№
п/п
|
Базовые
компетентности педагога
|
Характеристики
компетентностей
|
Показатели
оценки компетентности
|
1.
Личностные качества
|
|||
1.1
|
Вера
в силы
и
возможности
обучающихся
|
Данная
компетентность является выражением
гуманистической позиции педагога.
Она отражает основную задачу педагога
— раскрывать потенциальные возможности
обучающихся. Данная компетентность
определяет позицию педагога в отношении
успехов обучающихся. Вера в силы и
возможности обучающихся снимает
обвинительную позицию в отношении
обучающегося, свидетельствует о
готовности поддерживать ученика,
искать пути и методы, отслеживающие
успешность его деятельности. Вера в
силы и возможности ученика есть
отражение любви к обучающемуся. Можно
сказать, что любить ребёнка — значит
верить в его возможности,
создавать условия для разворачивания
этих сил в образовательной деятельности |
— Умение
создавать ситуацию успеха для
обучающихся;
— умение
осуществлять грамотное педагогическое
оценивание, мобилизующее академическую
активность;
— умение
находить положительные стороны у
каждого обучающегося, строить
образовательный процесс с опорой на
эти стороны, поддерживать позитивные
силы развития;
— умение
разрабатывать индивидуально
ориентированные образовательные
проекты |
1.2
|
Интерес
к внутреннему миру обучающихся |
Интерес
к внутреннему миру обучающихся
предполагает не просто знание их
индивидуальных
и возрастных особенностей, но и
выстраивание всей педагогической |
— Умение
составить устную и письменную
характеристику обучающегося, отражающую
разные аспекты его внутреннего мира;
— умение
выяснить индивидуальные предпочтения
(индивидуальные образовательные
потребности), возможности ученика,
трудности, с которыми он стал-кивается;
— умение
построить индивидуализированную
образовательную программу;
— умение
показать личностный смыслобучения
с учётом индивидуальных характеристик
внутреннего мира |
1.3
|
Открытость
к принятию других позиций, точек
зрения (неидеологизированное
мышление педагога) |
Открытость
к принятию других позиций и точек
зрения предполагает, что педагог не
считает свою точку зрения единственно
правильной. Он интересуется мнением
других и готов их поддерживать в
случаях достаточной аргументации.
Педагог готов гибко реагировать на
высказывания обучающегося, включая
изменение собственной позиции |
—
Убеждённость,
что истина может быть не одна;
— интерес
к мнениям и позициям других;
— учёт
других точек зрения в процессе
оценивания обучающихся |
1.4
|
Общая
культура
|
Определяет
характер и стиль педагогической
деятельности. Заключается в знаниях
педагога об основных формах материальной
и духовной жизни человека. Во многом
определяет успешность педагогического
общения, позицию педагога в глазах
обучающихся |
—
Ориентация
в основных сферах материальной и
духовной жизни;
— знание
материальных и духовных интересов
молодёжи;
—
возможность
продемонстрировать свои достижения;
—
руководство
кружками и секциями
|
1.5
|
Эмоциональная
устойчивость |
Определяет
характер отношений в учебном процессе,
особенно в ситуациях конфликта.
Способствует сохранению объективности
оценки обучающихся. Определяет
эффективность владения классом |
— В
трудных ситуациях педагог сохраняет
спокойствие;
—
эмоциональный
конфликт не влияет на объективность
оценки;
— педагог
не стремится избежать эмоционально
напряжённых ситуаций |
1.6
|
Позитивная
направленность на педагогическую
деятельность.
Уверенность в себе |
В
основе данной компетентности лежит
вера в собственные силы, собственную
эффективность. Способствует позитивным
отношениям с коллегами и обучающимися.
Определяет позитивную направленность
на педагогическую деятельность |
— Осознание
целей и ценностей педагогической
деятельности;
—
позитивное
настроение;
— желание
работать;
—
высокая
профессиональная самооценка
|
2.
Постановка целей и задач педагогической
деятельности
|
|||
2.1
|
Умение
перевести тему урока в
педагогическую задачу |
Основная
компетенция, обеспечивающая эффективное
целеполагание в учебном процессе.
Обеспечивает реализацию субъект-субъектного
подхода, ставит обучающегося в позицию
субъекта деятельности,
лежит в основе формирования творческой
личности |
— Знание
образовательных стандартов и
реализующих их программ;
— осознание
нетождественности темы урока и цели
урока;
— владение
конкретным набором способов перевода
темы в задачу |
2.2
|
Умение
ставить педагогические цели и задачи
сообразно возрастным и индивидуальным
особенностям
обучающихся |
Данная
компетентность является конкретизацией
предыдущей. Она направлена на
индивидуализацию обучения и благодаря
этому связана с мотивацией и общей
успешностью |
— Знание
возрастных особенностей обучающихся;
— владение
методами перевода цели в учебную
задачу в конкретном возрасте |
3.
Мотивация учебной деятельности
|
|||
3.1
|
Умение
обеспечить успех
в деятельности |
Компетентность,
позволяющая обучающемуся поверить
в свои силы, утвердить себя в глазах
окружающих, один из главных
способов обеспечить позитивную
мотивацию учения |
— Знание
возможностей конкретных учеников;
—
постановка
учебных задач в соответствии с
возможностями ученика;
— демонстрация
успехов обучающихся родителям,
одноклассникам |
3.2
|
Компетентность
в педагогическом
оценивании |
Педагогическое
оценивание служит реальным инструментом
осознания обучающимся своих достижений
и недоработок. Без знания своих
результатов невозможно
обеспечить субъектную позицию в
образовании |
— Знание
многообразия педагогических оценок;
—
знакомство
с литературой по данному вопросу;
— владение
различными методами оценивания и их
применение |
3.3
|
Умение
превращать учебную задачу в
личностно значимую |
Это одна
из важнейших компетентностей,
обеспечивающих мотивацию учебной
деятельности |
— Знание
интересов обучающихся, их внутреннего
мира;
—
ориентация
в культуре;
— умение
показать роль и значение изучаемого
материала в реализации личных планов |
4.
Информационная компетентность
|
|||
4.1
|
Компетентность
в предмете преподавания |
Глубокое
знание предмета преподавания,
сочетающееся с общей культурой
педагога.
Сочетание теоретического знания с
видением его практического применения,
что является предпосылкой установления
личностной значимости учения |
— Знание
генезиса формирования предметного
знания (история, персоналии, для
решения каких проблем разрабатывалось);
—
возможности
применения получаемых знаний для
объяснения социальных и природных
явлений;
— владение
методами решения различных задач;
— свободное
решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных,
российских, международных |
4.2
|
Компетентность
в методах преподавания |
Обеспечивает
возможность эффективного усвоения
знания и формирования умений,
предусмотренных программой. Обеспечивает
индивидуальный подход и развитие
творческой личности |
— Знание
нормативных методов и методик;
—
демонстрация
личностно ориентированных методов
образования;
— наличие
своих находок и методов, авторской
школы;
— знание
современных достижений в области
методики обучения, в том числе
использование новых информационных
технологий;
— использование
в учебном процессе современных методов
обучения |
4.3
|
Компетентность
в субъективных условиях деятельности
(знание учеников
и учебных коллективов) |
Позволяет
осуществлять индивидуальный подход
к организации образовательного
процесса. Служит условием гуманизации
образования.
Обеспечивает высокую мо-тивацию
академической активности
|
— Знание
теоретического материала по психологии,
характеризующего индивидуальные
особенности обучающихся;
— владение
методами диагностики индивидуальных
особенностей (возможно, совместно со
школьным психологом);
—
использование
знаний по психологии в организации
учебного процесса;
— разработка
индивидуальных проектов на основе
личных характеристик обучающихся;
— владение
методами социометрии;
— учёт
особенностей учебных коллективов в
педагогическом процессе;
— знание
(рефлексия) своих индивидуальных
особенностей и их учёт в своей
деятельности |
4.4
|
Умение
вести самостоятельный поиск
информации |
Обеспечивает
постоянный профессиональный рост и
творческий подход к педагогической
деятельности.
Современная
ситуация быстрого развития предметных
областей, появление новых педагогических
технологий предполагают непрерывное
обновление собственных знаний и
умений, что обеспечивает
желание и умение вести самосто-ятельный
поиск |
—
Профессиональная
любознательность;
— умение
пользоваться различными ин-
формационно-поисковыми
технологиями;
— использование
различных баз данных в образовательном
процессе |
5.
Разработка программ педагогической
деятельности и принятие педагогических
решений
|
|||
5.1
|
Умение
разработать образовательную программу,
выбрать учебники и
учебные комплекты
|
Умение
разработать образовательную программу
является базовым в системе
профессиональных компетенций.
Обеспечивает реализацию принципа
академических свобод на основе
индивидуальных образовательных
программ. Без умения разрабатывать
образовательные программы в современных
условиях невозможно
творчески организовать образовательный
процесс. Образовательные программы
выступают средствами целенаправленного
влияния на развитие обучающихся.
Компетентность в разработке
образовательных программ позволяет
осуществлять преподавание на различных
уровнях обученности и развития
обучающихся. Обоснованный выбор
учебников и учебных комплектов
является составной частью разработки
образовательных программ, характер
представляемого обоснования позволяет
судить о стартовой готовности к началу
педагогической деятельности, сделать
вывод о готовности педагога
учитывать индивидуальные характеристики
обучающихся |
— Знание
образовательных стандартов и примерных
программ;
— наличие
персонально разработанных образовательных
программ: характеристика этих программ
по содержанию, источникам информации;
по материальной базе, на которой
должны реализовываться программы;
по учёту индивидуальных
характеристик обучающихся;
—
обоснованность
используемых образовательных программ;
— участие
обучающихся и их родителей в разработке
образовательной программы,
индивидуального учебного плана и
индивидуального образовательного
маршрута;
— участие
работодателей в разработке
образовательной программы;
— знание
учебников и учебно-методических
комплектов, используемых в образовательных
учреждениях, рекомендованных органом
управления образованием;
— обоснованность
выбора учебников и учебно-методических
комплектов, используемых педагогом |
5.2
|
Умение
принимать решения в различных
педагогических
ситуациях |
Педагогу
приходится постоянно принимать
решения:
— как
установить дисциплину;
— как
мотивировать академическую активность;
— как
вызвать интерес у конкретного ученика;
— как
обеспечить понимание и т. д. Разрешение
педагогических проблем составляет
суть педагогической деятельности.
При решении проблем могут применяться
как стандартные решения (решающие
правила), так и творческие (креативные)
или интуитивные |
— Знание
типичных педагогических ситуаций,
требующих участия педагога для своего
решения;
— владение
набором решающих правил, используемых
для различных ситуаций;
— владение
критерием предпочтительности при
выборе того или иного решающего
правила;
— знание
критериев достижения цели;
— знание
нетипичных конфликтных ситуаций;
— примеры
разрешения конкретных педагогических
ситуаций;
—
развитость
педагогического мышления
|
6.
Компетенции в организации учебной
деятельности
|
|||
6.1
|
Компетентность
в установлении субъект-субъектных
отношений |
Является
одной из ведущих в системе гуманистической
педагогики. Предполагает способность
педагога к взаимопониманию, установлению
отношений сотрудничества, способность
слушать и чувствовать, выяснять
интересы и потребности других
участников образовательного процесса,
готовность вступать в помогающие
отношения, позитивный настрой педагога |
— Знание
обучающихся;
—
компетентность
в целеполагании;
—
предметная
компетентность;
—
методическая
компетентность;
—
готовность
к сотрудничеству
|
6.2
|
Компетентность
в обеспечении понимания педагогической
задачи и
способов деятельности |
Добиться
понимания учебного материала —
главная задача педагога. Этого
понимания можно достичь путём включения
нового материала в систему уже
освоенных знаний или умений и путём
демонстрации
практического применения изучаемого
материала |
— Знание
того, что знают и понимают ученики;
— свободное
владение изучаемым материалом;
—
осознанное
включение нового учебного материала
в систему освоенных обучающимися
знаний;
—
демонстрация
практического применения изучаемого
материала;
—
опора на
чувственное восприятие
|
6.3
|
Компетентность
в педагогическом
оценивании |
Обеспечивает
процессы стимулирования учебной
активности, создаёт условия для
формирования самооценки, определяет
процессы формирования личностного
«Я» обучающегося, пробуждает творческие
силы. Грамотное педагогическое
оценивание должно направлять развитие
обучающегося от внешней оценки к
самооценке. Компетентность в оценивании
других должна сочетаться с самооценкой
педагога |
— Знание
функций педагогической оценки;
— знание
видов педагогической оценки;
— знание
того, что подлежит оцениванию в
педагогической деятельности;
— владение
методами педагогического оценивания;
— умение
продемонстрировать эти методы на
конкретных примерах;
— умение
перейти от педагогического оценивания
к самооценке |
6.4
|
Компетентность
в организации информационной основы
деятельности
обучающегося |
Любая
учебная задача разрешается, если
обучающийся владеет необходимой для
решения информацией и знает способ
решения. Педагог должен обладать
компетентностью в том, чтобы осуществить
или
организовать поиск необходимой для
ученика информации |
— Свободное
владение учебным материалом;
— знание
типичных трудностей при изучении
конкретных тем;
—
способность
дать дополнительную информацию или
организовать поиск дополнительной
информации, необходимой для решения
учебной задачи;
— умение
выявить уровень развития обучающихся;
— владение
методами объективного контроля и
оценивания;
— умение
использовать навыки самооценки для
построения информационной основы
деятельности (ученик должен уметь
определить, чего ему не хватает для
решения задачи) |
6.5
|
Компетентность
в использовании современных средств
и систем организации учебно-воспитательного
процесса |
Обеспечивает
эффективность учебно-воспитательного
процесса |
— Знание
современных средств и методов
построения образовательного процесса;
— умение
использовать средства и методы
обучения, адекватные поставленным
задачам, уровню подготовленности
обучающихся, их индивидуальным
характеристикам;
— умение
обосновать выбранные методы и средства
обучения |
6.6
|
Компетентность
в
способах ум-
ственной
дея-
тельности
|
Характеризует
уровень владения педаго-
гом
и обучающимися системой интел-
лектуальных
операций
|
— Знание
системы интеллектуальных операций;
— владение
интеллектуальными операциями;
— умение
сформировать интеллектуальные
операции у учеников;
— умение
организовать использование
интеллектуальных операций, адекватных
решаемой задаче |
Ребусы
- Главная страница
- Айкьюша
- Видео - 2 кл
- ВикторинаОнлайн
- Внеурочка
- В мире сказок
- Воспитание
- ВПР
- Грамота.РУ
- Дисциплина
- Ерошкина полянка
- Звуковой анализ слова (Фонетический разбор)
- Играемся!
- Изложение
- ИЗО
- ИКТ учителю
- Интерактивный калейдоскоп
- Календарь праздников
- Лит Чтение
- Музыка на уроке
- Образовательные тесты
- Обучалка
- Первоклассные родители
- Проверь себя
- Программа развития
- Презентации
- Разбор по составу
- Ребусы
- Реестр программ
- Русский язык в таблицах
- Самоучка
- Светофорчик
- Сказочные викторины
- Словарь фразеологизмов
- Словарь однокоренных слов
- Словарь синонимов
- Словарь русской идиоматики
- Стихи о Москве
- Создание тестов
- Словарные слова
- Солнечные лучики
- Стихи Юным гражданам
- Таблицы
- Тесты
- Толковый словарь Даля
- Толковый словарь Ожегова
- Тренажёры по русскому языку
- УМК "Школа России"
- Урок русского языка
- Учителя Донецка
- Фразеологизмы
- Числовые раскраски
- ЭлЖурнал
- ЭлУчебники
- Электронные учебники
пятница, 11 декабря 2015 г.
Базовые компетентности педагога
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий