Ребусы

четверг, 10 декабря 2015 г.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. В этом и состоит ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Понятие, функции и виды УУД
Остановимся более подробно на метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), обеспечивающие умение учиться.
Рассмотрим более подробно, что включает в себя понятие «универсальные учебные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции УУД:
1.обеспечивают возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2.создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.


Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Рассмотрим, какими типами учебных действий овладеют ученики в сфере регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;



Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
При формировании УУД необходима последовательная реализация деятельностного подхода, которая направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.
В рамках деятельностного подхода в качестве УУД рассматриваются такие компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).


Развитие системы УУД, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Так:
  1. общение и сорегуляция формируют способность ребёнка регулировать свою деятельность;
  2. оценка окружающих (близкого и взрослого) формирует
самопринятие и самоуважение, т.·е. самооценка и Я концепция как результат самоопределения;
  1. ситуативно-познавательное и внеситуативно-познавательное общения - познавательные действия ребёнка.
Осуществление деятельностного подхода на практике
Сначала ответим на такой вопрос: что значит уметь учиться? Учиться - это учить себя. Ещё Ж.-Ж. Руссо сказал: «Прежде, чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты».
Прежде всего нужно разобраться, что представляет собой деятельность, как явление жизни, какова её структура, какие бывают виды деятельности, как она развивается, в чём специфика и предназначение именно учебной деятельности.
Теорию деятельности создавали блестящие российские психологи - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальиерин и др.(при вхождении в деятельность, человек застаёт её как вполне до него сложившуюся и требованиям которой он должен подчиняться) – это психологическая теория.
В середине прошлого столетия в российской методологической школе под руководством Г.П. Щедровицкого стало формироваться представление о развитии мира деятельности, который существуют объективно, независимо от психики человека, и люди, включающиеся в деятельность, вынуждены к ним приспосабливаться и их учитывать – это социологическая теория.
В синтезе двух подходов возникла методологическая версия теории деятельности. Данный подход и называется системно-деятельностным. В рамках этого подхода построена технология деятельностного метода обучения. Данный подход открывает возможность построение и обоснование структуры учебной деятельности, без которой умение учись учиться не может формироваться системно.
Чтобы научить детей учиться, важно построить структуру учебной деятельности – ту дорогу, по которой должен систематически ходить учащийся в процессе обучения, чтобы приобрести необходимый опыт и условия для его дальнейшего практического использования в жизни.
Учебная деятельность - это деятельность ученика, связанная с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества, с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ей роль, какие есть способы и средства освоения знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и педагогом. Для формирования умения учиться необходимо помимо предметных уроков специальные метапредметные уроки.

В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог, они осваивают предметные, надпредметные знания, умения и навыки, формируют свои способности к самоизменению и рефлексии. Функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности. Делает он это, выбирая адекватно способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и др.
Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли:
1)роль руководителя (выбирает способы и средства, организует образовательный процесс, задаёт вопросы и предлагает задания);
В роли руководителя учитель имеет характеристику:
  • профессионализм;
  • владение теми ценностями, которые должен передавать;
  • способность к самоизменению и рефлексии.
2) роль помощника (отвечает на их вопросы, в ходе урока меняет свою позицию) .А вот характеристика учителя как помощника:
  • любовь к детям;
  • умение слышать и понимать их;
  • не навязывать своё мнение;
Но основная его задача, независимо от роли – помочь в самоизменении, научить их учиться.
В ходе учения только сам ученик может усваивать и приобретать новые знания, умения, способности. Это возможно лишь путем изменения себя, прежних знаний, умений. Базовым процессом, посредством которого осуществляется усвоение нового, является самоизменение. Деятельность ученика изменить себя, а учителя – организовать процесс его изменения.
Структура учебной деятельности
Чтобы начать изменение себя, научится чему-либо, учащийся должен это захотеть и поставить цель (если он чего-то не знает, не умеет, но это важно). Это возникает тогда, когда человек что-то делал сам, пробовал, и в его действиях возникло затруднение. Зачем он начал пробовать? Он понял, что это может получиться (иначе и пробовать не будет), представил себе, как это будет происходить, самоопределился к пробному действию. Цель поставлена, как он будет действовать? В культуре веками складывался и признан сегодня как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии. Он заключается в следующем:
  • зафиксировав затруднения, надо остановиться и подумать;
  • проанализировать, как ты выполнял своё действие и в каком месте возникло затруднение;
  • понять по какой причине оно возникло;
  • поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, выбрать адекватный способ действий и построить проект;
  • реализовать проект.
Завершится этот путь самоконтролем и самооценкой. Таким образом, весь путь учебной деятельности – это путь самоизменения человека.
Наряду со способностями к самоизменению учебная деятельность создаёт условия для приобретения способности к саморазвитию.
Всю структуру учебной деятельности можно разделить на два шага: первый шаг – выяснение того, чему надо научиться, цель второго – самому найти нужные знания и умения.






Рассмотрим первый шаг подробно.
  1. Ученик должен понять систему требований (Н: поведение на уроке, аккуратное письмо);
  2. Ученик согласен выполнять требования (здесь осуществляется мотивация к учебной деятельности);
  3. Понимание учеником требований к осуществлению пробных действий (осознать, что задание, которые он должен выполнить, чем-то похожи на известные, но, с другой стороны, в нем есть новый элемент);
  4. Самоопределение к пробному действию (попробовать и найти новый способ);
  5. Осуществление пробного действия самостоятельно, без чьей-либо помощи; продуктом пробного действия является затруднение, именно оно дает шанс для саморазвития: если его нет, то самоизменения нет;
  6. Обдумывание или рефлексия пробного действия;
  7. Восстановление хода пробного действия;
  8. Выявление причин затруднения;
После этого начинается второй шаг учебной деятельности.
  1. Построение проекта будущих учебных действий (что, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить)
  2. Реализация проекта (действие по плану)
  3. Фиксация нового способа действия в речи и в знаках
  4. Отработка умений по применению нового способа
  5. Процедура контроля
  6. Включение нового знания в систему знаний
  7. Оценка всего проделанного


Таким образом, структура учебной деятельности дает ответ на вопрос «Что значит уметь учиться?» - это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий