей,
в частности проявлять избирательность
к информации, уважать частную жизнь и
результаты труда других людей.
Реализация
ценностных ориентиров общего образования
в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе
формирования общих учебных умений,
обобщённых способов действия обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных
задач и возможность саморазвития
обучающихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий