2.1.3.
Связь универсальных учебных действий
с содержанием учебных предметов
Формирование
универсальных учебных действий,
обеспечивающих решение задач
общекультурного, ценностно-личностного,
познавательного развития обучающихся,
реализуется в рамках целостного
образовательного процесса в ходе
изучения системы учебных предметов и
дисциплин, в метапредметной деятельности,
организации форм учебного сотрудничества
и решения важных задач жизнедеятельности
обучающихся1.
На ступени
начального общего образования имеет
особое значение обеспечение при
организации учебного процесса
сбалансированного развития у обучающихся
логического, наглядно-образного и
знаково-символического мышления,
исключающее риск развития формализма
мышления, формирования псевдологического
мышления. Существенную роль в этом
играют такие учебные предметы, как
«Литературное чтение», «Технология»,
«Изобразительное искусство», «Музыка».
Каждый учебный
предмет в зависимости от предметного
содержания и релевантных способов
организации учебной деятельности
обучающихся раскрывает определённые
возможности для формирования универсальных
учебных действий.
В частности,
учебные предметы
«Русский язык», «Родной язык»
обеспечивают формирование познавательных,
коммуникативных и регулятивных действий.
Работа с текстом открывает возможности
для формирования логических действий
анализа, сравнения, установления
причинно-следственных связей. Ориентация
в морфологической и синтаксической
структуре языка и усвоение правил
строения слова и предложения, графической
формы букв обеспечивают развитие
знаково-символических действий —
замещения (например, звука буквой),
моделирования (например, состава слова
путём составления схемы) и преобразования
модели (видоизменения слова). Изучение
русского и родного языка создаёт условия
для формирования языкового чутья как
результата ориентировки ребёнка в
грамматической и синтаксической
структуре родного языка и обеспечивает
успешное развитие адекватных возрасту
форм и функций речи, включая обобщающую
и планирующую функции.
«Литературное
чтение», «Литературное чтение на родном
языке».
Требования к результатам изучения
учебного предмета включают формирование
всех видов универсальных учебных
действий: личностных, коммуникативных,
познавательных и регулятивных (с
приоритетом развития ценностно-смысловой
сферы и коммуникации).
Литературное
чтение — осмысленная, творческая
духовная деятельность, которая
обеспечивает освоение идейно-нравственного
содержания художественной литературы,
развитие эстетического восприятия.
Важнейшей функцией восприятия
художественной литературы является
трансляция духовно-нравственного опыта
общества через коммуникацию системы
социальных личностных смыслов,
раскрывающих нравственное значение
поступков героев литературных
произведений. На ступени начального
общего образования важным средством
организации понимания авторской позиции,
отношения автора к героям произведения
и отображаемой действительности является
выразительное чтение.
Учебные
предметы «Литературное чтение»,
«Литературное чтение на родном языке»
обеспечивают формирование следующих
универсальных учебных действий:
• смыслообразования
через прослеживание судьбы героя и
ориентацию обучающегося в системе
личностных смыслов;
• самоопределения
и самопознания на основе сравнения
образа «Я» с героями литературных
произведений посредством
эмоционально-действенной идентификации;
• основ
гражданской идентичности путём знакомства
с героическим историческим прошлым
своего народа и своей страны и переживания
гордости и эмоциональной сопричастности
подвигам и достижениям её граждан;
• эстетических
ценностей и на их основе эстетических
критериев;
• нравственно-этического
оценивания через выявление морального
содержания и нравственного значения
действий персонажей;
• эмоционально-личностной
децентрации на основе отождествления
себя с героями произведения, соотнесения
и сопоставления их позиций, взглядов и
мнений;
• умения
понимать контекстную речь на основе
воссоздания картины событий и поступков
персонажей;
• умения
произвольно и выразительно строить
контекстную речь с учётом целей
коммуникации, особенностей слушателя,
в том числе используя аудиовизуальные
средства;
• умения
устанавливать логическую причинно-следственную
последовательность событий и действий
героев произведения;
• умения
строить план с выделением существенной
и дополнительной информации.
«Математика
и информатика».
На ступени начального общего образования
этот учебный предмет является основой
развития у обучающихся познавательных
универсальных действий, в первую очередь
логических и алгоритмических. В процессе
знакомства с математическими отношениями,
зависимостями у школьников формируются
учебные действия планирования
последовательности шагов при решении
задач; различения способа и результата
действия; выбора способа достижения
поставленной цели; использования
знаково-символических средств для
моделирования математической ситуации,
представления информации; сравнения и
классификации (например, предметов,
чисел, геометрических фигур) по
существенному основанию. Особое значение
имеет математика для формирования
общего приёма решения задач как
универсального учебного действия.
Формирование
моделирования как универсального
учебного действия осуществляется в
рамках практически всех учебных предметов
на этой ступени образования. В процессе
обучения обучающийся осваивает систему
социально принятых знаков и символов,
существующих в современной культуре и
необходимых как для его обучения, так
и для социализации.
«Окружающий
мир».
Этот предмет выполняет интегрирующую
функцию и обеспечивает формирование у
обучающихся целостной научной картины
природного и социокультурного мира,
отношений человека с природой, обществом,
другими людьми, государством, осознания
своего места в обществе, создавая основу
становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской
гражданской идентичности личности.
В сфере
личностных универсальных действий
изучение предмета «Окружающий мир»
обеспечивает формирование когнитивного,
эмоционально-ценностного и деятельностного
компонентов гражданской российской
идентичности:
• формирование
умения различать государственную
символику Российской Федерации и своего
региона, описывать достопримечательности
столицы и родного края, находить на
карте Российскую Федерацию, Москву —
столицу России, свой регион и его столицу;
ознакомление с особенностями некоторых
зарубежных стран;
• формирование
основ исторической памяти — умения
различать в историческом времени
прошлое, настоящее, будущее; ориентации
в основных исторических событиях своего
народа и России и ощущения чувства
гордости за славу и достижения своего
народа и России; умения фиксировать в
информационной среде элементы истории
семьи, своего региона;
• формирование
основ экологического сознания, грамотности
и культуры учащихся, освоение элементарных
норм адекватного природосообразного
поведения;
• развитие
морально-этического сознания — норм и
правил взаимоотношений человека с
другими людьми, социальными группами
и сообществами.
В сфере
личностных универсальных учебных
действий изучение предмета способствует
принятию обучающимися правил здорового
образа жизни, пониманию необходимости
здорового образа жизни в интересах
укрепления физического, психического
и психологического здоровья.
Изучение
данного предмета способствует формированию
общепознавательных универсальных
учебных действий:
• овладению
начальными формами исследовательской
деятельности, включая умение поиска и
работы с информацией;
• формированию
действий замещения и моделирования
(использование готовых моделей для
объяснения явлений или выявления свойств
объектов и создания моделей);
• формированию
логических действий сравнения, подведения
под понятия, аналогии, классификации
объектов живой и неживой природы на
основе внешних признаков или известных
характерных свойств; установления
причинно-следственных связей в окружающем
мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного
края.
«Изобразительное
искусство».
Развивающий потенциал этого предмета
связан с формированием личностных,
познавательных, регулятивных действий.
Моделирующий
характер изобразительной деятельности
создаёт условия для формирования
общеучебных действий, замещения и
моделирования явлений и объектов
природного и социокультурного мира в
продуктивной деятельности обучающихся.
Такое моделирование является основой
развития познания ребёнком мира и
способствует формированию логических
операций сравнения, установления
тождества и различий, аналогий,
причинно-следственных связей и отношений.
При создании продукта изобразительной
деятельности особые требования
предъявляются к регулятивным действиям
— целеполаганию как формированию
замысла, планированию и организации
действий в соответствии с целью, умению
контролировать соответствие выполняемых
действий способу, внесению коррективов
на основе предвосхищения будущего
результата и его соответствия замыслу.
В сфере
личностных действий приобщение к мировой
и отечественной культуре и освоение
сокровищницы изобразительного искусства,
народных, национальных традиций,
искусства других народов обеспечивают
формирование гражданской идентичности
личности, толерантности, эстетических
ценностей и вкусов, новой системы
мотивов, включая мотивы творческого
самовыражения, способствуют развитию
позитивной самооценки и самоуважения
обучающихся.
«Технология».
Специфика этого предмета и его значимость
для формирования универсальных учебных
действий обусловлены:
• ключевой
ролью предметно-преобразовательной
деятельности как основы формирования
системы универсальных учебных действий;
• значением
универсальных учебных действий
моделирования и планирования, которые
являются непосредственным предметом
усвоения в ходе выполнения различных
заданий по курсу (так, в ходе решения
задач на конструирование обучающиеся
учатся использовать схемы, карты и
модели, задающие полную ориентировочную
основу выполнения предложенных заданий
и позволяющие выделять необходимую
систему ориентиров);
• специальной
организацией процесса планомерно-поэтапной
отработки предметно-преобразовательной
деятельности обучающихся в генезисе и
развитии психологических новообразований
младшего школьного возраста — умении
осуществлять анализ, действовать во
внутреннем умственном плане; рефлексией
как осознанием содержания и оснований
выполняемой деятельности;
• широким
использованием форм группового
сотрудничества и проектных форм работы
для реализации учебных целей курса;
• формированием
первоначальных элементов ИКТ-компетентности
обучающихся.
Изучение
технологии обеспечивает реализацию
следующих целей:
• формирование
картины мира материальной и духовной
культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей деятельности
человека;
• развитие
знаково-символического и пространственного
мышления, творческого и репродуктивного
воображения на основе развития способности
обучающегося к моделированию и отображению
объекта и процесса его преобразования
в форме моделей (рисунков, планов, схем,
чертежей);
• развитие
регулятивных действий, включая
целеполагание; планирование (умение
составлять план действий и применять
его для решения задач); прогнозирование
(предвосхищение будущего результата
при различных условиях выполнения
действия); контроль, коррекция и оценка;
• формирование
внутреннего плана на основе поэтапной
отработки предметно-преобразующих
действий;
• развитие
планирующей и регулирующей функций
речи;
• развитие
коммуникативной компетентности
обучающихся на основе организации
совместно-продуктивной деятельности;
• развитие
эстетических представлений и критериев
на основе изобразительной и художественной
конструктивной деятельности;
• формирование
мотивации успеха и достижений младших
школьников, творческой самореализации
на основе эффективной организации
предметно-преобразующей символико-моделирующей
деятельности;
• ознакомление
обучающихся с миром профессий и их
социальным значением, историей их
возникновения и развития как первая
ступень формирования готовности к
предварительному профессиональному
самоопределению;
• формирование
ИКТ-компетентности обучающихся, включая
ознакомление с правилами жизни людей
в мире информации: избирательность в
потреблении информации, уважение к
личной информации другого человека, к
процессу познания учения, к состоянию
неполного знания и другим аспектам.
1
Типовые задачи для диагностики
сформированности личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий
приводятся в книге: Как проектировать
универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя / Асмолов А. Г.,
Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.;
под ред. А. Г. Ас- молова. — М.: Просвещение,
2008.
Комментариев нет:
Отправить комментарий