Восприятие
произведений искусства.
Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность
искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через
единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих
идей о нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного
искусства: сходство и различия. Человек,
мир природы в реальной жизни: образ
человека, природы в искусстве. Представления
о богатстве и разнообразии художественной
культуры (на примере культуры народов
России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов
России (по выбору). Ведущие художественные
музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)
и региональные музеи. Восприятие и
эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового
искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств
в повседневной жизни человека, в
организации его материального окружения.
Рисунок.
Материалы для рисунка: карандаш, ручка,
фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.
Приёмы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и
разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись.
Живописные материалы. Красота и
разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами
живописи. Цвет — основа языка живописи.
Выбор средств художественной
выразительности для создания живописного
образа в соответствии с поставленными
задачами. Образы природы и человека в
живописи.
Скульптура.
Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные
приёмы работы с пластическими скульптурными
материалами для создания выразительного
образа (пластилин, глина — раскатывание,
набор объёма, вытягивание формы). Объём
— основа языка скульптуры. Основные
темы скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами
скульптуры.
Художественное
конструирование и дизайн.
Разнообразие материалов для художественного
конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными
материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор
объёма, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание). Представление
о возможностях использования навыков
художественного конструирования и
моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное
искусство.
Истоки декоративно- прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о
синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий
труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека
в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте,
отражённые в изобразительном искусстве,
сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном
искусстве. Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные
узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с
произведениями народных художественных
промыслов в России (с учётом местных
условий).
Композиция.
Элементарные приёмы композиции на
плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта,
ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания. Роль контраста в
композиции: низкое и высокое, большое
и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и
светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Главное и второстепенное
в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет.
Основные и составные цвета. Тёплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Роль
белой и чёрной красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета.
Практическое овладение основами
цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального
состояния.
Линия.
Многообразие линий (тонкие, толстые,
прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглённые спиралью, летящие) и их
знаковый характер. Линия, штрих, пятно
и художественный образ. Передача с
помощью линии эмоционального состояния
природы, человека, животного.
Форма.
Разнообразие форм предметного мира и
передача их на плоскости и в пространстве.
Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы
предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объём.
Объём в пространстве и объём на плоскости.
Способы передачи объёма. Выразительность
объёмных композиций.
Ритм.
Виды ритма (спокойный, замедленный,
порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм
линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в
живописи и рисунке. Передача движения
в композиции с помощью ритма элементов.
Особая роль ритма в декоративно-прикладном
искусстве.
Земля
— наш общий дом.
Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных
состояний. Разница в изображении природы
в разное время года, суток, в различную
погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных
географических широт. Использование
различных художественных материалов
и средств для создания выразительных
образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие
и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих
природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях
авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов,
И. И. Левитан, И. И. Шишкин,
Н. К. Рерих,
К. Моне,
П. Сезанн,
В. Ван
Гог и др.).
Знакомство
с несколькими наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные народы и
эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере
культурных традиций разных народов
мира. Образ человека в искусстве разных
народов. Образы архитектуры и
декоративно-прикладного искусства.
Родина
моя — Россия.
Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России.
Пейзажи родной природы. Единство
декоративного строя в украшении жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма.
Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами,
сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления
народа о красоте человека (внешней и
духовной), отражённые в искусстве. Образ
защитника Отечества.
Человек
и человеческие взаимоотношения.
Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная
выразительность образов персонажей,
пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм, бескорыстие
и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство
дарит людям красоту.
Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов
и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта,
видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств
в повседневной жизни человека, в
организации его материального окружения.
Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий,
традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного
и декоративно-прикладного искусства
народов России). Жанр натюрморта.
Художественное конструирование и
оформление помещений и парков, транспорта
и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Участие в
различных видах изобразительной,
декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской
деятельности.
Освоение
основ рисунка, живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства.
Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек,
животные, растения).
Овладение
основами художественной грамоты:
композицией, формой, ритмом, линией,
цветом, объёмом, фактурой.
Создание
моделей предметов бытового окружения
человека. Овладение элементарными
навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и
применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача
настроения в творческой работе с помощью
цвета,
тона,
композиции, пространства, линии, штриха,
пятна, объёма,
фактуры материала.
Использование
в индивидуальной и коллективной
деятельности различных художественных
техник и материалов: коллажа,
граттажа,
аппликации, компьютерной анимации,
натурной мультипликации, фотографии,
видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши,
акварели,
пастели, восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров,
пластилина, глины, подручных
и природных материалов.
Участие в
обсуждении содержания и выразительных
средств произведений изобразительного
искусства, выражение своего отношения
к произведению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий