Принцип
системно-деятельностной организации
воспитания.
Воспитание, направленное на
духовно-нравственное развитие обучающихся
и поддерживаемое всем укладом школьной
жизни, включает в себя организацию
учебной, внеучебной, общественно значимой
деятельности младших школьников.
Интеграция содержания различных видов
деятельности обучающихся в рамках
программы их духовно-нравственного
развития и воспитания осуществляется
на основе воспитательных идеалов и
ценностей. Каждая из ценностей
педагогически определяется как вопрос,
разрешение которого превращается в
воспитательную задачу. Что есть Отечество?
семья? милосердие? закон? честь? Понимание
— это ответ на вопрос. Оно достигается
через выяснение общественного значения
ценностей и открытие их личностного
смысла. Для решения воспитательных
задач обучающиеся вместе с педагогами
и родителями (законными представителями),
иными субъектами воспитания и социализации
обращаются к содержанию:
• общеобразовательных
дисциплин;
• произведений
искусства;
• периодической
литературы, публикаций, радио- и
телепередач, отражающих современную
жизнь;
• духовной
культуры и фольклора народов России;
• истории,
традиций и современной жизни своей
Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного
опыта своих родителей (законных
представителей) и прародителей;
• общественно
полезной и личностно значимой деятельности
в рамках педагогически организованных
социальных и культурных практик;
• других
источников информации и научного знания.
Решение этих
задач предполагает, что при разработке
предметных программ и учебников в их
содержании должны гармонично сочетаться
специальные и культурологические
знания, отражающие многонациональный
характер российского народа.
Таким образом,
содержание разных видов учебной,
семейной, общественно значимой
деятельности интегрируется вокруг
сформулированной в виде вопроса-задачи
ценности. В свою очередь, ценности
последовательно раскрываются в содержании
образовательного процесса и всего
уклада школьной жизни. Ценности не
локализованы в содержании отдельного
учебного предмета, формы или вида
образовательной деятельности. Они
пронизывают всё содержание образования,
весь уклад школьной жизни, всю многоплановую
деятельность обучающегося как человека,
личности, гражданина. Система идеалов
и ценностей создаёт смысловую основу
пространства духовно-нравственного
развития личности. В этом пространстве
снимаются барьеры между отдельными
учебными предметами, между школой и
семьёй, школой и обществом, школой и
жизнью.
Перечисленные
принципы определяют концептуальную
основу уклада школьной жизни. Сам по
себе этот уклад формален. Придаёт ему
жизненную, социальную, культурную,
нравственную силу педагог.
Обучающийся
испытывает большое доверие к учителю.
Для него слова учителя, поступки, ценности
и оценки имеют нравственное значение.
Именно педагог не только словами, но и
всем своим поведением, своей личностью
формирует устойчивые представления
ребёнка о справедливости, человечности,
нравственности, об отношениях между
людьми. Характер отношений между
педагогом и детьми во многом определяет
качество духовно-нравственного развития
и воспитания последних.
Родители
(законные представители), так же как и
педагог, подают ребёнку первый пример
нравственности. Пример имеет огромное
значение в духовно-нравственном развитии
и воспитании личности.
Необходимо
обеспечивать наполнение всего уклада
жизни обучающегося множеством примеров
нравственного поведения, которые широко
представлены в отечественной и мировой
истории, истории и культуре традиционных
религий, истории и духовно-нравственной
культуре народов Российской Федерации,
литературе и различных видах искусства,
сказках, легендах и мифах. В содержании
каждого из основных направлений
духовно-нравственного развития и
воспитания должны быть широко представлены
примеры духовной, нравственной,
ответственной жизни как из прошлого,
так и из настоящего, в том числе получаемые
при общении обучающихся с людьми, в
жизни которых есть место духовному
служению и моральному поступку.
Наполнение
уклада школьной жизни нравственными
примерами активно противодействует
тем образцам циничного, аморального,
откровенно разрушительного поведения,
которые в большом количестве и
привлекательной форме обрушивают на
детское сознание компьютерные игры,
телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной
жизни моделирует пространство культуры
с абсолютным приоритетом традиционных
нравственных начал. Учитель через уклад
школьной жизни вводит ребёнка в мир
высокой культуры. Но принять ту или иную
ценность ребёнок должен сам, через
собственную деятельность. Поэтому
педагогическая поддержка нравственного
самоопределения младшего школьника
есть одно из условий его духовно-нравственного
развития. В процессе нравственного
самоопределения пробуждается самое
главное в человеке — совесть, его
нравственное самосознание.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание должны преодолевать
изоляцию детства, обеспечивать полноценное
социальное созревание младших школьников.
Необходимо формировать и стимулировать
стремление ребёнка включиться в посильное
решение проблем школьного коллектива,
своей семьи, села, города, микрорайона,
находить возможности для совместной
общественно полезной деятельности
детей и взрослых, младших и старших
детей.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся,
содержание их деятельности должны
раскрывать перед ними их возможное
будущее. В условиях изоляции мира детства
и виртуальной зрелости детей их
собственное будущее превратилось в
реальную проблему: они его недостаточно
осознают, потому что мало действуют,
нередко «застревают» в пространстве
собственных переживаний, компьютерных
игр, телевидения, индустрии развлечений,
проживают чужую жизнь, умаляя при этом
свою собственную. Важным условием
духовно-нравственного развития и
полноценного социального созревания
является соблюдение равновесия между
самоценностью детства и своевременной
социализацией. Первое раскрывает для
человека его внутренний идеальный мир,
второе — внешний, реальный. Соединение
внутреннего и внешнего миров происходит
через осознание и усвоение ребёнком
моральных норм, поддерживающих, с одной
стороны, нравственное здоровье личности,
с другой — бесконфликтное, конструктивное
взаимодействие человека с другими
людьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий