Выпускники
начальной школы осознают значимость
чтения для своего дальнейшего развития
и успешного обучения по другим предметам.
У учащихся будет формироваться потребность
в систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя. Младшие
школьники полюбят чтение художественных
произведений, которые помогут им
сформировать собственную позицию в
жизни, расширят кругозор.
Учащиеся
получат возможность познакомиться с
культурно-историческим наследием России
и общечеловеческими ценностями.
Младшие
школьники будут учиться полноценно
воспринимать художественную литературу,
эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника. Они получат
возможность воспринимать художественное
произведение как особый вид искусства,
соотносить его с другими видами искусства,
познакомятся с некоторыми коммуникативными
и эстетическими возможностями родного
языка, используемыми в художественных
произведениях.
К
концу обучения в начальной школе дети
будут готовы к дальнейшему обучению,
будет достигнут необходимый уровень
читательской компетентности, речевого
развития, сформированы универсальные
действия, отражающие учебную
самостоятельность и познавательные
интересы.
Выпускники
овладеют техникой чтения, приёмами
понимания прочитанного и прослушанного
произведения, элементарными приёмами
анализа, интерпретации и преобразования
художественных, научно-популярных и
учебных текстов. Научатся самостоятельно
выбирать интересующую литературу,
пользоваться словарями и справочниками,
осознают себя как грамотного читателя,
способного к творческой деятельности.
Школьники
научатся вести диалог в различных
коммуникативных ситуациях, соблюдая
правила речевого этикета, участвовать
в обсуждении прослушанного (прочитанного)
произведения. Они будут составлять
несложные монологические высказывания
о произведении (героях, событиях), устно
передавать содержание текста по плану,
составлять небольшие тексты
повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники
научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат
возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстниками,
родителями, педагогами) с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный
ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники
начальной школы приобретут первичные
умения работы с учебной и научно-популярной
литературой, будут находить и использовать
информацию для практической работы.
Выпускники
овладеют основами коммуникативной
деятельности, на практическом уровне
осознают значимость работы в группе и
освоят правила групповой работы.
Выпускник
научится:
• осознавать
значимость чтения для дальнейшего
обучения, саморазвития; воспринимать
чтение с учётом его цели как источник
эстетического, нравственного,
познавательного опыта (приобретение
опыта чтения, поиска фактов и суждений,
аргументации, иной информации);
• читать
со скоростью, позволяющей понимать
смысл прочитанного (для всех видов
текстов);
• читать
(вслух) выразительно доступные для
данного возраста прозаические произведения
и декламировать стихотворные произведения
после предварительной подготовки
(только для художественных текстов);
• использовать
различные виды чтения: ознакомительное,
изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное
— в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
• ориентироваться
в содержании художественного и
научно-популярного текстов, понимать
их смысл (при чтении вслух и про себя,
при прослушивании):
— для
художественных текстов: определять
главную мысль и героев произведения;
определять основные события и устанавливать
их последовательность; озаглавливать
текст, передавая в заголовке главную
мысль текста; находить в тексте требуемую
информацию (конкретные сведения, факты,
описания), заданную в явном виде; задавать
вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста; объяснять значение
слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и другой справочной литературы;
— для
научно-популярных текстов: определять
основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии
основное содержание текста; находить
в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания явлений,
процессов), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию текста
и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста; объяснять значение
слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и другой справочной литературы;
• использовать
простейшие приёмы анализа различных
видов текстов:
— для
художественных текстов: делить текст
на части, озаглавливать их; составлять
простой план; устанавливать взаимосвязь
между событиями, фактами, поступками,
мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
— для
научно-популярных текстов: делить
текст на части, озаглавливать их;
составлять простой план; устанавливать
взаимосвязь между отдельными фактами,
событиями, явлениями, описаниями,
процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
• использовать
различные формы интерпретации содержания
текстов:
— для
художественных текстов: формулировать
простые выводы, основываясь на содержании
текста; интерпретировать текст, опираясь
на некоторые его жанровые, структурные,
языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте
напрямую, например соотносить ситуацию
и поступки героев, объяснять (пояснять)
поступки героев, опираясь на содержание
текста;
— для
научно-популярных текстов: формулировать
простые выводы, основываясь на тексте;
устанавливать связи, отношения, не
высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять
описываемые события, соотнося их с
содержанием текста;
• ориентироваться
в нравственном содержании прочитанного,
самостоятельно делать выводы, соотносить
поступки героев с нравственными нормами
(только для художественных текстов);
• передавать
содержание прочитанного или прослушанного
с учётом специфики текста в виде пересказа
(полного или краткого) (для всех видов
текстов);
• участвовать
в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста (задавать вопросы, высказывать
и обосновывать собственное мнение,
соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на
текст или собственный опыт (для всех
видов текстов).
Выпускник
получит возможность научиться:
• удовлетворять
читательский интерес и приобретать
опыт чтения;
• осознанно
выбирать виды чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения;
• различать
на практическом уровне виды текстов
(художественный и научно-популярный),
опираясь на особенности каждого вида
текста;
• осмысливать
эстетические и нравственные ценности
художественного текста и высказывать
собственное суждение;
• высказывать
собственное суждение о прочитанном
(прослушанном) произведении, доказывать
и подтверждать его фактами со ссылками
на текст;
• составлять
по аналогии устные рассказы (повествование,
рассуждение, описание).
Выпускник
научится:
• осуществлять
выбор книги в библиотеке по заданной
тематике или по собственному желанию;
• вести
список прочитанных книг с целью
использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования
своего круга чтения;
• составлять
аннотацию и краткий отзыв на прочитанное
произведение по заданному образцу.
Выпускник
получит возможность научиться:
• работать
с тематическим каталогом;
• работать
с детской периодикой;
• самостоятельно
писать отзыв о прочитанной книге (в
свободной форме).
Выпускник
научится:
• распознавать
некоторые отличительные особенности
художественных произведений (на примерах
художественных образов и средств
художественной выразительности);
• отличать
на практическом уровне прозаический
текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных
текстов;
• различать
художественные произведения разных
жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих
произведений.
Выпускник
получит возможность научиться:
• воспринимать
художественную литературу как вид
искусства, приводить примеры проявления
художественного вымысла в произведениях;
• находить
средства художественной выразительности
(метафора, эпитет);
• сравнивать,
сопоставлять, делать элементарный
анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий
(фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора,
эпитет);
• определять
позиции героев художественного текста,
позицию автора художественного текста.
Выпускник
научится:
• создавать
по аналогии собственный текст в жанре
сказки и загадки;
• восстанавливать
текст, дополняя его начало или окончание
или пополняя его событиями;
• составлять
устный рассказ по репродукциям картин
художников и/или на основе личного
опыта;
• составлять
устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учётом коммуникативной
задачи (для разных адресатов).
Выпускник
получит возможность научиться:
• вести
рассказ (или повествование) на основе
сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя
его содержание, например рассказывать
известное литературное произведение
от имени одного из действующих лиц или
неодушевлённого предмета;
• создавать
серии иллюстраций с короткими текстами
по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
• работать
в группе, создавая сценарии и инсценируя
прочитанное (прослушанное, созданное
самостоятельно) художественное
произведение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий