Представленный ниже фрагмент урока русского языка в третьем классе по теме «Непроизносимые согласные» иллюстрирует организацию работы класса в технологии деятельностного подхода. Ученики под диктовку записывают слова: сказка, рассказ, книжка, суббота, класс.
- Какие орфограммы встретились в этих словах? (Удвоенные согласные и парные согласные.)
- Какие слова отнесём к первой группе, какие ко второй?
- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении он может оглушаться.) Как проверить орфограмму?
- Что происходит с удвоенными согласными при произношении? (Они сливаются в один звук.)
- Ребята, запишите под диктовку слова: радостный, грустный, праздник.
Учащиеся работают в тетрадях, одновременно у доски с обратной стороны работают два ученика.
- Какие получились результаты? (Разные: радостный, грустный, праздник и радосный, грусный, празник.)
- Кто согласен с первым ответом? Со вторым? Мнения разделились. Почему? (Мы не знаем, как проверить.)
- Что у нас возникло? (Затруднение.)
- Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)
- Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)
- Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
- Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения, переписываться по электронной почте.)
- Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся.)
- Какая же тема урока сегодня? (Непроизносимые согласные.)
- Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.)
-Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)
- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)
В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве
Ссылка
Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
- Какие орфограммы встретились в этих словах? (Удвоенные согласные и парные согласные.)
- Какие слова отнесём к первой группе, какие ко второй?
- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении он может оглушаться.) Как проверить орфограмму?
- Что происходит с удвоенными согласными при произношении? (Они сливаются в один звук.)
- Ребята, запишите под диктовку слова: радостный, грустный, праздник.
Учащиеся работают в тетрадях, одновременно у доски с обратной стороны работают два ученика.
- Какие получились результаты? (Разные: радостный, грустный, праздник и радосный, грусный, празник.)
- Кто согласен с первым ответом? Со вторым? Мнения разделились. Почему? (Мы не знаем, как проверить.)
- Что у нас возникло? (Затруднение.)
- Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)
- Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)
- Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
- Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения, переписываться по электронной почте.)
- Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся.)
- Какая же тема урока сегодня? (Непроизносимые согласные.)
- Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.)
-Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)
- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)
В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве
Ссылка
Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
Комментариев нет:
Отправить комментарий