Начальная
школа — самоценный, принципиально новый
этап в жизни ребёнка: начинается
систематическое обучение в образовательном
учреждении, расширяется сфера его
взаимодействия с окружающим миром,
изменяется социальный статус и
увеличивается потребность в самовыражении.
Образование
в начальной школе является базой,
фундаментом всего последующего обучения.
В первую очередь это касается
сформированности универсальных учебных
действий (УУД), обеспечивающих умение
учиться. В этом и состоит ключевой
стратегический приоритет непрерывного
образования. Сегодня начальное образование
призвано решать свою главную задачу —
закладывать основу формирования учебной
деятельности ребёнка, включающую систему
учебных и познавательных мотивов, умения
принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, планировать, контролировать
и оценивать учебные действия и их
результат.
Понятие,
функции и виды УУД
Остановимся
более подробно на метапредметных
результатах освоения основной
образовательной программы начального
общего образования. Метапредметные
результаты — освоенные обучающимися
универсальные
учебные действия
(регулятивные, познавательные и
коммуникативные), обеспечивающие
умение учиться.
Рассмотрим
более подробно, что включает в себя
понятие
«универсальные
учебные действия».
В
широком значении термин «универсальные
учебные действия» означает умение
учиться, т.·е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Способность
обучающегося самостоятельно успешно
усваивать новые знания, формировать
умения и компетентности, включая
самостоятельную организацию этого
процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается
тем, что универсальные учебные действия
как обобщённые действия открывают
учащимся возможность широкой ориентации
как в различных предметных областях,
так и в строении самой учебной деятельности,
включающей осознание её целевой
направленности, ценностно-смысловых и
операциональных характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться
предполагает полноценное освоение
обучающимися всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы, учебную
цель, учебную задачу, учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка). Умение
учиться —
существенный фактор
повышения эффективности освоения
учащимися предметных знаний, формирования
умений и компетенций, образа мира и
ценностно-смысловых оснований личностного
морального выбора.
Функции
УУД:
1.обеспечивают
возможность обучающегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
2.создают
условия для гармоничного развития
личности и её самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
обеспечивают успешное усвоение знаний,
формирование умений, навыков и
компетентностей в любой предметной
области.
Универсальный
характер учебных действий проявляется
в том, что они носят надпредметный,
метапредметный характер; обеспечивают
целостность общекультурного, личностного
и познавательного развития и саморазвития
личности; обеспечивают преемственность
всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции
любой деятельности учащегося независимо
от её специально-предметного содержания.
Универсальные
учебные действия обеспечивают этапы
усвоения учебного содержания и
формирования психологических способностей
обучающегося. Метапредметные
результаты формируются за счёт реализации
программы формирования универсальных
учебных действий и программ всех без
исключения учебных предметов.
Рассмотрим,
какими типами учебных действий овладеют
ученики в сфере регулятивных, познавательных
и коммуникативных универсальных учебных
действий:
Регулятивные
УУД
Выпускник
научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные
УУД
Выпускник
научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- владеть рядом общих приёмов решения задач;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные
УУД
Выпускник
научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование
УУД у обучающихся на ступени начального
общего образования
Программа
формирования универсальных учебных
действий направлена на обеспечение
системно-деятельностного подхода,
положенного в основу Стандарта,
и призвана способствовать реализации
развивающего потенциала общего среднего
образования, развитию системы универсальных
учебных действий, выступающей как
инвариантная основа образовательного
процесса и обеспечивающей школьникам
умение учиться, способность к саморазвитию
и самосовершенствованию. Всё это
достигается путём как освоения
обучающимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин, так и сознательного, активного
присвоения ими нового социального
опыта. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются как производные от
соответствующих видов целенаправленных
действий, если они формируются, применяются
и сохраняются в тесной связи с активными
действиями самих учащихся. Качество
усвоения знаний определяется многообразием
и характером видов универсальных
действий.
При
формировании УУД необходима последовательная
реализация деятельностного подхода,
которая направлена на повышение
эффективности образования, более гибкое
и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения
в изучаемой области, существенное
повышение их мотивации и интереса к
учёбе.
В
рамках деятельностного подхода в
качестве УУД рассматриваются такие
компоненты учебной деятельности —
мотивы, особенности целеполагания
(учебная цель и задачи), учебные действия,
контроль и оценка, сформированность
которых является одной из составляющих
успешности обучения в образовательном
учреждении.
При
оценке сформированности учебной
деятельности учитывается возрастная
специфика, которая заключается в
постепенном переходе от совместной
деятельности учителя и обучающегося к
совместно-разделённой (в младшем школьном
и младшем подростковом возрасте) и к
самостоятельной с элементами
самообразования и самовоспитания
деятельности (в младшем подростковом
и старшем подростковом возрасте).
Развитие
системы УУД, определяющих развитие
психологических способностей личности,
осуществляется в рамках нормативно возрастного
развития личностной и познавательной
сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной
деятельности ребёнка и тем самым
определяет зону ближайшего развития
указанных универсальных учебных действий
(их уровень развития, соответствующий
«высокой норме») и их свойства.
Универсальные
учебные действия представляют собой
целостную систему, в которой происхождение
и развитие каждого вида учебного действия
определяется его отношением с другими
видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития.
Так:
- общение и сорегуляция формируют способность ребёнка регулировать свою деятельность;
- оценка окружающих (близкого и взрослого) формирует
самопринятие
и самоуважение, т.·е. самооценка и
Я концепция как результат
самоопределения;
- ситуативно-познавательное и внеситуативно-познавательное общения - познавательные действия ребёнка.
Осуществление
деятельностного подхода на практике
Сначала
ответим на такой вопрос: что значит
уметь
учиться?
Учиться - это учить себя. Ещё Ж.-Ж. Руссо
сказал: «Прежде, чем вы приметесь за
какое-нибудь ремесло, вам нужны
инструменты».
Прежде
всего нужно разобраться, что представляет
собой деятельность, как явление жизни,
какова её структура, какие бывают виды
деятельности, как она развивается, в
чём специфика и предназначение именно
учебной деятельности.
Теорию
деятельности создавали блестящие
российские психологи - Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальиерин и
др.(при вхождении в деятельность, человек
застаёт её как вполне до него сложившуюся
и требованиям которой он должен
подчиняться) – это психологическая
теория.
В
середине прошлого столетия в российской
методологической школе под руководством
Г.П. Щедровицкого стало формироваться
представление о развитии мира
деятельности, который существуют
объективно, независимо от психики
человека, и люди, включающиеся в
деятельность, вынуждены к ним
приспосабливаться и их учитывать – это
социологическая теория.
В
синтезе двух подходов возникла
методологическая версия теории
деятельности. Данный подход и называется
системно-деятельностным.
В рамках этого подхода построена
технология деятельностного метода
обучения. Данный подход открывает
возможность построение и обоснование
структуры учебной деятельности, без
которой умение учись учиться не может
формироваться системно.
Чтобы
научить детей учиться, важно
построить структуру учебной
деятельности
– ту дорогу, по которой должен
систематически ходить учащийся в
процессе обучения, чтобы приобрести
необходимый опыт и условия для его
дальнейшего практического использования
в жизни.
Учебная
деятельность - это деятельность ученика,
связанная с одной стороны, с освоением
культурных ценностей общества, с другой
- с формированием способностей к
самоизменению и рефлексии, обеспечивающих
адекватное самоопределение и успешную
самореализацию человека в жизни.
Учащиеся
должны понимать, что такое учебная
деятельность, какова ей роль, какие есть
способы и средства освоения знаний, как
следует взаимодействовать друг с другом
и педагогом. Для формирования умения
учиться необходимо помимо предметных
уроков специальные метапредметные
уроки.
В
учебной деятельности пребывают учащиеся,
а не педагог, они осваивают предметные,
надпредметные знания, умения и навыки,
формируют свои способности к самоизменению
и рефлексии. Функция учителя состоит в
организации такого образовательного
процесса, который максимально эффективно
снимает затруднения учеников в их
учебной деятельности. Делает он это,
выбирая адекватно способы и средства
обучения: технологии, программы, учебники
и др.
Поэтому
в образовательном процессе у учителя
две роли:
1)роль
руководителя
(выбирает способы и средства, организует
образовательный процесс, задаёт вопросы
и предлагает задания);
В
роли руководителя учитель имеет
характеристику:
- профессионализм;
- владение теми ценностями, которые должен передавать;
- способность к самоизменению и рефлексии.
2)
роль помощника
(отвечает на их вопросы, в ходе урока
меняет свою позицию) .А вот характеристика
учителя как помощника:
- любовь к детям;
- умение слышать и понимать их;
- не навязывать своё мнение;
Но
основная его задача, независимо от роли
– помочь в самоизменении, научить их
учиться.
В
ходе учения только сам ученик может
усваивать и приобретать новые знания,
умения, способности. Это возможно лишь
путем изменения себя, прежних знаний,
умений. Базовым процессом, посредством
которого осуществляется усвоение
нового, является самоизменение.
Деятельность ученика изменить себя, а
учителя – организовать процесс его
изменения.
Структура
учебной деятельности
Чтобы
начать изменение себя, научится чему-либо,
учащийся должен это захотеть и поставить
цель (если он чего-то не знает, не умеет,
но это важно). Это возникает тогда, когда
человек что-то делал сам, пробовал, и в
его действиях возникло затруднение.
Зачем он начал пробовать? Он понял, что
это может получиться (иначе и пробовать
не будет), представил себе, как это будет
происходить, самоопределился к пробному
действию. Цель поставлена, как он будет
действовать? В культуре веками складывался
и признан сегодня как самый короткий и
продуктивный путь преодоления затруднений
– метод рефлексии. Он заключается в
следующем:
- зафиксировав затруднения, надо остановиться и подумать;
- проанализировать, как ты выполнял своё действие и в каком месте возникло затруднение;
- понять по какой причине оно возникло;
- поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, выбрать адекватный способ действий и построить проект;
- реализовать проект.
Завершится
этот путь самоконтролем и самооценкой.
Таким образом, весь путь учебной
деятельности – это путь самоизменения
человека.
Наряду со
способностями к самоизменению учебная
деятельность создаёт условия для
приобретения способности к саморазвитию.
Всю
структуру учебной деятельности можно
разделить на два шага:
первый шаг – выяснение того, чему надо
научиться, цель второго – самому найти
нужные знания и умения.
Рассмотрим
первый
шаг
подробно.
- Ученик должен понять систему требований (Н: поведение на уроке, аккуратное письмо);
- Ученик согласен выполнять требования (здесь осуществляется мотивация к учебной деятельности);
- Понимание учеником требований к осуществлению пробных действий (осознать, что задание, которые он должен выполнить, чем-то похожи на известные, но, с другой стороны, в нем есть новый элемент);
- Самоопределение к пробному действию (попробовать и найти новый способ);
- Осуществление пробного действия самостоятельно, без чьей-либо помощи; продуктом пробного действия является затруднение, именно оно дает шанс для саморазвития: если его нет, то самоизменения нет;
- Обдумывание или рефлексия пробного действия;
- Восстановление хода пробного действия;
- Выявление причин затруднения;
После
этого начинается второй
шаг
учебной деятельности.
- Построение проекта будущих учебных действий (что, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить)
- Реализация проекта (действие по плану)
- Фиксация нового способа действия в речи и в знаках
- Отработка умений по применению нового способа
- Процедура контроля
- Включение нового знания в систему знаний
- Оценка всего проделанного
Таким образом,
структура учебной деятельности дает
ответ на вопрос «Что значит уметь
учиться?» - это значит знать, хотеть и
уметь выполнять все шаги учебной
деятельности и их рефлексию. Чем раньше
ребенок будет погружен в такой способ
организации своей деятельности, тем
легче ему будет адаптироваться к нему,
тем скорее и успешнее он научится
учиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий