Программа
духовно-нравственного развития и
воспитания направлена на организацию
нравственного уклада школьной жизни,
включающего воспитательную, учебную,
внеучебную, социально значимую
деятельность обучающихся, основанного
на системе духовных идеалов, ценностей,
моральных приоритетов, реализуемого в
совместной социально-педагогической
деятельности школы, семьи и других
субъектов общественной жизни.
Программа
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся является
концептуальной и методической основой
для разработки и реализации образовательным
учреждением собственной программы
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования с учётом
культурно-исторических, этнических,
конфессиональных, социально-экономических,
демографических и иных особенностей
региона, запросов семей и других субъектов
образовательного процесса. Программа
конкретизирует задачи, ценности,
планируемые результаты, а также формы
воспитания и социализации обучающихся,
взаимодействия с семьёй, учреждениями
дополнительного образования, общественными
организациями, определяет развитие
ученического самоуправления, участие
обучающихся в деятельности детско-
юношеских движений и объединений,
спортивных и творческих клубов.
Педагогическая
организация процесса духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
предусматривает согласование усилий
многих социальных субъектов:
образовательного учреждения, семьи,
учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта, традиционных
религиозных организаций и общественных
объединений, включая детско-юношеские
движения и организации.
Ведущая,
ценностно и содержательно определяющая
роль в создании социально открытого,
нравственного уклада школьной жизни
принадлежит педагогическому коллективу
образовательного учреждения.
Целью
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования является
социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества
как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее и будущее своей страны,
укоренённого в духовных и культурных
традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Задачи
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования:
В
области формирования личностной
культуры:
• формирование
способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности
на основе нравственных установок и
моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной
духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»;
• укрепление
нравственности, основанной на свободе
воли и духовных отечественных традициях,
внутренней установке личности школьника
поступать согласно своей совести;
• формирование
основ нравственного самосознания
личности (совести) — способности
младшего школьника формулировать
собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим
и чужим поступкам;
• формирование
нравственного смысла учения;
• формирование
основ морали — осознанной обучающимся
необходимости определённого поведения,
обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном
и недопустимом, укрепление у обучающегося
позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие
обучающимся базовых национальных
ценностей, национальных и этнических
духовных традиций;
• формирование
эстетических потребностей, ценностей
и чувств;
• формирование
способности открыто выражать и отстаивать
свою нравственно оправданную позицию,
проявлять критичность к собственным
намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование
способности к самостоятельным поступкам
и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, к принятию
ответственности за их результаты;
• развитие
трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата.
В
области формирования социальной
культуры:
• формирование
основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение
веры в Россию, в свой народ, чувства
личной ответственности за Отечество;
• воспитание
ценностного отношения к своему
национальному языку и культуре;
• формирование
патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие
навыков организации и осуществления
сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении
общих проблем;
• укрепление
доверия к другим людям;
• развитие
доброжелательности и эмоциональной
отзывчивости, понимания других людей
и сопереживания им;
• становление
гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
• формирование
осознанного и уважительного отношения
к традиционным российским религиям и
религиозным организациям, к вере и
религиозным убеждениям;
• формирование
толерантности и основ культуры
межэтнического общения, уважения к
языку, культурным, религиозным традициям,
истории и образу жизни представителей
народов России.
В
области формирования семейной культуры:
• формирование
отношения к семье как основе российского
общества;
• формирование
у обучающегося уважительного отношения
к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим;
• формирование
представления о семейных ценностях,
гендерных семейных ролях и уважения к
ним;
• знакомство
обучающегося с культурно-историческими
и этническими традициями российской
семьи.
Образовательное
учреждение может конкретизировать
общие задачи духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся для
более полного достижения национального
воспитательного идеала с учётом
национальных и региональных условий и
особенностей организации образовательного
процесса, потребностей обучающихся и
их родителей (законных представителей).
2.3.2.
Основные направления и ценностные
основы духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
Общие задачи
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования
классифицированы по направлениям,
каждое из которых, будучи тесно связанным
с другими, раскрывает одну из существенных
сторон духовно-нравственного развития
личности гражданина России.
Каждое из
направлений духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
основано на определённой системе базовых
национальных ценностей и должно
обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся осуществляется
по следующим направлениям:
• Воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям
человека.
Ценности:
любовь к России, своему народу, своему
краю; служение Отечеству; правовое
государство; гражданское общество;
закон и правопорядок; поликультурный
мир; свобода личная и национальная;
доверие к людям, институтам государства
и гражданского общества.
• Воспитание
нравственных чувств и этического
сознания.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл
жизни; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; уважение к родителям;
уважение достоинства человека,
равноправие, ответственность и чувство
долга; забота и помощь, мораль, честность,
щедрость, забота о старших и младших;
свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере,
духовной культуре и светской этике.
• Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к
учению, труду, жизни.
Ценности:
уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине;
целеустремлённость и настойчивость;
бережливость; трудолюбие.
• Воспитание
ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое
воспитание).
Ценности:
родная земля; заповедная природа;
планета Земля; экологическое сознание.
• Воспитание
ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Ценности:
красота; гармония; духовный мир
человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления
духовно-нравственного развития и
воспитания важны, дополняют друг друга
и обеспечивают развитие личности на
основе отечественных духовных,
нравственных и культурных традиций.
Образовательное учреждение может
отдавать приоритет тому или иному
направлению духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина
России, конкретизировать в соответствии
с указанными основными направлениями
и системой ценностей задачи, виды и
формы деятельности на ступени начального
общего образования.
2.3.3.
Принципы и особенности организации
содержания духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
Принцип
ориентации на идеал.
Идеал — это высшая ценность, совершенное
состояние человека, семьи, школьного
коллектива, социальной группы, общества,
высшая норма нравственных отношений,
превосходная степень нравственного
представления о должном. Идеалы определяют
смыслы воспитания, то, ради чего оно
организуется. Идеалы сохраняются в
традициях и служат основными ориентирами
человеческой жизни, духовно-нравственного
и социального развития личности. В
содержании программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
начальной школы должны быть актуализированы
определённые идеалы, хранящиеся в
истории нашей страны, в культурах народов
России, в том числе в религиозных
культурах, в культурных традициях
народов мира. Воспитательные идеалы
поддерживают единство уклада школьной
жизни, придают ему нравственные измерения,
обеспечивают возможность согласования
деятельности различных субъектов
воспитания и социализации.
Аксиологический
принцип.
Ценности определяют основное содержание
духовно-нравственного развития и
воспитания личности младшего школьника.
Любое содержание обучения, общения,
деятельности может стать содержанием
воспитания, если оно отнесено к
определённой ценности. Педагогическая
организация нравственного уклада
школьной жизни начинается с определения
той системы ценностей, которая лежит в
основе воспитательного процесса,
раскрывается в его содержании и
сознательное усвоение которой обучающимися
осуществляется в процессе их
духовно-нравственного развития.
Принцип
следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод
нравственного воспитания. Пример — это
возможная модель выстраивания отношений
ребёнка с другими людьми и с самим собой,
образец ценностного выбора, совершённого
значимым другим. Содержание учебного
процесса, внеучебной и внешкольной
деятельности должно быть наполнено
примерами нравственного поведения.
Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребёнка,
побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нём нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребёнку
реальную возможность следования идеалу
в жизни. В примерах демонстрируется
устремлённость людей к вершинам духа,
персонифицируются, наполняются конкретным
жизненным содержанием идеалы и ценности.
Особое значение для духовно-нравственного
развития обучающегося имеет пример
учителя.
Принцип
идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление
себя со значимым другим, стремление
быть похожим на него. В младшем школьном
возрасте преобладает образно-эмоциональное
восприятие действительности, развиты
механизмы подражания, эмпатии, способность
к идентификации. В этом возрасте выражена
ориентация на персонифицированные
идеалы — яркие, эмоционально привлекательные
образы людей (а также природных явлений,
живых и неживых существ в образе
человека), неразрывно связанные с той
ситуацией, в которой они себя проявили.
Персонифицированные идеалы являются
действенным средством нравственного
воспитания ребёнка.
Принцип
диалогического общения.
В формировании ценностных отношений
большую роль играет диалогическое
общение младшего школьника со сверстниками,
родителями (законными представителями),
учителем и другими значимыми взрослыми.
Наличие значимого другого в воспитательном
процессе делает возможным его организацию
на диалогической основе. Диалог исходит
из признания и безусловного уважения
права воспитанника свободно выбирать
и сознательно присваивать ту ценность,
которую он полагает как истинную. Диалог
не допускает сведения нравственного
воспитания к морализаторству и
монологической проповеди, но предусматривает
его организацию средствами свободного,
равноправного межсубъектного общения.
Выработка личностью собственной системы
ценностей, поиск смысла жизни невозможны
вне диалогического общения человека с
другим человеком, ребёнка со значимым
взрослым.
Принцип
полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития
и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомерно-деятельностный характер.
Младший школьник включён в различные
виды социальной, информационной,
коммуникативной активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко
противоречивые ценности и мировоззренческие
установки. Деятельность различных
субъектов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации
при ведущей роли образовательного
учреждения должна быть по возможности
согласована на основе цели, задач и
ценностей программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования.
Принцип
системно-деятельностной организации
воспитания.
Воспитание, направленное на
духовно-нравственное развитие обучающихся
и поддерживаемое всем укладом школьной
жизни, включает в себя организацию
учебной, внеучебной, общественно значимой
деятельности младших школьников.
Интеграция содержания различных видов
деятельности обучающихся в рамках
программы их духовно-нравственного
развития и воспитания осуществляется
на основе воспитательных идеалов и
ценностей. Каждая из ценностей
педагогически определяется как вопрос,
разрешение которого превращается в
воспитательную задачу. Что есть Отечество?
семья? милосердие? закон? честь? Понимание
— это ответ на вопрос. Оно достигается
через выяснение общественного значения
ценностей и открытие их личностного
смысла. Для решения воспитательных
задач обучающиеся вместе с педагогами
и родителями (законными представителями),
иными субъектами воспитания и социализации
обращаются к содержанию:
• общеобразовательных
дисциплин;
• произведений
искусства;
• периодической
литературы, публикаций, радио- и
телепередач, отражающих современную
жизнь;
• духовной
культуры и фольклора народов России;
• истории,
традиций и современной жизни своей
Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного
опыта своих родителей (законных
представителей) и прародителей;
• общественно
полезной и личностно значимой деятельности
в рамках педагогически организованных
социальных и культурных практик;
• других
источников информации и научного знания.
Решение этих
задач предполагает, что при разработке
предметных программ и учебников в их
содержании должны гармонично сочетаться
специальные и культурологические
знания, отражающие многонациональный
характер российского народа.
Таким образом,
содержание разных видов учебной,
семейной, общественно значимой
деятельности интегрируется вокруг
сформулированной в виде вопроса-задачи
ценности. В свою очередь, ценности
последовательно раскрываются в содержании
образовательного процесса и всего
уклада школьной жизни. Ценности не
локализованы в содержании отдельного
учебного предмета, формы или вида
образовательной деятельности. Они
пронизывают всё содержание образования,
весь уклад школьной жизни, всю многоплановую
деятельность обучающегося как человека,
личности, гражданина. Система идеалов
и ценностей создаёт смысловую основу
пространства духовно-нравственного
развития личности. В этом пространстве
снимаются барьеры между отдельными
учебными предметами, между школой и
семьёй, школой и обществом, школой и
жизнью.
Перечисленные
принципы определяют концептуальную
основу уклада школьной жизни. Сам по
себе этот уклад формален. Придаёт ему
жизненную, социальную, культурную,
нравственную силу педагог.
Обучающийся
испытывает большое доверие к учителю.
Для него слова учителя, поступки, ценности
и оценки имеют нравственное значение.
Именно педагог не только словами, но и
всем своим поведением, своей личностью
формирует устойчивые представления
ребёнка о справедливости, человечности,
нравственности, об отношениях между
людьми. Характер отношений между
педагогом и детьми во многом определяет
качество духовно-нравственного развития
и воспитания последних.
Родители
(законные представители), так же как и
педагог, подают ребёнку первый пример
нравственности. Пример имеет огромное
значение в духовно-нравственном развитии
и воспитании личности.
Необходимо
обеспечивать наполнение всего уклада
жизни обучающегося множеством примеров
нравственного поведения, которые широко
представлены в отечественной и мировой
истории, истории и культуре традиционных
религий, истории и духовно-нравственной
культуре народов Российской Федерации,
литературе и различных видах искусства,
сказках, легендах и мифах. В содержании
каждого из основных направлений
духовно-нравственного развития и
воспитания должны быть широко представлены
примеры духовной, нравственной,
ответственной жизни как из прошлого,
так и из настоящего, в том числе получаемые
при общении обучающихся с людьми, в
жизни которых есть место духовному
служению и моральному поступку.
Наполнение
уклада школьной жизни нравственными
примерами активно противодействует
тем образцам циничного, аморального,
откровенно разрушительного поведения,
которые в большом количестве и
привлекательной форме обрушивают на
детское сознание компьютерные игры,
телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной
жизни моделирует пространство культуры
с абсолютным приоритетом традиционных
нравственных начал. Учитель через уклад
школьной жизни вводит ребёнка в мир
высокой культуры. Но принять ту или иную
ценность ребёнок должен сам, через
собственную деятельность. Поэтому
педагогическая поддержка нравственного
самоопределения младшего школьника
есть одно из условий его духовно-нравственного
развития. В процессе нравственного
самоопределения пробуждается самое
главное в человеке — совесть, его
нравственное самосознание.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание должны преодолевать
изоляцию детства, обеспечивать полноценное
социальное созревание младших школьников.
Необходимо формировать и стимулировать
стремление ребёнка включиться в посильное
решение проблем школьного коллектива,
своей семьи, села, города, микрорайона,
находить возможности для совместной
общественно полезной деятельности
детей и взрослых, младших и старших
детей.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся,
содержание их деятельности должны
раскрывать перед ними их возможное
будущее. В условиях изоляции мира детства
и виртуальной зрелости детей их
собственное будущее превратилось в
реальную проблему: они его недостаточно
осознают, потому что мало действуют,
нередко «застревают» в пространстве
собственных переживаний, компьютерных
игр, телевидения, индустрии развлечений,
проживают чужую жизнь, умаляя при этом
свою собственную. Важным условием
духовно-нравственного развития и
полноценного социального созревания
является соблюдение равновесия между
самоценностью детства и своевременной
социализацией. Первое раскрывает для
человека его внутренний идеальный мир,
второе — внешний, реальный. Соединение
внутреннего и внешнего миров происходит
через осознание и усвоение ребёнком
моральных норм, поддерживающих, с одной
стороны, нравственное здоровье личности,
с другой — бесконфликтное, конструктивное
взаимодействие человека с другими
людьми.
• элементарные
представления о политическом устройстве
Российского государства, его институтах,
их роли в жизни общества, важнейших
законах государства;
• представления
о символах государства — Флаге, Гербе
России, о флаге и гербе субъекта Российской
Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
• элементарные
представления об институтах гражданского
общества, о возможностях участия граждан
в общественном управлении;
• элементарные
представления о правах и обязанностях
гражданина России;
• интерес
к общественным явлениям, понимание
активной роли человека в обществе;
• уважительное
отношение к русскому языку как
государственному, языку межнационального
общения;
• ценностное
отношение к своему национальному языку
и культуре;
• начальные
представления о народах России, об их
общей исторической судьбе, о единстве
народов нашей страны;
• элементарные
представления о национальных героях и
важнейших событиях истории России и её
народов;
• интерес
к государственным праздникам и важнейшим
событиям в жизни России, субъекта
Российской Федерации, края (населённого
пункта), в котором находится образовательное
учреждение;
• стремление
активно участвовать в делах класса,
школы, семьи, своего села, города;
• любовь
к образовательному учреждению, своему
селу, городу, народу, России;
• уважение
к защитникам Родины;
• умение
отвечать за свои поступки;
• негативное
отношение к нарушениям порядка в классе,
дома, на улице, к невыполнению человеком
своих обязанностей.
• первоначальные
представления о базовых национальных
российских ценностях;
• различение
хороших и плохих поступков;
• представления
о правилах поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в населённом
пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные
представления о религиозной картине
мира, роли традиционных религий в
развитии Российского государства, в
истории и культуре нашей страны;
• уважительное
отношение к родителям, старшим,
доброжелательное отношение к сверстникам
и младшим;
• установление
дружеских взаимоотношений в коллективе,
основанных на взаимопомощи и взаимной
поддержке;
• бережное,
гуманное отношение ко всему живому;
• знание
правил этики, культуры речи;
• стремление
избегать плохих поступков, не капризничать,
не быть упрямым; умение признаться в
плохом поступке и проанализировать
его;
• представления
о возможном негативном влиянии на
морально-психологическое состояние
человека компьютерных игр, кинофильмов,
телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное
отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и
действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных
передач.
• первоначальные
представления о нравственных основах
учёбы, ведущей роли образования, труда
и значении творчества в жизни человека
и общества;
• уважение
к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные
представления об основных профессиях;
• ценностное
отношение к учёбе как виду творческой
деятельности;
• элементарные
представления о роли знаний, науки,
современного производства в жизни
человека и общества;
• первоначальные
навыки коллективной работы, в том числе
при разработке и реализации учебных и
учебно-трудовых проектов;
• умение
проявлять дисциплинированность,
последовательность и настойчивость в
выполнении учебных и учебно-трудовых
заданий;
• умение
соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное
отношение к результатам своего труда,
труда других людей, к школьному имуществу,
учебникам, личным вещам;
• отрицательное
отношение к лени и небрежности в труде
и учёбе, небережливому отношению к
результатам труда людей.
• развитие
интереса к природе, природным явлениям
и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе;
• ценностное
отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный
опыт природоохранительной деятельности;
• бережное
отношение к растениям и животным.
Воспитание
ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
• представления
о душевной и физической красоте человека;
• формирование
эстетических идеалов, чувства прекрасного;
умение видеть красоту природы, труда и
творчества;
• интерес
к чтению, произведениям искусства,
детским спектаклям, концертам, выставкам,
музыке;
• интерес
к занятиям художественным творчеством;
• стремление
к опрятному внешнему виду;
• отрицательное
отношение к некрасивым поступкам и
неряшливости.
• получение
первоначальных представлений о
Конституции Российской Федерации,
ознакомление с государственной символикой
— Гербом, Флагом Российской Федерации,
гербом и флагом субъекта Российской
Федерации, в котором находится
образовательное учреждение (на плакатах,
картинах, в процессе бесед, чтения книг,
изучения предметов, предусмотренных
базисным учебным планом);
• ознакомление
с героическими страницами истории
России, жизнью замечательных людей,
явивших примеры гражданского служения,
исполнения патриотического долга, с
обязанностями гражданина (в процессе
бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов,
путешествий по историческим и памятным
местам, сюжетно-ролевых игр гражданского
и историко- патриотического содержания,
изучения основных и вариативных учебных
дисциплин);
• ознакомление
с историей и культурой родного края,
народным творчеством, этнокультурными
традициями, фольклором, особенностями
быта народов России (в процессе бесед,
сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов,
творческих конкурсов, фестивалей,
праздников, экскурсий, путешествий,
туристско-краеведческих экспедиций,
изучения вариативных учебных дисциплин);
• знакомство
с важнейшими событиями в истории нашей
страны, содержанием и значением
государственных праздников (в процессе
бесед, проведения классных часов,
просмотра учебных фильмов, участия в
подготовке и проведении мероприятий,
посвящённых государственным праздникам);
• знакомство
с деятельностью общественных организаций
патриотической и гражданской
направленности, детско-юношеских
движений, организаций, сообществ, с
правами гражданина (в процессе посильного
участия в социальных проектах и
мероприятиях, проводимых детско-юношескими
организациями);
• участие
в просмотре учебных фильмов, отрывков
из художественных фильмов, проведении
бесед о подвигах Российской армии,
защитниках Отечества, подготовке и
проведении игр военно-патриотического
содержания, конкурсов и спортивных
соревнований, сюжетно-ролевых игр на
местности, встреч с ветеранами и
военнослужащими;
• получение
первоначального опыта межкультурной
коммуникации с детьми и взрослыми —
представителями разных народов России,
знакомство с особенностями их культур
и образа жизни (в процессе бесед, народных
игр, организации и проведения
национально-культурных праздников);
• участие
во встречах и беседах с выпускниками
своей школы, ознакомление с биографиями
выпускников, явивших собой достойные
примеры гражданственности и патриотизма.
• получение
первоначального представления о базовых
ценностях отечественной культуры,
традиционных моральных нормах российских
народов (в процессе изучения учебных
инвариантных и вариативных предметов,
бесед, экскурсий, заочных путешествий,
участия в творческой деятельности,
такой, как театральные постановки,
литературно-музыкальные композиции,
художественные выставки и др., отражающие
культурные и духовные традиции народов
России);
• ознакомление
по желанию обучающихся и с согласия
родителей (законных представителей) с
деятельностью традиционных религиозных
организаций (путём проведения экскурсий
в места богослужения, добровольного
участия в подготовке и проведении
религиозных праздников, встреч с
религиозными деятелями);
• участие
в проведении уроков этики, внеурочных
мероприятий, направленных на формирование
представлений о нормах морально-нравственного
поведения, игровых программах, позволяющих
школьникам приобретать опыт ролевого
нравственного взаимодействия;
• ознакомление
с основными правилами поведения в школе,
общественных местах, обучение распознаванию
хороших и плохих поступков (в процессе
бесед, классных часов, просмотра учебных
фильмов, наблюдения и обсуждения в
педагогически организованной ситуации
поступков, поведения разных людей);
• усвоение
первоначального опыта нравственных
взаимоотношений в коллективе класса и
образовательного учреждения — овладение
навыками вежливого, приветливого,
внимательного отношения к сверстникам,
старшим и младшим детям, взрослым,
обучение дружной игре, взаимной поддержке,
участию в коллективных играх, приобретение
опыта совместной деятельности;
• посильное
участие в делах благотворительности,
милосердия, в оказании помощи нуждающимся,
заботе о животных, других живых существах,
природе;
• получение
первоначальных представлений о
нравственных взаимоотношениях в семье
(участие в беседах о семье, о родителях
и прародителях);
• расширение
опыта позитивного взаимодействия в
семье (в процессе проведения открытых
семейных праздников, выполнения и
презентации совместно с родителями
(законными представителями) творческих
проектов, проведения других мероприятий,
раскрывающих историю семьи, воспитывающих
уважение к старшему поколению, укрепляющих
преемственность между поколениями).
• получение
первоначальных представлений о роли
знаний, труда и значении творчества в
жизни человека и общества в процессе
изучения учебных дисциплин и проведения
внеурочных мероприятий;
• участие
в экскурсиях по микрорайону, городу для
ознакомления с различными видами труда,
профессиями (в ходе экскурсий на
производственные предприятия, встреч
с представителями разных профессий);
• знакомство
с профессиями своих родителей (законных
представителей) и прародителей, участие
в организации и проведении презентаций
«Труд наших родных»;
• получение
первоначальных навыков сотрудничества,
ролевого взаимодействия со сверстниками,
старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой
деятельности (в ходе сюжетно-ролевых
экономических игр, посредством создания
игровых ситуаций по мотивам различных
профессий, проведения внеурочных
мероприятий (праздники труда, ярмарки,
конкурсы, города мастеров, организации
детских фирм и т. д.), раскрывающих перед
детьми широкий спектр профессиональной
и трудовой деятельности);
• приобретение
опыта уважительного и творческого
отношения к учебному труду (посредством
презентации учебных и творческих
достижений, стимулирования творческого
учебного труда, предоставления обучающимся
возможностей творческой инициативы в
учебном труде);
• освоение
навыков творческого применения знаний,
полученных при изучении учебных предметов
на практике (в рамках предмета «Технология»,
участия в разработке и реализации
различных проектов);
• приобретение
начального опыта участия в различных
видах общественно полезной деятельности
на базе образовательного учреждения и
взаимодействующих с ним учреждений
дополнительного образования, других
социальных институтов (занятие народными
промыслами, природоохранительная
деятельность, работа творческих и
учебно-производственных мастерских,
трудовые акции, деятельность школьных
производственных фирм, других трудовых
и творческих общественных объединений
как младших школьников, так и
разновозрастных, как в учебное, так и в
каникулярное время);
• приобретение
умений и навыков самообслуживания в
школе и дома;
• участие
во встречах и беседах с выпускниками
своей школы, знакомство с биографиями
выпускников, показавших достойные
примеры высокого профессионализма,
творческого отношения к труду и жизни.
• усвоение
элементарных представлений об
экокультурных ценностях, о традициях
этического отношения к природе в культуре
народов России, других стран, нормах
экологической этики, об экологически
грамотном взаимодействии человека с
природой (в ходе изучения инвариантных
и вариативных учебных дисциплин, бесед,
просмотра учебных фильмов);
• получение
первоначального опыта эмоционально-чувственного
непосредственного взаимодействия с
природой, экологически грамотного
поведения в природе (в ходе экскурсий,
прогулок, туристических походов и
путешествий по родному краю);
• получение
первоначального опыта участия в
природоохранной деятельности (в школе
и на пришкольном участке, экологические
акции, десанты, высадка растений, создание
цветочных клумб, очистка доступных
территорий от мусора, подкормка птиц и
т. д.), в деятельности школьных
экологических центров, лесничеств,
экологических патрулей; участие в
создании и реализации коллективных
природоохранных проектов;
• посильное
участие в деятельности детско-юношеских
общественных экологических организаций;
• усвоение
в семье позитивных образцов взаимодействия
с природой: при поддержке родителей
(законных представителей) расширение
опыта общения с природой, заботы о
животных и растениях, участие вместе с
родителями (законными представителями)
в экологической деятельности по месту
жительства.
Воспитание
ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
• получение
элементарных представлений об эстетических
идеалах и художественных ценностях
культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных
учебных дисциплин, посредством встреч
с представителями творческих профессий,
экскурсий на художественные производства,
к памятникам зодчества и на объекты
современной архитектуры, ландшафтного
дизайна и парковых ансамблей, знакомства
с лучшими произведениями искусства в
музеях, на выставках, по репродукциям,
учебным фильмам);
• ознакомление
с эстетическими идеалами, традициями
художественной культуры родного края,
с фольклором и народными художественными
промыслами (в ходе изучения вариативных
дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой
деятельности, внеклассных мероприятий,
включая шефство над памятниками культуры
вблизи образовательного учреждения,
посещение конкурсов и фестивалей
исполнителей народной музыки,
художественных мастерских, театрализованных
народных ярмарок, фестивалей народного
творчества, тематических выставок);
• освоение
навыков видеть прекрасное в окружающем
мире, природе родного края, в том, что
окружает обучающихся в пространстве
образовательного учреждения и дома,
сельском и городском ландшафте, в природе
в разное время суток и года, в различную
погоду; разучивание стихотворений,
знакомство с картинами, участие в
просмотре учебных фильмов, фрагментов
художественных фильмов о природе,
городских и сельских ландшафтах; развитие
умения понимать красоту окружающего
мира через художественные образы;
• освоение
навыков видеть прекрасное в поведении
и труде людей, знакомство с местными
мастерами прикладного искусства,
наблюдение за их работой (участие в
беседах «Красивые и некрасивые поступки»,
«Чем красивы люди вокруг нас», в беседах
о прочитанных книгах, художественных
фильмах, телевизионных передачах,
компьютерных играх); развитие умения
различать добро и зло, отличать красивое
от безобразного, плохое от хорошего,
созидательное от разрушительного;
• получение
первоначального опыта самореализации
в различных видах творческой деятельности,
умения выражать себя в доступных видах
и формах художественного творчества
(на уроках художественного труда и в
системе учреждений дополнительного
образования);
• участие
вместе с родителями (законными
представителями) в проведении выставок
семейного художественного творчества,
музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой
деятельности, реализации культурно-досуговых
программ, включая посещение объектов
художественной культуры с последующим
представлением в образовательном
учреждении своих впечатлений и созданных
по мотивам экскурсий творческих работ;
• получение
элементарных представлений о стиле
одежды как способе выражения душевного
состояния человека;
• участие
в художественном оформлении помещений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий