Система
оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы начального общего образования
(далее — система оценки) представляет
собой один из инструментов реализации
требований Стандарта к результатам
освоения основной образовательной
программы начального общего образования
и направлена на обеспечение качества
образования, что предполагает вовлечённость
в оценочную деятельность как педагогов,
так и обучающихся.
Оценка
на единой критериальной основе,
формирование навыков рефлексии,
самоанализа, самоконтроля, само- и
взаимооценки не только дают возможность
педагогам и обучающимся освоить
эффективные средства управления учебной
деятельностью, но и способствуют развитию
у обучающихся самосознания, готовности
открыто выражать и отстаивать свою
позицию, готовности к самостоятельным
поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты.
В
соответствии со Стандартом основным
объектом
системы оценки, её
содержательной
и критериальной базой выступают
планируемые результаты
освоения обучающимися основной
образовательной программы начального
общего образования.
Система
оценки призвана способствовать
поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности
в системе непрерывного образования. Её
основными
функциями
являются
ориентация
образовательного процесса
на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы начального общего образования
и обеспечение эффективной
обратной
связи,
позволяющей осуществлять
управление
образовательным процессом.
Основными
направлениями и целями оценочной
деятельности в соответствии с требованиями
Стандарта являются оценка образовательных
достижений обучающихся и оценка
результатов деятельности образовательных
учреждений и педагогических кадров.
Полученные данные используются для
оценки состояния и тенденций развития
системы образования разного уровня.
Основным
объектом, содержательной и критериальной
базой итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального
общего образования выступают планируемые
результаты, составляющие содержание
блока «Выпускник научится» для
каждой программы, предмета, курса.
При оценке
результатов деятельности образовательных
учреждений и работников образования
основным объектом оценки, её содержательной
и критериальной базой выступают
планируемые результаты освоения основной
образовательной программы, составляющие
содержание блоков «Выпускник
научится»
и
«Выпускник получит возможность научиться»
для
каждой учебной программы.
При оценке
состояния и тенденций развития систем
образования основным объектом оценки,
её содержательной и критериальной базой
выступают ведущие целевые установки и
основные ожидаемые результаты,
составляющие содержание первого блока
планируемых результатов для каждой
учебной программы.
Система
оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы начального общего образования
предполагает
комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трёх групп
результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии
с требованиями Стандарта предоставление
и использование
персонифицированной информации
возможно только в рамках процедур
итоговой оценки обучающихся. Во всех
иных процедурах допустимо предоставление
и использование исключительно
неперсонифицированной (анонимной)
информации
о достигаемых обучающимися образовательных
результатах.
Интерпретация
результатов оценки ведётся на основе
контекстной информации
об условиях и особенностях деятельности
субъектов образовательного процесса.
В частности, итоговая оценка обучающихся
определяется с учётом их стартового
уровня и динамики образовательных
достижений.
Система
оценки предусматривает
уровневый подход
к представлению планируемых результатов
и инструментарию для оценки их достижения.
Согласно этому подходу за точку отсчёта
принимается не «идеальный образец»,
отсчитывая от которого «методом
вычитания» и фиксируя допущенные ошибки
и недочёты формируется сегодня оценка
ученика, а необходимый для продолжения
образования и реально достигаемый
большинством обучающихся опорный
уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня
интерпретируется как безусловный
учебный успех ребёнка, как исполнение
им требований Стандарта. А оценка
индивидуальных образовательных
достижений ведётся «методом сложения»,
при котором фиксируется достижение
опорного уровня и его превышение. Это
позволяет поощрять продвижения
обучающихся, выстраивать индивидуальные
траектории движения с учётом зоны
ближайшего развития.
Поэтому в
текущей оценочной деятельности
целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с
оценками типа:
• «зачёт/незачёт»
(«удовлетворительно/неудовлетворительно»),
т. е. оценкой, свидетельствующей об
освоении опорной системы знаний и
правильном выполнении учебных действий
в рамках диапазона (круга) заданных
задач, построенных на опорном учебном
материале;
• «хорошо»,
«отлично» — оценками, свидетельствующими
об усвоении опорной системы знаний на
уровне осознанного произвольного
овладения учебными действиями, а также
о кругозоре, широте (или избирательности)
интересов.
Это не
исключает возможности использования
традиционной системы отметок по
5-балльной шкале, однако требует уточнения
и переосмысления их наполнения. В
частности, достижение опорного уровня
в этой системе оценки интерпретируется
как безусловный учебный успех ребёнка,
как исполнение им требований Стандарта
и соотносится с оценкой «удовлетворительно»
(«зачёт»).
В процессе
оценки используются разнообразные
методы и формы, взаимно дополняющие
друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты,
практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения и
др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий