2.3.3.
Принципы и особенности организации
содержания духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
Принцип
ориентации на идеал.
Идеал — это высшая ценность, совершенное
состояние человека, семьи, школьного
коллектива, социальной группы, общества,
высшая норма нравственных отношений,
превосходная степень нравственного
представления о должном. Идеалы определяют
смыслы воспитания, то, ради чего оно
организуется. Идеалы сохраняются в
традициях и служат основными ориентирами
человеческой жизни, духовно-нравственного
и социального развития личности. В
содержании программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
начальной школы должны быть актуализированы
определённые идеалы, хранящиеся в
истории нашей страны, в культурах народов
России, в том числе в религиозных
культурах, в культурных традициях
народов мира. Воспитательные идеалы
поддерживают единство уклада школьной
жизни, придают ему нравственные измерения,
обеспечивают возможность согласования
деятельности различных субъектов
воспитания и социализации.
Аксиологический
принцип.
Ценности определяют основное содержание
духовно-нравственного развития и
воспитания личности младшего школьника.
Любое содержание обучения, общения,
деятельности может стать содержанием
воспитания, если оно отнесено к
определённой ценности. Педагогическая
организация нравственного уклада
школьной жизни начинается с определения
той системы ценностей, которая лежит в
основе воспитательного процесса,
раскрывается в его содержании и
сознательное усвоение которой обучающимися
осуществляется в процессе их
духовно-нравственного развития.
Принцип
следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод
нравственного воспитания. Пример — это
возможная модель выстраивания отношений
ребёнка с другими людьми и с самим собой,
образец ценностного выбора, совершённого
значимым другим. Содержание учебного
процесса, внеучебной и внешкольной
деятельности должно быть наполнено
примерами нравственного поведения.
Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребёнка,
побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нём нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребёнку
реальную возможность следования идеалу
в жизни. В примерах демонстрируется
устремлённость людей к вершинам духа,
персонифицируются, наполняются конкретным
жизненным содержанием идеалы и ценности.
Особое значение для духовно-нравственного
развития обучающегося имеет пример
учителя.
Принцип
идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление
себя со значимым другим, стремление
быть похожим на него. В младшем школьном
возрасте преобладает образно-эмоциональное
восприятие действительности, развиты
механизмы подражания, эмпатии, способность
к идентификации. В этом возрасте выражена
ориентация на персонифицированные
идеалы — яркие, эмоционально привлекательные
образы людей (а также природных явлений,
живых и неживых существ в образе
человека), неразрывно связанные с той
ситуацией, в которой они себя проявили.
Персонифицированные идеалы являются
действенным средством нравственного
воспитания ребёнка.
Принцип
диалогического общения.
В формировании ценностных отношений
большую роль играет диалогическое
общение младшего школьника со сверстниками,
родителями (законными представителями),
учителем и другими значимыми взрослыми.
Наличие значимого другого в воспитательном
процессе делает возможным его организацию
на диалогической основе. Диалог исходит
из признания и безусловного уважения
права воспитанника свободно выбирать
и сознательно присваивать ту ценность,
которую он полагает как истинную. Диалог
не допускает сведения нравственного
воспитания к морализаторству и
монологической проповеди, но предусматривает
его организацию средствами свободного,
равноправного межсубъектного общения.
Выработка личностью собственной системы
ценностей, поиск смысла жизни невозможны
вне диалогического общения человека с
другим человеком, ребёнка со значимым
взрослым.
Принцип
полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития
и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомерно-деятельностный характер.
Младший школьник включён в различные
виды социальной, информационной,
коммуникативной активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко
противоречивые ценности и мировоззренческие
установки. Деятельность различных
субъектов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации
при ведущей роли образовательного
учреждения должна быть по возможности
согласована на основе цели, задач и
ценностей программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий