| 
№
    п/п | 
Базовые
    компетентности педагога | 
Характеристики
    компетентностей | 
Показатели
    оценки компетентности | 
| 
1.
    Личностные качества | |||
| 
1.1 | 
Вера
    в силы 
и
    возможности 
обучающихся | Данная
    компетентность является выражением
    гуманистической позиции педагога.
    Она отражает основную задачу педагога
    — раскрывать потенциальные возможности
    обучающихся. Данная компетентность
    определяет позицию педагога в отношении
    успехов обучающихся. Вера в силы и
    возможности обучающихся снимает
    обвинительную позицию в отношении
    обучающегося, свидетельствует о
    готовности поддерживать ученика,
    искать пути и методы, отслеживающие
    успешность его деятельности. Вера в
    силы и возможности ученика есть
    отражение любви к обучающемуся. Можно
    сказать, что любить ребёнка — значит
    верить в его возможности,
    создавать условия для разворачивания
    этих сил в образовательной деятельности | 
— Умение
    создавать ситуацию успеха для
    обучающихся; 
— умение
    осуществлять грамотное педагогическое
    оценивание, мобилизующее академическую
    активность; 
— умение
    находить положительные стороны у
    каждого обучающегося, строить
    образовательный процесс с опорой на
    эти стороны, поддерживать позитивные
    силы развития;— умение
    разрабатывать индивидуально
    ориентированные образовательные
    проекты | 
| 
1.2 | Интерес
    к внутреннему миру обучающихся | Интерес
    к внутреннему миру обучающихся
    предполагает не просто знание их
    индивидуальных
    и возрастных особенностей, но и
    выстраивание всей педагогической | 
— Умение
    составить устную и письменную
    характеристику обучающегося, отражающую
    разные аспекты его внутреннего мира; 
— умение
    выяснить индивидуальные предпочтения
    (индивидуальные образовательные
    потребности), возможности ученика,
    трудности, с которыми он стал-кивается; 
— умение
    построить индивидуализированную
    образовательную программу;— умение
    показать личностный смыслобучения
    с учётом индивидуальных характеристик
    внутреннего мира | 
| 
1.3 | Открытость
    к принятию других позиций, точек
    зрения (неидеологизированное
    мышление педагога) | Открытость
    к принятию других позиций и точек
    зрения предполагает, что педагог не
    считает свою точку зрения единственно
    правильной. Он интересуется мнением
    других и готов их поддерживать в
    случаях достаточной аргументации.
    Педагог готов гибко реагировать на
    высказывания обучающегося, включая
    изменение собственной позиции | 
—
    Убеждённость,
    что истина может быть не одна; 
— интерес
    к мнениям и позициям других;— учёт
    других точек зрения в процессе
    оценивания обучающихся | 
| 
1.4 | 
Общая
    культура | Определяет
    характер и стиль педагогической
    деятельности. Заключается в знаниях
    педагога об основных формах материальной
    и духовной жизни человека. Во многом
    определяет успешность педагогического
    общения, позицию педагога в глазах
    обучающихся | 
—
    Ориентация
    в основных сферах материальной и
    духовной жизни; 
— знание
    материальных и духовных интересов
    молодёжи; 
—
    возможность
    продемонстрировать свои достижения; 
—
    руководство
    кружками и секциями | 
| 
1.5 | Эмоциональная
    устойчивость | Определяет
    характер отношений в учебном процессе,
    особенно в ситуациях конфликта.
    Способствует сохранению объективности
    оценки обучающихся. Определяет
    эффективность владения классом | 
— В
    трудных ситуациях педагог сохраняет
    спокойствие; 
—
    эмоциональный
    конфликт не влияет на объективность
    оценки;— педагог
    не стремится избежать эмоционально
    напряжённых ситуаций | 
| 
1.6 | Позитивная
    направленность на педагогическую
    деятельность.
    Уверенность в себе | В
    основе данной компетентности лежит
    вера в собственные силы, собственную
    эффективность. Способствует позитивным
    отношениям с коллегами и обучающимися.
    Определяет позитивную направленность
    на педагогическую деятельность | 
— Осознание
    целей и ценностей педагогической
    деятельности; 
—
    позитивное
    настроение; 
— желание
    работать; 
—
    высокая
    профессиональная самооценка | 
| 
2.
    Постановка целей и задач педагогической
    деятельности | |||
| 
2.1 | Умение
    перевести тему урока в
    педагогическую задачу | Основная
    компетенция, обеспечивающая эффективное
    целеполагание в учебном процессе.
    Обеспечивает реализацию субъект-субъектного
    подхода, ставит обучающегося в позицию
    субъекта деятельности,
    лежит в основе формирования творческой
    личности | 
— Знание
    образовательных стандартов и
    реализующих их программ; 
— осознание
    нетождественности темы урока и цели
    урока;— владение
    конкретным набором способов перевода
    темы в задачу | 
| 
2.2 | Умение
    ставить педагогические цели и задачи
    сообразно возрастным и индивидуальным
    особенностям
    обучающихся | Данная
    компетентность является конкретизацией
    предыдущей. Она направлена на
    индивидуализацию обучения и благодаря
    этому связана с мотивацией и общей
    успешностью | 
— Знание
    возрастных особенностей обучающихся;— владение
    методами перевода цели в учебную
    задачу в конкретном возрасте | 
| 
3.
    Мотивация учебной деятельности | |||
| 
3.1 | Умение
    обеспечить успех
    в деятельности | Компетентность,
    позволяющая обучающемуся поверить
    в свои силы, утвердить себя в глазах
    окружающих, один из главных
    способов обеспечить позитивную
    мотивацию учения | 
— Знание
    возможностей конкретных учеников; 
—
    постановка
    учебных задач в соответствии с
    возможностями ученика;— демонстрация
    успехов обучающихся родителям,
    одноклассникам | 
| 
3.2 | Компетентность
    в педагогическом
    оценивании | Педагогическое
    оценивание служит реальным инструментом
    осознания обучающимся своих достижений
    и недоработок. Без знания своих
    результатов невозможно
    обеспечить субъектную позицию в
    образовании | 
— Знание
    многообразия педагогических оценок; 
—
    знакомство
    с литературой по данному вопросу;— владение
    различными методами оценивания и их
    применение | 
| 
3.3 | Умение
    превращать учебную задачу в
    личностно значимую | Это одна
    из важнейших компетентностей,
    обеспечивающих мотивацию учебной
    деятельности | 
— Знание
    интересов обучающихся, их внутреннего
    мира; 
—
    ориентация
    в культуре;— умение
    показать роль и значение изучаемого
    материала в реализации личных планов | 
| 
4.
    Информационная компетентность | |||
| 
4.1 | Компетентность
    в предмете преподавания | Глубокое
    знание предмета преподавания,
    сочетающееся с общей культурой
    педагога.
    Сочетание теоретического знания с
    видением его практического применения,
    что является предпосылкой установления
    личностной значимости учения | 
— Знание
    генезиса формирования предметного
    знания (история, персоналии, для
    решения каких проблем разрабатывалось); 
—
    возможности
    применения получаемых знаний для
    объяснения социальных и природных
    явлений; 
— владение
    методами решения различных задач;— свободное
    решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных,
    российских, международных | 
| 
4.2 | Компетентность
    в методах преподавания | Обеспечивает
    возможность эффективного усвоения
    знания и формирования умений,
    предусмотренных программой. Обеспечивает
    индивидуальный подход и развитие
    творческой личности | 
— Знание
    нормативных методов и методик; 
—
    демонстрация
    личностно ориентированных методов
    образования; 
— наличие
    своих находок и методов, авторской
    школы; 
— знание
    современных достижений в области
    методики обучения, в том числе
    использование новых информационных
    технологий;— использование
    в учебном процессе современных методов
    обучения | 
| 
4.3 | Компетентность
    в субъективных условиях деятельности
    (знание учеников
    и учебных коллективов) | 
Позволяет
    осуществлять индивидуальный подход
    к организации образовательного
    процесса. Служит условием гуманизации
    образования.
    Обеспечивает высокую мо-тивацию
    академической активности | 
— Знание
    теоретического материала по психологии,
    характеризующего индивидуальные
    особенности обучающихся; 
— владение
    методами диагностики индивидуальных
    особенностей (возможно, совместно со
    школьным психологом); 
—
    использование
    знаний по психологии в организации
    учебного процесса; 
— разработка
    индивидуальных проектов на основе
    личных характеристик обучающихся; 
— владение
    методами социометрии; 
— учёт
    особенностей учебных коллективов в
    педагогическом процессе;— знание
    (рефлексия) своих индивидуальных
    особенностей и их учёт в своей
    деятельности | 
| 
4.4 | Умение
    вести самостоятельный поиск
    информации | 
Обеспечивает
    постоянный профессиональный рост и
    творческий подход к педагогической
    деятельности. 
    Современная
    ситуация быстрого развития предметных
    областей, появление новых педагогических
    технологий предполагают непрерывное
    обновление собственных знаний и
    умений, что обеспечивает
    желание и умение вести самосто-ятельный
    поиск | 
—
    Профессиональная
    любознательность; 
— умение
    пользоваться различными ин- 
формационно-поисковыми
    технологиями;— использование
    различных баз данных в образовательном
    процессе | 
| 
5.
    Разработка программ педагогической
    деятельности и принятие педагогических
    решений | |||
| 
5.1 | Умение
    разработать образовательную программу,
    выбрать учебники и
    учебные комплекты | Умение
    разработать образовательную программу
    является базовым в системе
    профессиональных компетенций.
    Обеспечивает реализацию принципа
    академических свобод на основе
    индивидуальных образовательных
    программ. Без умения разрабатывать
    образовательные программы в современных
    условиях невозможно
    творчески организовать образовательный
    процесс. Образовательные программы
    выступают средствами целенаправленного
    влияния на развитие обучающихся.
    Компетентность в разработке
    образовательных программ позволяет
    осуществлять преподавание на различных
    уровнях обученности и развития
    обучающихся. Обоснованный выбор
    учебников и учебных комплектов
    является составной частью разработки
    образовательных программ, характер
    представляемого обоснования позволяет
    судить о стартовой готовности к началу
    педагогической деятельности, сделать
    вывод о готовности педагога
    учитывать индивидуальные характеристики
    обучающихся | 
— Знание
    образовательных стандартов и примерных
    программ; 
— наличие
    персонально разработанных образовательных
    программ: характеристика этих программ
    по содержанию, источникам информации;
    по материальной базе, на которой
    должны реализовываться программы;
    по учёту индивидуальных
    характеристик обучающихся; 
—
    обоснованность
    используемых образовательных программ; 
— участие
    обучающихся и их родителей в разработке
    образовательной программы,
    индивидуального учебного плана и
    индивидуального образовательного
    маршрута; 
— участие
    работодателей в разработке
    образовательной программы; 
— знание
    учебников и учебно-методических
    комплектов, используемых в образовательных
    учреждениях, рекомендованных органом
    управления образованием;— обоснованность
    выбора учебников и учебно-методических
    комплектов, используемых педагогом | 
| 
5.2 | Умение
    принимать решения в различных
    педагогических
    ситуациях | 
Педагогу
    приходится постоянно принимать
    решения: 
— как
    установить дисциплину; 
— как
    мотивировать академическую активность; 
— как
    вызвать интерес у конкретного ученика;— как
    обеспечить понимание и т. д. Разрешение
    педагогических проблем составляет
    суть педагогической деятельности.
    При решении проблем могут применяться
    как стандартные решения (решающие
    правила), так и творческие (креативные)
    или интуитивные | 
— Знание
    типичных педагогических ситуаций,
    требующих участия педагога для своего
    решения; 
— владение
    набором решающих правил, используемых
    для различных ситуаций; 
— владение
    критерием предпочтительности при
    выборе того или иного решающего
    правила; 
— знание
    критериев достижения цели; 
— знание
    нетипичных конфликтных ситуаций; 
— примеры
    разрешения конкретных педагогических
    ситуаций; 
—
    развитость
    педагогического мышления | 
| 
6.
    Компетенции в организации учебной
    деятельности | |||
| 
6.1 | Компетентность
    в установлении субъект-субъектных
    отношений | Является
    одной из ведущих в системе гуманистической
    педагогики. Предполагает способность
    педагога к взаимопониманию, установлению
    отношений сотрудничества, способность
    слушать и чувствовать, выяснять
    интересы и потребности других
    участников образовательного процесса,
    готовность вступать в помогающие
    отношения, позитивный настрой педагога | 
— Знание
    обучающихся; 
—
    компетентность
    в целеполагании; 
—
    предметная
    компетентность; 
—
    методическая
    компетентность; 
—
    готовность
    к сотрудничеству | 
| 
6.2 | Компетентность
    в обеспечении понимания педагогической
    задачи и
    способов деятельности | Добиться
    понимания учебного материала —
    главная задача педагога. Этого
    понимания можно достичь путём включения
    нового материала в систему уже
    освоенных знаний или умений и путём
    демонстрации
    практического применения изучаемого
    материала | 
— Знание
    того, что знают и понимают ученики; 
— свободное
    владение изучаемым материалом; 
—
    осознанное
    включение нового учебного материала
    в систему освоенных обучающимися
    знаний; 
—
    демонстрация
    практического применения изучаемого
    материала; 
—
    опора на
    чувственное восприятие | 
| 
6.3 | Компетентность
    в педагогическом
    оценивании | Обеспечивает
    процессы стимулирования учебной
    активности, создаёт условия для
    формирования самооценки, определяет
    процессы формирования личностного
    «Я» обучающегося, пробуждает творческие
    силы. Грамотное педагогическое
    оценивание должно направлять развитие
    обучающегося от внешней оценки к
    самооценке. Компетентность в оценивании
    других должна сочетаться с самооценкой
    педагога | 
— Знание
    функций педагогической оценки; 
— знание
    видов педагогической оценки; 
— знание
    того, что подлежит оцениванию в
    педагогической деятельности; 
    — владение
    методами педагогического оценивания; 
— умение
    продемонстрировать эти методы на
    конкретных примерах;— умение
    перейти от педагогического оценивания
    к самооценке | 
| 
6.4 | Компетентность
    в организации информационной основы
    деятельности
    обучающегося | Любая
    учебная задача разрешается, если
    обучающийся владеет необходимой для
    решения информацией и знает способ
    решения. Педагог должен обладать
    компетентностью в том, чтобы осуществить
    или
    организовать поиск необходимой для
    ученика информации | 
— Свободное
    владение учебным материалом; 
— знание
    типичных трудностей при изучении
    конкретных тем; 
—
    способность
    дать дополнительную информацию или
    организовать поиск дополнительной
    информации, необходимой для решения
    учебной задачи; 
— умение
    выявить уровень развития обучающихся; 
— владение
    методами объективного контроля и
    оценивания;— умение
    использовать навыки самооценки для
    построения информационной основы
    деятельности (ученик должен уметь
    определить, чего ему не хватает для
    решения задачи) | 
| 
6.5 | Компетентность
    в использовании современных средств
    и систем организации учебно-воспитательного
    процесса | Обеспечивает
    эффективность учебно-воспитательного
    процесса | 
— Знание
    современных средств и методов
    построения образовательного процесса; 
— умение
    использовать средства и методы
    обучения, адекватные поставленным
    задачам, уровню подготовленности
    обучающихся, их индивидуальным
    характеристикам;— умение
    обосновать выбранные методы и средства
    обучения | 
| 
6.6 | 
Компетентность 
в
    способах ум- 
ственной
    дея- 
тельности | 
Характеризует
    уровень владения педаго- 
гом
    и обучающимися системой интел- 
лектуальных
    операций | 
— Знание
    системы интеллектуальных операций; 
— владение
    интеллектуальными операциями; 
— умение
    сформировать интеллектуальные
    операции у учеников;— умение
    организовать использование
    интеллектуальных операций, адекватных
    решаемой задаче | 
Ребусы
- Главная страница
- Айкьюша
- Видео - 2 кл
- ВикторинаОнлайн
- Внеурочка
- В мире сказок
- Воспитание
- ВПР
- Грамота.РУ
- Дисциплина
- Ерошкина полянка
- Звуковой анализ слова (Фонетический разбор)
- Играемся!
- Изложение
- ИЗО
- ИКТ учителю
- Интерактивный калейдоскоп
- Календарь праздников
- Лит Чтение
- Музыка на уроке
- Образовательные тесты
- Обучалка
- Первоклассные родители
- Проверь себя
- Программа развития
- Презентации
- Разбор по составу
- Ребусы
- Реестр программ
- Русский язык в таблицах
- Самоучка
- Светофорчик
- Сказочные викторины
- Словарь фразеологизмов
- Словарь однокоренных слов
- Словарь синонимов
- Словарь русской идиоматики
- Стихи о Москве
- Создание тестов
- Словарные слова
- Солнечные лучики
- Стихи Юным гражданам
- Таблицы
- Тесты
- Толковый словарь Даля
- Толковый словарь Ожегова
- Тренажёры по русскому языку
- УМК "Школа России"
- Урок русского языка
- Учителя Донецка
- Фразеологизмы
- Числовые раскраски
- ЭлЖурнал
- ЭлУчебники
- Электронные учебники
пятница, 11 декабря 2015 г.
Базовые компетентности педагога
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий